Вы наверняка обратили внимание, как сильно за последние два с половиной года изменился российский ритейл. Весной 2022 мировые компании вроде Inditex и их бренды спешно покинули наш рынок под давлением санкций, а эксперты пообещали скорый конец всей фэшн сферы в стране. Даже ливанская группа Daher, владелица Maag, Dub и Ecru и преемник Inditex в России, всего через пару месяцев заявила, что столкнулась с низким объемом продаж и выручки.
И все же, несмотря на неутешительные прогнозы, одежды мы не лишились. Более того, спустя почти три года крупные российские ритейлеры заняли многие освободившиеся площади, расширили сети продаж и выросли в прибыли. Один только Melon Fashion Group за 2023 увеличил свои продажи больше чем на треть.
Но как обстоят дела у нишевых брендов? На самом деле, все куда сложнее, чем у их больших собратьев. Для тех, у кого нет многомиллионных оборотов и выхода на международный рынок, работа в отечественном фэшн становится настоящим испытанием: сфера еще не развилась достаточно, чтобы самостоятельно обслуживать появляющиеся на внутреннем рынке бренды.
Давайте на нашем примере разберем, какие проблемы есть в отрасли и к чему стоит быть готовым, если вы планируете запуск собственной линейки одежды.
Хорошие материалы — это дорого
Если вы хотите произвести красивую и качественную вещь, будьте готовы к большим тратам. За основу в 99% случаев пойдет зарубежная ткань: итальянская, португальская, японская и т.д. Многие российские бренды миддл-ап и премиум сегмента шьют из тех же тканей, что Loro Piana, Balenciaga или даже Chanel. В условиях ослабевшего рубля и параллельного импорта это и без того дорогое сырье стало еще дороже.
Даже если вы рассматриваете производство в более дешевом сегменте, то все равно будете вынуждены закупать ткани зарубежных производителей. И это совсем не ради надписи на бирке или красного словца на сайте бренда: в России очень мало ткацких производств и почти нет своих тканей.
Мы как бренд мужского белья все-таки преимущественно работаем с хлопком. Но вот незадача: у нас в стране его выращивают лишь в малых количествах. Хотя в начале 1980-х СССР со своим хлопководством занимал не последнее место в мировом валовом производстве (порядка 17-19%) и выращивал больше всего хлопка-сырца. После распада мы почти лишились своего сырья и стали полностью зависимы от импортного хлопчатника.
В 2018 году в Ставропольском крае выделили под хлопок 200 га и возобновили его сбор. Увы, это слишком маленькие объемы, чтобы перебить поставки из стран Азии, да и по себестоимости они выходят намного дороже. Поэтому мы для своего белья пока что закупаем турецкий хлопок.
Но та же проблема касается и других видов тканей, а также фурнитуры, резинок и пр. Сейчас мы разрабатываем спортивную линейку, и вы даже не представляете, как сложно найти хорошую синтетическую ткань, которая окажется комфортна в носке и при этом не будет стоить сумасшедших денег.
Маленькие объемы = никакой выгоды
Тут работает очень простая математика: чем больше товара производит бренд, тем меньше он за него платит и тем больше он получает с его продажи.
Это связано с двумя факторами:
- Разработкой лекал. Каждое изделие требует отдельного лекала, а это время и деньги (поверьте, с первого раза тут ничего не получается и в следующем разделе вы узнаете почему). Чисто экономически выгоднее сшить как можно больше вещей по одному лекалу, чем сделать много разных и по ним изготовить небольшое количество экземпляров.
- Оптовой закупкой. Большие партии фурнитуры, тканей и упаковки обходятся намного дешевле, чем мелкие, потому что почти не образуют остатки.
Это во многом объясняет довольно демократичный прайс на вещи в российском масс-маркет сегменте от Befree, Zarina или GJ. Более того, все они шьют преимущественно из синтетических тканей (они значительно дешевле натуральных) и размещают заказы на производство в Китае.
Но здесь также важно учитывать и тот сегмент, который вы для себя выбираете. Мы изначально метили в миддл-ап, поэтому очень тщательно подошли ко всем составляющим конечного продукта. Производство для нас просто не может быть дешевым и массовым, потому что качество и цена у нас выше, а аудитория при этом — меньше. Это своего рода замкнутый круг, из которого невозможно выбраться, пока ваш бренд не вырастет в нужной мере.
Задача тысячелетия: найти хорошую швею
Проблемы производства вовсе не заканчиваются дороговизной материалов. Основная сложность, с которой мы столкнулись, готовясь к нашей первой партии, — специалисты.
Видимо, в силу того, что текстильная отрасль в России долгое время не развивалась, обучение профессиям швеи, конструктора и технолога просто канули в небытие. Сфера запущена, должности в ней не престижны, а зарплаты зачастую ниже рынка. Следовательно, желающих в ней работать очень мало, как и сильных образовательных программ по специальностям.
Найти классную швею или конструктора даже в огромном городе вроде Москвы — практически невозможно. Остались преимущественно мастерицы старшего возраста, но их мало и из-за огромного спроса стоят они очень дорого. А если вы, как и мы сами, не очень хорошо разбираетесь в пошиве, отличить профессионала от того, кто себя за него выдает, будет непросто.
Для нас поиск специалистов стал настоящим испытанием. Собственной команды у бренда нет, поэтому мы нашли кого-то на аутсорсе и сразу же просчитались. Первый конструктор забрала у нас образец, ткани и предоплату, после чего просто перестала выходить на связь. После долгих уговоров мы все-таки получили от нее экземпляры белья. Правда, они оказались ужасны и с точки зрения соответствия образцу, и с точки зрения технологии пошива. Мы сменили одного, второго, третьего и четвертого конструктора, пока не пришли к изделию, которое соответствовало бы нашим ожиданиям.
И то: до идеала мы еще не дошли и постоянно ищем способы улучшить наше белье. Как видите, малой кровью все это не обходится.
Маркетинг без пощады
Российских брендов сейчас великое множество. На Московской неделе моды прошли показы порядка 200 участников, а на Урале даже появилась собственная неделя моды. Все это лишь подтверждает, что покупателю как никогда нужна помощь, чтобы не потеряться в дебрях российского фэшн-бизнеса.
Выделить свой бренд среди прочих и заработать хорошую репутацию можно только через комплексную работу: не только над изделиями, но и над оформлением соцсетей и сайта, имиджевыми съемками, амбассадорами и пр. Короче говоря, придется озадачиться маркетингом. А это совсем не маленькая статья расходов.
Да, конечно, делать качественный визуал можно и при скромных бюджетах: совсем не обязательно организовывать съемку с большой командой за рубежом. Арендуешь студию, нанимаешь фотографа и модель — и вот, лукбук и контент для соцсетей на ближайшие пару недель готов.
Однако даже красивую картинку нужно подтолкнуть. Сделать это можно через рекламу (таргетированную или контекстную), PR и публикации в медиа, а также с помощью инфлюенсеров. Что-то можно провести по бартеру или даже бесплатно, но сильно сэкономить все равно не получится. У нас продвижение первой партии (оформление сайта и соцсетей, съемки и реклама) вышло дороже, чем ее изготовление. И это при условии, что ничего замысловатого мы не делали и даже не занимались видеосъемкой.
Российский покупатель достаточно избалован, поэтому со временем ваши рекламные кампании и сотрудничества должны будут становиться все интереснее, сложнее и, как следствие, дороже в производстве. Например, Love Republic к своей осенней коллекции провел съемку на берегу Эгейского моря с супермоделью Сашей Лусс. Очевидно, что на поездку команды и контракт с моделью потребовался существенный бюджет.
Почему женщины покупают, а мужчины нет
Наша главная боль как бренда мужского белья — покупательская способность мужчин в России. Точнее — ее отсутствие. Например, в Азии есть определенный культ мужской красоты, а сами мужчины готовы делать стрижки в дорогих салонах, покупать нишевую парфюмерию и менять гардероб под тренды. Более того, в том же Таиланде мужчины становятся рекламными лицами бьюти продуктов, которые у нас считаются исключительно женскими: тональных средств, туши, бальзамов для губ.
У нас нет развитых бьюти и фэшн индустрии для мужчин, а они сами не привыкли тратиться на себя. Белье — особенно сложная ниша в данном случае, потому что большинство мужчин не понимает, зачем покупать пару боксеров за 2500 рублей, когда на кассе “Спортмастера” есть набор от Puma за 1500 рублей, еще и со скидкой.
Если у женщин покупка белья — это целый ритуал, под который специально выделяются время и деньги, то мужчинам достаточно одной эталонной пары, которую можно надеть на свидание.
Мы очень хотим повлиять на эту историю и как раз через бренд донести, что белье — это основа образа. Та самая спокойная, приятная для тела и разума база, которая при этом дарит уверенность. HECTOR — это защитник Трои, сильный, благородный, красивый душой и телом. И мы очень хотим, чтобы мужчины могли почувствовать себя так же.
Честно говоря, эта история дается нам непросто: сама индустрия настолько не развита, что пошив партии превращается в целую эпопею. Хочется верить, что в течение пары лет подход к фэшн бизнесу и моде в целом у нас в стране изменится. Ну а пока работаем с тем, что есть, ведь мы просто чилловые парни, которые любят свое дело.
Ощущение, что нужно просто миллиард деняк…и всё было бы проще, но осталось бы только найти швею ☠️