Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

«Чтобы ошибок было меньше, выслушайте всех»: как минимизировать риск плохих решений в маркетинге


Понятие «Ошибка группы» для российской управленческой науки довольно новое — еще недавно оно в основном циркулировало в англоязычных источниках, и лишь сейчас начало постепенно проникать в умы отечественных руководителей.

Ошибка группы — это разновидность ошибочного поведения в бизнесе, являющаяся результатом использования неверных методов принятия решений, в том числе — основанных на сложившихся стереотипах и паттернах поведения.

Корни проблемы

Появлению ошибок группы способствует склонность человека генерализовать накопленный опыт. Нам очень легко прийти к выводу, что раз некий метод или прием срабатывал в прошлом, то и в будущем он будет обязательно эффективен. Разумеется, это не так, и афоризм «Лошадь сдохла — слезь» стоит помнить в бизнесе всегда.

Для маркетинга эта проблема особенно актуальна в силу очень высокой скорости внутриотраслевых изменений — новые тренды здесь успевают появиться, войти в силу и угаснуть порой за считанные месяцы. Нагляднее всего мы видим это в диджитал-сегменте, где только за последний год количество инструментов персонификации пользователей выросло очень существенно. И, например, пытаться работать сегодня, пользуясь инструментарием прошлого лета — верный способ обеспечить себе проигрыш.

Как прошлый опыт влияет на новые решения
Как прошлый опыт влияет на новые решения

Появлению ошибок группы способствует склонность человека генерализовать накопленный опыт

Появлению ошибок группы способствует склонность человека генерализовать накопленный опыт

Чаще всего ошибка группы рождается одним из двух способов. В первом из них причиной становится различие в степени вовлеченности участников группы в процесс выработки решения. Представим себе совещание или рабочий чат с десятком участников. Они обсуждают поставленную задачу, но ведут себя по-разному. Двое очень активно отстаивают свои точки зрения, а остальные восемь в лучшем случае иногда вставляют реплики, а то и вовсе отмалчиваются. В результате формально решение принято всей группой, а реально — авторов всего двое. И интеллектуальный потенциал его основан на «мощностях» всего двух человек.

Неравномерная вовлеченность снижает качество группового решения
Неравномерная вовлеченность снижает качество группового решения

Два лидера, восемь наблюдателей: как неравномерная вовлеченность снижает качество группового решения

Два лидера, восемь наблюдателей: как неравномерная вовлеченность снижает качество группового решения

Второй источник подобных ошибок — неверная политика руководителя, который собирает совещания и мозговые штурмы лишь для того, чтобы подтвердить уже существующую точку зрения. Это особенно характерно для лидеров, работающих долгое время в одной сфере, и успевших некоторым образом «закостенеть» в пределах привычных методов реагирования.

Особенно часто ошибки группы возникают в процессе создания креатива. На этой стадии очень весом субъективный фактор, и потому легко ограничить пространство дискуссии одним-двумя авторитетными мнениями.

Причем в маркетинге «ошибки группы» возникают не только при выработке решений о способах коммуникации, но еще чаще — непосредственно в процессе создания креатива. На этой стадии вообще очень весом субъективный фактор, и потому легко ограничить пространство дискуссии буквально одним-двумя мнениями, особенно, если это мнение руководителя и кого-то из заслуженных работников. При этом креатив, созданный таким образом, скорее всего, сильно проиграет в оригинальности.

Решение — в фасилитации

Если вы заметили признаки подобных ошибок в своем коллективе, то самый очевидный и эффективный способ избежать их появления в будущем — использовать фасилитацию — стиль управления группой, в которой каждый голос услышан и принят во внимание, а решение принимается большинством.

Фасилитация — метод учета мнений всех участников и принятия решений большинством
Фасилитация — метод учета мнений всех участников и принятия решений большинством

Схема фасилитации

Схема фасилитации

Причем не обязательно использовать профессиональных тренеров-фасилитаторов за большие деньги. Довольно часто бывает достаточно позвать сотрудников своей же компании, просто работающих в других подразделениях и не подчиняющихся тому же руководителю. Такой «модератор» в обсуждении поможет участникам выйти из состояния руководитель — подчиненный. Кроме того, он же поможет дать трибуну и тихим участникам группы, избежав монополизации дискуссии исключительно бойкими коллегами. Кроме того, подготовленный фасилитатор будет особенно полезен при коллективной выработке креативных решений — здесь он поможет защитить от обесценивания выдвигаемые идеи.

Многостаночники больше не справятся

Перед руководителем в нашей отрасли всегда стоит соблазн отдавать проекты, особенно не очень большие — целиком на откуп одному проверенному специалисту. Так и ошибки группы не возникнет, просто за неимением группы.

Сложность проектов требует коллективного подхода
Сложность проектов требует коллективного подхода

Маркетинг — это командная игра: сложность проектов требует коллективного подхода

Маркетинг — это командная игра: сложность проектов требует коллективного подхода

Но, как показывает опыт, решение это тупиковое. К настоящему моменту в маркетинге — во всяком случае, в крупных проектах — рабочий процесс настолько усложнился, что просто не может уложиться в компетенции всего одного специалиста, пусть даже очень квалифицированного.

Да, можно попробовать привлечь грамотного универсального менеджера, и отдать ему всю полноту задач по формированию маркетинговой стратегии. Но тогда стоит быть готовыми к одному из двух негативных сценариев. В первом просядет скорость работы, поскольку один человек в единицу времени не сможет делать больше определенного объема работы. Во втором окажется весьма посредственным качество итогового результата — потому что сочетание знаний из разных областей в одной голове практически всегда означает их некоторую поверхностность.

Разработка маркетинговой стратегии
Разработка маркетинговой стратегии

Схема разработки маркетинговой стратегии

Схема разработки маркетинговой стратегии

Соберите команду со схожим набором ценностей и добавьте немного критиков

Руководителю, который хочет получить действительно креативное подразделение, важно суметь перейти через очень серьезный психологический рубеж и начать нанимать сотрудников, более профессиональных в узких областях, чем он сам.

При этом не менее значимо добиться того, чтобы вся команда находилась примерно на одинаково высоком уровне экспертизы и, понятное дело, со схожими ценностными установками — это поможет выстроить общее понимание стратегии развития, понимания того, для чего и зачем работает подразделения, какой продукт и с какими целями выводит на рынке.

Кроме того, базовое совпадение по ценностям облегчит взаимодействие сотрудников — людям понадобится тратить меньше энергии на попытки договориться или сгладить противоречия, а значит, останется больше возможностей инвестировать непосредственно в достижение результатов.

При этом, некоторая доля людей, несогласных с большинством, может даже оказаться полезной. Скептически настроенные сотрудники хорошо выступают в качестве критиков, способных подсветить слабые стороны проекта. Однако количество таких критиков не должно быть слишком высоким — иначе под угрозу попадет реализация проекта в целом.

Начинайте с себя

Выше мы говорили, что профессионализм сотрудников может и должен быть глубже, чем у руководителя. Но не менее важен и профессиональный уровень его самого, а еще более — его мотивация. Лидер должен искренне верить в то, что делает, причем это должна быть настоящая вера, а не набор актерских приемов — их коллектив без проблем раскусит. Чтобы продавать идею другим, нужно сначала купить ее самому.

Что значит лидер для команды
Что значит лидер для команды

Лидер должен искренне верить в то, что делает

Лидер должен искренне верить в то, что делает

Так, например, миссия нашей компании в том, чтобы давать людям и бизнесам возможность технологично и плодотворно сотрудничать друг с другом. Мы верим, что в сотрудничестве можно достичь большего, чем поодиночке. И мы старательно культивируем ценность win/win коммуникации в корпоративной культуре Fplus.

Принципиально важно сохранять честность внутренних коммуникаций даже в неблагоприятных обстоятельствах. Среда, в которой работают маркетологи, меняется, и порой перемены эти негативные — например, конкуренты выводят продукт, который существенно сужает горизонты для реализации вашего собственного проекта. В этом случае принципиальная по значимости задача — сохранение обратной связи с коллективом. Твердая и при этом открытая позиция лидера в таких условиях может дополнительно сплотить сотрудников.

Обязательно держать руку на пульсе ситуации внутри группы. Это касается отслеживания контрольных точек реализации проекта — если вы проходите через одну из них, обязательно собрать с людей обратную связь и их самих детально проинформировать о том, как оценен их общий труд. Кроме того, следить нужно и за динамикой отношений в подразделении, чтобы вовремя распознать ситуации, когда вчерашние единомышленники перестали ими быть. Если непонимание перерастает в конфликт, вы должны вовремя это увидеть и отмодерировать.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Ирина Васильева
Ирина Васильева

Сталкивались ли вы с “ошибкой группы”? Расскажите про свой опыт


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации