Цифровые системы прогнозирования и анализа данных набирают популярность в пищевой промышленности. При грамотном использовании они помогают обеспечить точный уровень предсказуемости технологических параметров при производстве, снижение издержек, улучшение качества продукции и управление ресурсами.
Однако часто плохая подготовка к внедрению подобных решений приводит к отсутствию желаемого эффекта и лишним издержкам. Как же избежать печального опыта и добиться высоких результатов с помощью предиктивных сервисов? Разбираем распространенные ошибки и способы их решения.
Недостаток качественных данных
Все предиктивные системы работают на данных. Они нужны для прогнозирования любого целевого параметра: спроса, объема производства, единицы оценки качества и др. Только имея в распоряжении ранее собранную информацию о технологических и бизнес-процессах, система может построить прогноз на дни и месяцы вперед.
Например, если кондитер располагает историческими данными о спросе на свои торты, с помощью предиктивных систем он может спрогнозировать спрос на будущее. Чем больше срок, за который собраны исторические данные, тем точнее и долговременнее будет прогноз.
Но глубина данных не главный критерий достоверного прогноза, хотя и один из важнейших. Во главе угла стоит их качество. Распространенная ошибка — пытаться строить предиктивные модели на неполных или нерелевантных данных. Тут сразу надо отказаться от иллюзии, что система сама что-то «додумает» и заполнит пробелы.
Для того, чтобы модель качественно работала с данными, ее сначала нужно обучить. Успех обучения напрямую зависит от полноты и релевантности исторических данных. Если уделять недостаточно внимания собираемой информации, модель получит слабую базу для обучения и это приведет к искаженным прогнозам в будущем.
Выход: Стандартизировать и постоянно фильтровать данные, создать систему их проверки. Во-первых, важно определить, какие именно данные нужны для прогнозирования, и стандартизировать их сбор. Это включает регулярное обновление информации о сырье, параметрах оборудования, условиях хранения и проч. Во-вторых, перед использованием данные нужно очистить от ошибок, дубликатов и шумов, чтобы модели работали на чистой информации. В-третьих, необходим регулярный аудит собранных данных, который позволит поддерживать их качество на высоком уровне.
Игнорирование изменений процессов
Рынок пищевой промышленности подвержен сезонным и экономическим колебаниям, изменениям в предпочтениях потребителей и другим внешним факторам, не учитывать которые большая ошибка. Если компания внедряет предиктивную систему, но не настраивает ее на учет динамических изменений в процессе производства (например, вариативность сырья, сезонные особенности или смены производственных линий), прогнозы будут недостоверны.
Модели очень важно адаптировать к динамическим процессам. Если модели не обновляются с учетом актуальных данных, они быстро устаревают и перестают отражать реальность. Часто это приводит к ошибочным решениям в управлении предприятием, например, к перепроизводству продукции, недостатку запасов или увеличению складских затрат.
Выход: Настроить мониторинг и обновление данных. Главное, убедиться, что прогнозные модели регулярно обновляются на основе последних данных. Оптимизировать процесс обновления поможет интеграция предиктивных систем с ERP, MES и другими ключевыми системами предприятия. Чтобы система могла реагировать и на внешние изменения, к ней можно подключить внешние данные, например, о сезонности спроса и макроэкономических показателях.
Преуменьшение сложности моделей
При всей универсальности применения прогнозных систем ошибочно считать, что внедренные модели будут работать «из коробки» и с пол-оборота давать точные результаты. Везде нужна адаптация — к особенностям производства, конкретным процессам, условиям и сезонным факторам. Без обучения и тестирования моделей любая система окажется бесполезной.
Выход: Тестировать и обучать модели. Беспроигрышный вариант — начать с небольшой пилотной модели: испытать ее на реальных данных, а потом скорректировать параметры на основе результатов. Даже в тестовой версии стоит уделять внимание уникальным характеристикам продукции (например, чувствительности к температуре или срокам хранения), чтобы уже рабочая модель тоже могла адаптироваться к конкретным условиям.
Недостаточная аналитика ошибок и неудач
Многие компании внедряют предиктивные системы, но не анализируют, насколько точны их прогнозы. Это неминуемо ведет к повторяющимся ошибкам и снижению доверия к решению. Постоянный мониторинг и анализ точности моделей, а также регулярные корректировки на основе опыта повышают эффективность систем и их пользу для предприятий.
Стоит тщательно планировать создание прогнозов, запускать тестовые периоды для адаптации систем и вести отчетность того, как корректируются параметры моделей. Только тогда можно быть уверенным в долгосрочном улучшении качества работы систем.
Выход: Разработать систему обратной связи. Чтобы фиксировать отклонения и улучшать модель, необходим механизм анализа ошибок и их документирования. Например, это может быть регулярный аудит прогнозов со стороны сотрудников, непосредственно работающих с системой. Им проще всего указать на нюансы, которые влияют на точность прогнозов.
Отсутствие инфраструктуры и специалистов
Часто компании недооценивают потребность цифровых решений в мощной ИТ-инфраструктуре и осуществляют минимум подготовки в этом вопросе. Как результат, непланомерное внедрение цифровых сервисов приводит к снижению производительности предприятий и необоснованным тратам. Важно помнить, что ИТ-системы требуют инвестиций не только в программное обеспечение, но и в оборудование, поддержку инфраструктуры и регулярное техобслуживание.
Это касается и персонала: для работы с аналитическими системами нужны квалифицированные кадры, которые справятся с настройкой, адаптацией и управлением моделями. Без достаточной экспертизы компании могут столкнуться с трудностями в интерпретации прогнозов и сценариев. И хотя сейчас создается все больше no-code платформ, позволяющих работать с данными и внедрять прогнозные модели без глубоких знаний математики и программирования, все равно нужны специалисты, готовые обучить сотрудников.
Выход: Оценить техническую инфраструктуру предприятия. Чтобы план внедрения удался, необходимо изучить и протестировать возможности существующей инфраструктуры в рамках пилотного проекта. Важно заранее обновить оборудование и программное обеспечение, создать график обслуживания систем для стабильной работы, организовать обучение кадров.
Заключение
Тщательное планирование и подготовка — ключ к успеху любого внедрения. Однако немаловажную роль в подобном вопросе играет и человеческое отношение, о котором часто забывают. Недостаточная поддержка плана цифровизации со стороны руководства и отсутствие стимулирования сотрудников могут затянуть весь процесс не меньше, чем слабая инфраструктура.
Внедрение передовых технологий требует не только финансовой поддержки руководства, но и открытого диалога с персоналом. Недооценка настроений и подготовленности коллектива к изменениям может привести к тому, что система не будет эффективно использоваться, а сотрудники продолжат работать «по старинке».
Оптимально донести до каждого сотрудника цель нововведений, объяснить, какую выгоду это принесет компании и всему коллективу. На этом этапе работники могут потерять вовлеченность и доверие к руководству, поэтому лучше не медлить и обеспечить их каналом обратной связи, через который руководство поможет с возникшими трудностями, ответит на вопросы и по необходимости скорректирует задачи. Тогда компанию точно ждет успех!
Как эффективно продавать на маркетплейсах
- Как привлечь внимание клиента в карточке и увеличить продажи на 30%
- «С бюджетом меньше 1 млн на маркетплейсах не место» и еще 9 мифов
- Как всегда видеть чистую прибыль при торговле на маркетплейсах
- 10 ошибок в продвижении товаров на маркетплейсах и как их избежать
- Как селлеру победить низкую рентабельность: гайд по бизнес-моделям
Расскажите, использует ли ваша компания предиктивные системы? Если да, для оптимизации каких процессов?