Понятие «Ошибка группы» для российской управленческой науки довольно новое — еще недавно оно в основном циркулировало в англоязычных источниках, и лишь сейчас начало постепенно проникать в умы отечественных руководителей.
Ошибка группы — это разновидность ошибочного поведения в бизнесе, являющаяся результатом использования неверных методов принятия решений, в том числе — основанных на сложившихся стереотипах и паттернах поведения.
Корни проблемы
Появлению ошибок группы способствует склонность человека генерализовать накопленный опыт. Нам очень легко прийти к выводу, что раз некий метод или прием срабатывал в прошлом, то и в будущем он будет обязательно эффективен. Разумеется, это не так, и афоризм «Лошадь сдохла — слезь» стоит помнить в бизнесе всегда.
Для маркетинга эта проблема особенно актуальна в силу очень высокой скорости внутриотраслевых изменений — новые тренды здесь успевают появиться, войти в силу и угаснуть порой за считанные месяцы. Нагляднее всего мы видим это в диджитал-сегменте, где только за последний год количество инструментов персонификации пользователей выросло очень существенно. И, например, пытаться работать сегодня, пользуясь инструментарием прошлого лета — верный способ обеспечить себе проигрыш.
Чаще всего ошибка группы рождается одним из двух способов. В первом из них причиной становится различие в степени вовлеченности участников группы в процесс выработки решения. Представим себе совещание или рабочий чат с десятком участников. Они обсуждают поставленную задачу, но ведут себя по-разному. Двое очень активно отстаивают свои точки зрения, а остальные восемь в лучшем случае иногда вставляют реплики, а то и вовсе отмалчиваются. В результате формально решение принято всей группой, а реально — авторов всего двое. И интеллектуальный потенциал его основан на «мощностях» всего двух человек.
Второй источник подобных ошибок — неверная политика руководителя, который собирает совещания и мозговые штурмы лишь для того, чтобы подтвердить уже существующую точку зрения. Это особенно характерно для лидеров, работающих долгое время в одной сфере, и успевших некоторым образом «закостенеть» в пределах привычных методов реагирования.
Особенно часто ошибки группы возникают в процессе создания креатива. На этой стадии очень весом субъективный фактор, и потому легко ограничить пространство дискуссии одним-двумя авторитетными мнениями.
Причем в маркетинге «ошибки группы» возникают не только при выработке решений о способах коммуникации, но еще чаще — непосредственно в процессе создания креатива. На этой стадии вообще очень весом субъективный фактор, и потому легко ограничить пространство дискуссии буквально одним-двумя мнениями, особенно, если это мнение руководителя и кого-то из заслуженных работников. При этом креатив, созданный таким образом, скорее всего, сильно проиграет в оригинальности.
Решение — в фасилитации
Если вы заметили признаки подобных ошибок в своем коллективе, то самый очевидный и эффективный способ избежать их появления в будущем — использовать фасилитацию — стиль управления группой, в которой каждый голос услышан и принят во внимание, а решение принимается большинством.
Причем не обязательно использовать профессиональных тренеров-фасилитаторов за большие деньги. Довольно часто бывает достаточно позвать сотрудников своей же компании, просто работающих в других подразделениях и не подчиняющихся тому же руководителю. Такой «модератор» в обсуждении поможет участникам выйти из состояния руководитель — подчиненный. Кроме того, он же поможет дать трибуну и тихим участникам группы, избежав монополизации дискуссии исключительно бойкими коллегами. Кроме того, подготовленный фасилитатор будет особенно полезен при коллективной выработке креативных решений — здесь он поможет защитить от обесценивания выдвигаемые идеи.
Многостаночники больше не справятся
Перед руководителем в нашей отрасли всегда стоит соблазн отдавать проекты, особенно не очень большие — целиком на откуп одному проверенному специалисту. Так и ошибки группы не возникнет, просто за неимением группы.
Но, как показывает опыт, решение это тупиковое. К настоящему моменту в маркетинге — во всяком случае, в крупных проектах — рабочий процесс настолько усложнился, что просто не может уложиться в компетенции всего одного специалиста, пусть даже очень квалифицированного.
Да, можно попробовать привлечь грамотного универсального менеджера, и отдать ему всю полноту задач по формированию маркетинговой стратегии. Но тогда стоит быть готовыми к одному из двух негативных сценариев. В первом просядет скорость работы, поскольку один человек в единицу времени не сможет делать больше определенного объема работы. Во втором окажется весьма посредственным качество итогового результата — потому что сочетание знаний из разных областей в одной голове практически всегда означает их некоторую поверхностность.
Соберите команду со схожим набором ценностей и добавьте немного критиков
Руководителю, который хочет получить действительно креативное подразделение, важно суметь перейти через очень серьезный психологический рубеж и начать нанимать сотрудников, более профессиональных в узких областях, чем он сам.
При этом не менее значимо добиться того, чтобы вся команда находилась примерно на одинаково высоком уровне экспертизы и, понятное дело, со схожими ценностными установками — это поможет выстроить общее понимание стратегии развития, понимания того, для чего и зачем работает подразделения, какой продукт и с какими целями выводит на рынке.
Кроме того, базовое совпадение по ценностям облегчит взаимодействие сотрудников — людям понадобится тратить меньше энергии на попытки договориться или сгладить противоречия, а значит, останется больше возможностей инвестировать непосредственно в достижение результатов.
При этом, некоторая доля людей, несогласных с большинством, может даже оказаться полезной. Скептически настроенные сотрудники хорошо выступают в качестве критиков, способных подсветить слабые стороны проекта. Однако количество таких критиков не должно быть слишком высоким — иначе под угрозу попадет реализация проекта в целом.
Начинайте с себя
Выше мы говорили, что профессионализм сотрудников может и должен быть глубже, чем у руководителя. Но не менее важен и профессиональный уровень его самого, а еще более — его мотивация. Лидер должен искренне верить в то, что делает, причем это должна быть настоящая вера, а не набор актерских приемов — их коллектив без проблем раскусит. Чтобы продавать идею другим, нужно сначала купить ее самому.
Так, например, миссия нашей компании в том, чтобы давать людям и бизнесам возможность технологично и плодотворно сотрудничать друг с другом. Мы верим, что в сотрудничестве можно достичь большего, чем поодиночке. И мы старательно культивируем ценность win/win коммуникации в корпоративной культуре Fplus.
Принципиально важно сохранять честность внутренних коммуникаций даже в неблагоприятных обстоятельствах. Среда, в которой работают маркетологи, меняется, и порой перемены эти негативные — например, конкуренты выводят продукт, который существенно сужает горизонты для реализации вашего собственного проекта. В этом случае принципиальная по значимости задача — сохранение обратной связи с коллективом. Твердая и при этом открытая позиция лидера в таких условиях может дополнительно сплотить сотрудников.
Обязательно держать руку на пульсе ситуации внутри группы. Это касается отслеживания контрольных точек реализации проекта — если вы проходите через одну из них, обязательно собрать с людей обратную связь и их самих детально проинформировать о том, как оценен их общий труд. Кроме того, следить нужно и за динамикой отношений в подразделении, чтобы вовремя распознать ситуации, когда вчерашние единомышленники перестали ими быть. Если непонимание перерастает в конфликт, вы должны вовремя это увидеть и отмодерировать.
Сталкивались ли вы с “ошибкой группы”? Расскажите про свой опыт