Каждый руководитель знает: чтобы компания работала хорошо, сотрудники должны быть заинтересованы в деле. Все мы понимаем, что даже несмотря на любовь к профессии, специалисту нужна серьезная мотивация. Безусловно, это деньги. Но кроме материального вознаграждения, необходимо и другое.
Как руководитель детской школы программирования я прочитала немало серьезной литературы, статей известных во всем мире бизнесменов о том, как нематериально мотивировать сотрудников. Ниже делюсь полученными знаниями.
Признание достижений
Любому человеку нравится, когда его хвалят. А если делать это публично, приятно вдвойне. Чаще отмечайте достижения сотрудников в корпоративных чатах или на общих собраниях. А чтобы возникло желание еще больше вкладываться в дело, возьмите за практику каждый месяц выбирать лучшего сотрудника месяца, вручать ему грамоту, вешать на доску почета.
Даже если все это не будет сопровождаться материальной составляющей, специалист будет знать, что он лучший в своем деле. Ему захочется улучшать показатели работы, развиваться. Со стороны коллег появится дополнительное уважение. Да и сами они начнут стремиться к такому же результату.
А еще будет хорошо использовать правило мотивации сотрудников от американского бизнесмена Сэма Уолтона, основателя сетей магазинов “Wal-Mart и Sam's Club. Он говорил, что сотрудников нужно всегда хвалить ежедневно.
Даже если сотрудник допустил ошибку в течение рабочего дня, нужно сначала указать на нее и поругать, а потом найти, за что похвалить работника.
Бизнесмен был уверен, сотрудник работает лучше, если постоянно получает одобрение от непосредственного руководителя.
Подарки или услуги со скидкой
Во многих компаниях сотрудники получают скидки на услуги, которые производят или продают, дополнительные бонусы от партнеров компании.
Например, в сети пиццерий “Додо пицца” все сотрудники получают бесплатное питание. Это дополнительная опция для пиццамейкера, кассира, курьера. Сначала новинки добавляют в меню персонала. Ребята готовят и пробуют их первыми.
А в некоторых филиалах одного из крупных маркетплейсов сотрудникам руководящего звена предоставляется бесплатное питание, проезд. Кроме этого, все, кто занимает высокие должности в администрации, могут взять в рассрочку и с большой скидкой необходимую технику.
Возможность роста
Чаще организуйте тренинги, курсы, позволяющие сотрудникам расти профессионально. И тут снова вернемся к опыту Сэма Уолтона. Американский бизнесмен рекомендовал ежедневно проводить короткие тренинги по ошибкам, которые были допущены за день.
Например, сотрудник неправильно обработал запрос клиента. В этом случае задача руководителя: подробно объяснить ошибку, а лучше показать на собственном примере, как поступить правильно.
А компания Samsung несколько раз в год проводит специальные семинары, где сотрудники делятся своим опытом, рассказывают о процессе работы. Это полезно не только для нынешних сотрудников, но и для молодых коллег, которые только устроились на работу.
Интересный опыт мотивации у Сбербанка. Каждый год в компании проводят мероприятие “Лучший работник”. Победитель получает возможность пройти стажировку в лучшем отделении банка и получить дополнительное образование.
Проекты на выбор
Предоставьте сотрудникам возможность участвовать в проектах, которые им интересны. Наверное, каждый согласится, что работа должна нравится.
Уверена, что работодателю важно дать каждому человеку шанс проявить себя. Интересуйтесь у коллег, что им интересно, в каком направлении они хотели бы поработать. Предлагайте сотрудникам пробовать что-то новое для себя, меняться ролями.
Например, педагоги нашей школы программирования могут не только проводить курсы по разным IT-направлениям, но и участвовать в бесплатных онлайн-мероприятиях, проводить интенсивы, работать в нашем загородном лагере или на летних площадках.
Педагоги отмечают, что это возможность не только дополнительно заработать, но и проявить себя.
Забота о физическом и эмоциональном здоровье
Позаботьтесь о здоровье своего коллектива. При возможности заключите договор добровольного медицинского страхования, который позволит вашим сотрудникам лечиться в современных клиниках. Так сегодня делают многие современные компании. Например, крупные ритейлеры сотовой связи.
Организуйте спортивные мероприятия, корпоративные медицинские обследования. Специалистам, которые показывают отличные результаты в работе, подарите абонемент в фитнес-зал или хотя бы скидку на занятия. Это станет дополнительным стимулом работать усерднее.
Хороший пример в этом плане — опыт Илона Маска. Известно, что он нанял в штат компании массажиста. После тяжелого трудового дня сотрудники могут сходить на массаж и расслабиться.
А еще Илон Маск пишет своим сотрудникам письма, где выражает благодарность за работу и старается мотивировать на продуктивную деятельность.
Создайте комфортную среду для работы
Работать должно быть удобно. Поэтому позаботьтесь, чтобы у каждого сотрудника было рабочее место, обеспечьте комфортную температуру воздуха, подумайте о шумоизоляции.
Один из лучших примеров в этом плане — известная всем компания Apple. В штаб-квартире есть все необходимое от парка до комнат для йоги.
А в новом кампусе есть парк, гигантский туннель, кафе, офисы, солнечные батареи, конференц-зал и App Store.
Наставничество и личный пример
Отлично, если более опытные коллеги будут поддерживать молодых сотрудников. Это не только поможет начинающим специалистам в профессиональном развитии, но и укрепит их уверенность в себе.
Например, в нашей школе программирования, начинающих сотрудников при необходимости курирует ментор. Это опытный специалист, который помогает, дает советы.
Добиваться высоких результатов в работе коллективу помогает хороший пример. Это отлично понимает Илон Маск. Поэтому время от времени приглашает на встречи с коллективом таких знаменитостей, как: Морган Фриман, Дженнифер Энистон, Уилл Смит. Они рассказывают о сложностях, которые пришлось преодолеть на пути к успеху.
Создание команды
Коллеги должны быть объединены одной идеей и общим духом. Чаще проводите тимбилдинги, совместные мероприятия. Важно, чтобы сотрудники понимали, что они вовлечены в один большой проект.
Например, компания МТС всеми путями старается организовать для своих сотрудников интересную. корпоративную программу. Коллектив участвует в спортивных соревнованиях, конкурсах, тренингах, благотворительных акциях.
Гибкий график работы
Сотрудников всегда привлекает, когда работодатель предлагает возможность самостоятельно выбирать график работы. В нашей школе программирования преподаватели могут сами планировать свой рабочий день.
Если сотруднику не хватает средств для удовлетворения финансовых потребностей, есть возможность взять подработку. Чем больше групп и индивидуальных занятий возьмет педагог, тем больше получит. Самым продуктивным полагается премия. Главное, чтобы сил и умений хватило на все.
Культура открытости
Старайтесь регулярно проводить общие собрания, групповые звонки по видеосвязи. У каждого из сотрудников должна быть возможность высказаться. Вместе разрабатывайте новые идеи. Мозговой штурм — отличная возможность для креатива.
Интересуйтесь мнением коллектива, как можно улучшить работу компании, обсуждайте успехи и стратегию развития. Чаще проводите личные беседы. Так сотрудники чувствуют себя более вовлеченными в рабочий процесс, видят, что с их мнением считаются.
Как показывает практика, даже высокая зарплата не всегда приносит человеку удовлетворенность работой. И тем, кто получает большие деньги, нужно чувствовать поддержку и уважение со стороны руководства.
Когда люди понимают, что их работа имеет значение, они приносят пользу компании, это вдохновляет их на новые результаты.
Важно помнить, что многим сотрудникам нужна не только финансовая стабильность, но и возможность чувствовать принадлежность к большой компании, ощущать себя частью команды. Чтобы добиться успехов, руководителю просто необходимо мотивировать сотрудников не только материально. Только в совокупности такая стимуляция поможет добиться не только конкретному сотруднику, но и компании в целом.
А как мотивируют в вашей компании?