За несколько лет мы адаптировались к постоянным изменениям и быстро меняющимся стратегиям в жизни, в бизнесе и в пиар продвижении. Пиар стремительно адаптируется к новым вызовам и возможностям, 2025 год обещает быть особенно интересным для профессионалов в области медиа, так как мы являемся свидетелями изменений коммуникационных стратегий и предпочтений аудитории. Мы создаем новые тренды, технологии постоянно меняются, мы действуем в условиях антикризисного менеджмента. Это укрепляет креативность, быстроту решений, пиар стал гибким и кампании более эффективными, короткими по срокам.
Я Елена Наумова, международный пиар-специалист и основатель агентства, эксперт федеральных СМИ и ТВ, руководитель союза пиарщиков России в Волгограде и организатор пиар событий с охватом более 1 млн. человек, хочу рассмотреть в данной статье, какие именно направления будут определять будущее пиара в 2025 году и как профессионалы могут эффективно использовать эти тренды для достижения своих целей.
Я выделяю несколько ключевых трендов, которые определяют развитие нашей сферы. Благотворительность и социальная ответственность, укрепление взаимодействия с государственными учреждениями (GR направления), мероприятия и создание инфоповода компании и бренда (пиар-кампании и ивент маркетинг), а также постоянство в партнерствах: амбассадоры бренда, коллаборации и другое.
Подробнее я рассмотрела каждый из них и выделила примеры из реальных пиар-кампаний.
Благотворительность и социальная ответственность
Современные потребители становятся все более осведомленными и требовательными. Вопросы социальной ответственности и благотворительности выходят на передний план. Бренды, которые активно участвуют в социальных проектах, вызывают большее доверие и лояльность у своей аудитории. Цель каждой пиар кампании привлечь внимание к конкретной теме, задаче и, зачастую, проблеме. Пиар инструменты дают нам возможность сразу охватить большое количество людей, разместить материалы в СМИ, на ТВ, привлечь лидеров мнения и звезд, и тот посыл, который мы вкладываем в обращение, он сразу доходит до адресата.
Роль благотворительности — это помощь людям, которые в этом нуждаются. Зачастую благотворительную помощь используют, чтобы “зачистить следы” неверных действий, поступков и высказываний. Поэтому, благотворительность часто воспринимается как “он отмывается”, “демонстрирует какой он хороший” и так далее. И даже в благих благотворительных проектах ищут подтекст, злой умысел. К, тому же, многие медийные люди и лидеры мнений демонстрируют свое неумелое видение благотворительности и, действительно, вызывают хейт и негодование в свой адрес.
Разберем несколько ситуаций, когда благотворительность являлась полезной и воспринималась обществом, вызывала доверие к основателю компании и бренду, в целом.
Международный проект в Турции под моим руководством положительно повлиял на репутации в чужой стране, в период их сильной трагедии — землетрясения в 2023 году. С партнерами и друзьями продюсером Владимиром Шульгиным и Дарьей Бильген был создан совместный проект, направленный на объединение экспатов в Анталии, целью мероприятия являлась, также, благотворительность. Проект был развлекательным и идея его возникла еще до землетрясения и когда это случилось, я не была готова к резким изменениям и команда замерла и мы хотели все отменить. Но было принято решение продолжить и довести до конца. В проект была вложена часть души и мы собрали средства для пострадавших детей в этой трагедии.
К большому удивлению, официальный благотворительный фонд Турции отказался взаимодействовать по непонятным для нас причинам. И мы решили таким образом: общественная организация, которая занималась на тот момент сбором средств согласилась принять наши средства и направила их на покупку школьных принадлежностей для пострадавших детей.
Таким образом, мероприятие не вызвало негатив у общественности: команда уважительно отнеслась к происходящему, убрали ряд ярких идей инфо поддержки и привлечения внимания к проекту, показали себя с нравственной стороны, ведь наш коллектив жил в Турции и вместе переживали это горе с народом.
Многие наши сограждане подхватили идею и помогали, кто как может. Это и является целью благотворительного проекта — привлечь внимание, показать важность и сказать, что каждый может сделать, если хочет помогать и принимать участие.
Government Relations
PR также включает в себя понятие GR Government Relations (дословно: взаимодействие с государственной властью).
Это не означает, что в вашей стратегии будет политическая деятельность, прикрепление вас к какой-либо партии и конкретизация в политических структурах. Совсем не обязательно!
С учетом изменения политического климата во многих странах, укрепление отношений между бизнесом и государственными учреждениями становятся ключевым аспектом пиара. Эффективные стратегии GR помогают компаниям не только в продвижении своих интересов, но и в создании благоприятной бизнес-среды.
Рассмотрим несколько примеров легкого GR для укрепления личного бренда основателя компании.
Когда основатель бизнеса г. Волгоград принимает участие в социальных проектах, за которыми стоят политические деятели. Это не прямое отношение основателя к политике, это скорее укрепление его морально-нравственных аспектов личности, что данные вопросы его волнуют и он готов направлять свое внимание на это.
Например, участие компании в регионе в качестве партнера в проекте, посвященным Дню инвалида, который поддерживается местной властью и направляет свое внимание на помощь данному слою населения. В данном случае, компания является частью события, вызывает положительное восприятие у участников, укрепляет свою репутацию и GR сектор.
Другим примером может быть участие основателя компании в качестве спикера на заседании Городской Думы Москвы по теме, которая его волнует и напрямую не относится к бизнесу и его нише. Здесь, мы затрагиваем личность основателя, его моральные качества и восприятие общественности может влиять на репутацию и укреплению деловых отношений, партнерств. Это, также, является элементом GR стратегии и статуса.
Важно учитывать, что сами по себе данные примеры не имеют смысла без пиар-стратегии для конкретной личности или бренда. Только в связке это имеет смысл и даст ожидаемый результат.
Вот важные рекомендации:
- Будьте прозрачны и открыты в коммуникации с государственными органами; это включает в себя регулярные отчеты, а, также, активное участие в общественных обсуждениях и форумах.
- Успешным сотрудничеством будем являться не количество ваших посещений тех или иных форумов и заседаний. А результаты ваших проектов, направленные на улучшение бизнес среды, инфраструктуры, рабочих мест и других личных показателей вашего бизнеса.
Расскажу о мероприятиях.
Мероприятия и создание инфоповодов компании и бренда
Ивенты и мероприятия плотно вошли в нашу жизнь, но не все из них несут качественный инфоповод и тем более влияют на вашу известность. Я могу выделить два направления:
- Участие в событиях, форумах, саммитах и других форматах мероприятий.
- Создание своего инфоповода с помощью события.
Если говорить про участие, здесь очень важно понимать и знать свою целевую аудиторию, тогда вы сразу сократите часть нецелевых действий, не нужных событий. От этого зависит качество контента, обратной связи от аудитории, частота выступлений перед своей аудитории и встреч не в том месте и не в ту дверь, как говориться!
Я уверена, что каждое мероприятие и ваше выступление могут приводить вас к продаже ваших услуг и продуктов, не используя при этом больших и сложных маркетинговых стратегий. Когда ваша личность раскрывается перед той аудиторией, на которую вы рассчитываете, которая считывает ваши личные качества, характер, взгляды на жизнь и те основы, которые вы вкладываете в свою экспертность или бизнес, тогда происходит определенное взаимодействие с предполагаемым клиентом и у него не возникает возражений о покупке. Это происходит только тогда, когда вы находитесь в нужном месте и делаете абсолютно целевые действия: выступление, участие, партнёрство, коллаборации.
Важно отметить, что основным критерием на 2025 является экспертность и её подтверждение, вы должны иметь все документы по вашему направлению, легко подтвердить их и укрепить свою репутацию, как эксперт. Забудьте о стратегиях инфобизнеса, где из воздуха берётся экспертность и «авторские методики», не подтвержденные базовыми знаниями и образованием.
Создание своего инфоповода с помощью события и привлечения внимания своей аудиторией и новой потенциальной клиентуры, является основным ярким аспектам развития бизнеса в 2024 году и будет переходить с нами и далее. Это ваш уникальный формат, используя который вы выделяетесь среди конкурентов и привлекаете к себе внимания. Через этот формат ярко подсвечивается основатель бренда и его команда, так как вы выходите в коммуникацию и диалог с со своими клиентами. Это может быть день рождения бренда, знаковое событие компании или открытие новой линейки продукции.
Конечно, основным инструментом привлечения внимания являются праздничные даты, но важно понимать, что их используют все и здесь ваша креативность выходит на первый план, чтобы выделиться и стать интересным для аудитории.
Приведу пример, как можно вовлечь аудиторию через инструмент день рождения основателя бренда. Мы не будем говорить про маркетинговые инструменты, скидки, QR-коды и промокоды, мы говорим про репутацию компании и ее развитие через личный бренд основателя. День рождения основателя является отдельной пиар-компанией. Так, моя команда сделала с клиентом в Москве, когда привлекли внимание СМИ, сделали красивые инфоповод через инфлюенсеров и достигли охвата более 1 млн. человек задолго до самого праздника.
Целью клиента было привлечь внимание и укрепить взаимоотношения с партнерами. По итогу, подготовка началась за полтора месяца до праздника, клиент принимала участие в проектах, которые прикрепляли её медийность и привлекали внимание партнёров. Далее, мы сделали красивое приглашение на праздник с определенным дресс-кодом и направлением вечеринки. Разработали несколько фишек для праздника, которые раскрывали личность клиента и демонстрировали доверие той аудитории, которую она пригласила.
Пиар никогда не заканчивается и организация мероприятия не является конечной точкой для пиарщика. Сразу после дня рождения мы перешли к третьему шагу пиар-кампании и реализовали план действий для взаимодействия с каждым партнером, с которым клиент хотела укрепить отношения.
Мы необычно направили для каждого специальные карточки с фотографиями гостя с именинницей, на которых были указаны те креативные решения и взаимодействия клиента с данным партнёром. Это вызвало ажиотаж и вовлечение партнеров и укрепило взаимосвязи в дальнейшем.
То есть, не всегда привычные переговоры и встречи могут привести вас к желаемому результату. Креативные решения, которые вызывают эмоции у вашего оппонента и раскрывают вашу личность перед ним, могут повлиять на принятие решений в долгосрочных отношениях.
Амбассадоры бренда
Вовлечение амбассадоров бренда продолжает быть важным инструментом в пиар-стратегиях. С развитием цифровых технологий и социальных сетей у компаний появилась возможность работать с влиятельными личностями, которые могут достичь целевой аудитории более эффективно, чем традиционные рекламные методы.
Цветочная мастерская сотрудничала с рядом инфлюенсерами для продвижения цветочных композиций. Перед нами стоял выбор, кто станет нашим амбассадором и мы выстроили ряд действий с каждым и через них определились с претендентом. Это сотрудничество не только увеличило продажи, но и создало сообщество вокруг бренда.
Использование амбассадоров для проведения специальных мероприятий или кампаний помогает дополнительно привлечь внимание к продукции и услуге бренда.
Хочется добавить, чем отличается сотрудничество с блоггером и амбассадором. Амбассадор это тот человек, который своим мнением влияет на свою аудиторию и привлекает внимание к бренду на постоянной основе. То есть, компания заключает соглашение с амбассадором на долгосрочные отношения на определенных условиях от полугода и более. Он всячески использует продукт, показывает его, принимает участие в проектах и развитии компании. Соглашение с амбассадором является индивидуальным и всегда достигается в процессе переговоров.
Блогер действует по принципу предоставления рекламы, его социальная сеть является площадкой для реализации рекламы. Это не обязывает блогера к постоянству взаимодействий и на данный момент инструмент является менее эффективным, так как аудитория понимает, что это прямая реклама и не вовлекается в нее.
Главным критерием 2025 года для выбора амбассадора будет являться постоянство сотрудничества, характерные особенности человека, которые будут сочетаться с брендом.
Пиар в 2025 году требует от специалистов глубокого понимания социальных изменений и предпочтений целевой аудитории. Внедрение благотворительных инициатив, активное взаимодействие с государственными структурами и использование амбассадоров бренда становятся важными трендами, которые помогут компаниям укрепить свои позиции на рынке. Эти факторы работают в комплексе пиар-кампаний, создавая доверительные и устойчивые отношения с заинтересованными сторонами.
Какие пиар-кампании вам запомнились за последний год и почему?
Юлия, да это сильный кейс. Фильмография является большим пластом креатива для бизнеса и предпринимательства, можем адаптировать под любую нишу бизнеса
Нетфликс с новым сезоном Игры в кальмара