Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как креаторы сменяют инфлюенсеров, а платформы продажи контента вытесняют соцсети


Российский рынок цифрового контента в 2023 году претерпел существенные изменения. Было зафиксировано снижение доходов инфлюенсеров не менее чем на 90%. Оборот авторов-креаторов и небольших блогеров, напротив, вырос на 90% за последние полгода. Мы связываем это в первую очередь с блокировкой основных каналов заработка инфлюенсеров — соцсетей группы Meta* — и снятием монетизации на YouTube. Но вместе с тем нельзя не отметить и ряд других трендов в России, которые на сегодняшний день совпадают с общемировыми.

Контент должен вдохновлять, а не рекламировать

Так, по данным отчета The Creator Economy 2023, выпущенным The Influencer Marketing Factory, в мире зафиксировано общее падение доверия к рекламе товаров и услуг через инфлюенсеров. В 2023 году уровень доверия снизился с почти 20% в 2021 году до 12%, что явилось основной причиной снижения их заработка на рекламе. Вместе с тем большинство пользователей в этом году заявляют, что контент должен вдохновлять, а не рекламировать. Запрос на вдохновение возрос с 23% в 2021 году до почти 30% в 2023 году.

Похожая ситуация наблюдается и в России. Здесь мы совпадаем с мировой тенденцией. В 2023 году мы столкнулись со скачком востребованности вдохновляющего и обучающего контента. К нашей платформе lava.top на март этого года присоединилось около 14 000 креаторов, которые создали 5 420 онлайн-курсов. И следует отметить, что это не рекламный контент и не разовые посты, а развернутые материалы для разных аудиторий. Оборот авторов с марта 2022 по март 2023 года достиг порядка 1,6 млрд рублей. К концу октября этот показатель увеличился уже почти до 2,9 млрд. К концу года мы ожидаем, что объем заработанных на платформе средств превысит 3 млрд рублей.

Развлечение в тройке наиболее востребованного контента, согласно отчету The Creator Economy 2023, и занимает только третью строчку. На первых двух идут lifestyle-материалы (рецепты, гайды, чек-листы, путеводители, статьи, книги) и обучение как отдельная категория.

Так создается контент на lava.top, где приготовление пяти мясных блюд можно продать за две тысячи евро

Интеллектуальный контент доминирует и на российских платформах. Но интересно то, какой формат в мире является наиболее востребованным. Разумеется, музыка остается на первом месте. На третьем — подкасты. А особый интерес представляет собой второе место, «other» (20%). Мы относим к этой позиции мини- и многоступенчатые вебинары разной степени интерактивности. Это тот самый lifestyle, о котором говорилось выше. Авторами выступают все, кому есть, чем поделиться: психологи, фитнес-тренеры, нутрициологи, fashion-стилисты, диетологи, дизайнеры. Таких большинство и на российских платформах.

На этом сходство с мировыми трендами заканчивается

В 2021 году 41% международных креаторов (без учета России) имели среднегодовой доход 20 тысяч долларов. 20% составляли те, кто зарабатывал от 20 до 50 тысяч долларов в год. В 2023 году ситуация изменилась, и уже 25% креаторов стали зарабатывать от 50 до 100 тысяч долларов, а 24% — от 100 до 500 тысяч долларов в год. Доля же обладателей небольшого дохода пропорционально снизилась до 19%. В среднем же в Европе и США оборот одной платформы достигает почти 30 млрд рублей. Мировой же рост индустрии с 2021 по 2023 год составил 314 процентов.

В России все гораздо скромнее. Рынок платформ цифрового контента только на пути к своей зрелости. Значительную долю резидентов платформ составляют начинающие блогеры с количеством подписчиков до 50 000 человек, зарабатывающие на продаже контента по подписке до 80 000 рублей в месяц. Опираясь на информацию открытых источников, можно прогнозировать, что к концу четвертого квартала 2023 года общий оборот авторов отечественных платформ превысит 10 млрд рублей.

Количество создателей контента в России и в мире. Есть куда стремиться

Высокомаржинальные соцсети недоступны

Быстрому росту индустрии цифровых платформ для размещения контента способствует переток аудитории из основных соцсетей, заблокированных в России. Так, по данным The Creator Economy 2023, самым популярным источником контента у потребителей остается YouTube, с которым вплотную конкурирует TikTok, Facebook* и Instagram*. С точки зрения маржинальности TikTok и YouTube приносят одинаково высокий доход, а Facebook* и Instagram* отстают. При этом их можно считать наиболее адаптированными с точки зрения опций для создания контента.

У нас же наблюдается острый дефицит импортозамещения соцсетей и хостингов, который не способны восполнить Rutube и VK. А интерес к продаже контента по подписке огромен. Поэтому 2024 год можно будет с уверенностью назвать годом бурного развития индустрии платформ для монетизации цифрового контента в России.

В течение следующих нескольких лет ожидается приток аудитории на платформы продажи контента

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!

* Instagram принадлежит компании Meta, суд признал компанию Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России.

Елена Дешпит
Елена Дешпит

Какие тенденции креативной экономики в России вы замечаете? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости