Киберстрахование позволяет бизнесу снизить свои потери в случае удачной атаки злоумышленников на его ИТ-инфраструктуру. Полис может покрывать основные киберриски, связанные с недопустимыми событиями для бизнеса.
Бизнес давно привык страховать свои активы и имущество, ответственность, здоровье и безопасность сотрудников. Страхование киберрисков, связанных с возможной утечкой данных, взломами корпоративных ИТ-систем, кражей средств со счетов, пока остается для компаний на втором плане. Это тем более удивительно, что объемы цифровых данных у российского бизнеса растут, а риски кибератак увеличиваются.
Кибератаки набираются профессионализма
К августу 2024 года доля заказных кибератак на российский бизнес выросла с 10 до 40% по отношению к прошлому году. Атаки стали намного чаще совершать профессиональные взломщики, а не “хактивисты”. Разница в том, что первые нацелены на бизнес и в основном действуют в коммерческих интересах (в том числе их используют в конкурентной борьбе), а у вторых скорее политические мотивы.
При этом кибератаки с выходом на сцену “профхакеров” быстро усложняются. Теперь они часто включают шпионаж и шифрование данных, и чаще нацелены именно на остановку работы предприятий. Например, в первом полугодии 2023-го основными объектами для кибератак со стороны профессиональных хакеров стали ИТ-компании, промышленные и ритейл-компании. Причем промышленники и ритейл испытывали на себе наиболее агрессивные и критичные атаки. Так, для ритейла 40% атак стали критичными. Средний ущерб российских компаний от кибератак в первом полугодии 2023 года увеличился на треть в годовом выражении и составил 20 млн рублей.
Для компаний самый серьезный риск от удавшейся кибератаки — временная или постоянная остановка производства, поставок или сервиса. Ущерб от таких форс-мажоров для предприятий среднего масштаба может достигать миллионов рублей в день. Поэтому информационная безопасность для компаний приобретает особое значение. Причем она включает не только системы защиты корпоративной ИТ-инфраструктуры, антивирусы, шифрование и другие компоненты, но и страхование кибербезопасности.
Пока услуги страхования киберрисков на российском рынке не очень известны и распространены. Они начали развиваться вместе с ростом самих киберугроз примерно в 2016-2018 гг., когда прошла массовая волна хакерских атак на российские банки и телеком-компании. Наиболее активно киберстрахование стало расти в последние два года, когда кибератаки стали распространеннее и опаснее. Тем не менее, сегодня на его долю приходится не более 0,1% российского страхового рынка, а предлагает эту услугу лишь несколько крупных компаний. Но, учитывая активность хакеров, рост киберугроз заставит бизнес более активно страховать эти специфические риски.
От каких рисков защищает киберстрахование?
Основной риск — киберинциденты, приводящие к недопустимым событиям для бизнеса. Среди типовых: кража персональных данных, денег компаний со счетов, попытки зашифровать данные компании и взломать аккаунты первых лиц. Этот перечень рисков постепенно превращается в стандарт для большинства страховых компаний, работающих в этой сфере.
Страховая компания покрывает разные виды ущерба от кибератак. Это имущественный ущерб, например, из-за выхода из строя серверов в результате кибератаки и необходимости приобретать новые. Бывают и такие казусы, когда хакерам удается изменить температурный режим хранилища, из-за чего портится товар. Это влечет значительные имущественные потери, которые компенсирует страховщик.
Кроме того, страховое покрытие может включать компенсацию расходов на проведение экспертизы, чтобы определить, была ли совершена кибератака, найти возможности восстановить работоспособность систем и нивелировать последствия. Немаловажно также, что страховщик возмещает компаниям маркетинговые расходы на восстановление репутации, например, после утечек данных. Потери из-за простоев бизнеса в связи с поломками оборудования и ИТ-систем тоже можно включить в страховое покрытие. Они могут наносить серьезный ущерб бизнесу. Например, в этом году из-за хакерской атаки на несколько дней была практически парализована работа компании крупной транспортной компании.
При этом средние лимиты выплат по страхованию киберрисков в России, по данным Альфастрахования, составляют внушительные 250-500 млн рублей, а по отдельным видам страхования и вовсе достигают 2,5 млрд.
Чего пока не хватает в сфере киберстрахования
В отличие от классических видов страхования, таких как КАСКО, “Имущество”, “Ответственность” и другие, в киберстраховании не столь обширна практика урегулирования страховых случаев. Ситуация осложняется тем, что каждая кибератака уникальна и по своим методам, и по тому негативному влиянию, которое она оказывает на бизнес. Пока на рынке отсутствуют общие алгоритмы киберстрахования и однозначные представления о том, что такое киберриски, какие из них можно и нужно страховать и каким должно быть справедливое страховое покрытие.
Проблема в том, что в сфере киберстрахования очень высока стоимость качественных экспертных оценок: она может доходить до миллионов рублей. Эти расходы должен взять на себя либо страхователь, либо страховщик. Чаще всего в современной практике за экспертизу платит клиент. Но это условие всегда необходимо обговаривать “на берегу”, до подписания договора.
Перспективы киберстрахования
С популяризацией киберстрахования этот рынок начнет расти, а параллельно с этим процессом будут формироваться общепринятые стандарты и определения. Участники придут к общим позициям о том, что является киберриском, как определяется уровень защищенности компании от кибератак и какие действия бизнес должен предпринимать, чтобы митигировать киберриски.
Цифры говорят о том, что этот рынок уже достаточно велик. Как показал опрос, проведенный “Коммерсантъ”, по итогам этого года он может составить более 3 млрд руб. На перспективу есть и более радужные ожидания: по прогнозу “Сбербанк Страхования”, уже к 2025 году рынок киберстрахования вырастет до 8-10 млрд рублей. Значит, мы находимся на пороге большого рыночного “взрыва”, хотя сегодня об услугах киберстрахования знают далеко не все компании, а те, кто знает, не обязательно доверяют страховщикам в этом сегменте. Рынок не сложился, и компании занимают выжидательные позиции. Чтобы ситуация изменилась, рынок киберстрахования должен становиться прозрачнее с точки зрения тарифов, условий договоров, процессов определения страхового покрытия и урегулирования убытков. Для этого мы, например, предоставляем нашим заказчикам услуги экспертизы на всех этапах клиентского пути: от оценки уровня рисков для бизнесов разного масштаба и типа и до экспертизы на уровне урегулирования убытков.
Чтобы повысить информированность бизнеса, мы работаем не только со страхователями, но и со страховыми компаниями: запускаем коллаборации для популяризации киберстраховок среди их клиентов. Наша главная цель состоит в том, чтобы показать компаниям: киберстрахование — это удобно, рационально и достаточно просто. Главное выбрать партнера с качественной экспертизой и четко формулировать собственные интересы и ожидания. Тогда при наступлении страхового случая сюрпризов точно не будет.
Путь клиента в киберстраховании
Шаг 1: анкетирование и определение базовой потребности клиента. Она связана с рядом недопустимых для бизнеса событий, которые могут негативно повлиять на его функционирование. Для каждой компании список таких событий будет специфическим.
Шаг 2: сбор и анализ данных о том, как в компании реализована система информационной безопасности.
Шаг 3: определение условий страхования, включая страховую сумму (страховой лимит) и тариф.
Страховой лимит для компаний зависит от уровня информационной безопасности и набора рисков, которые планируется страховать. Иногда он оказывается ниже, чем запрашивает бизнес. В таком случае ему предлагается пройти “кибертрансформацию”. Проще говоря, внедрить у себя ряд новых технологий, политик и оборудования для комплексной защиты данных. Иногда это может быть использование криптографического ПО или подключение внешних сервисов для обеспечения информационной безопасности. А иногда бизнесу достаточно начать делать бэкапы, чтобы сразу многократно снизить, например, риски шифрования данных со стороны хакеров.
Как выбрать компанию для киберстрахования?
Учитывая незрелость рынка киберстрахования и отсутствие четких стандартов, оптимальным вариантом будет обратиться к услугам посреднических компаний, владеющим широкой экспертизой в этой сфере. Они станут связующим звеном между заказчиком и страховщиком, помогут подобрать лучшие условия договора страхования и определить перечень недопустимых событий (то есть рисков, которые покрывает полис).
В любом случае страхователям в этой сфере необходимо внимательно изучать вместе с юристами страховые договоры, так как на рынке пока не сформированы четкие стандарты. Так, в идеальном на первый взгляд договоре страхования киберрисков могут содержаться пункты, которые сведут на нет его пользу. Например, о том, что страховое событие признается страховым случаем, только если квалифицировано по одной из статей Уголовного кодекса. Инициирование уголовного дела, связанного с кибератаками, не всегда быстро и не всегда возможно в принципе, поэтому страховой полис с подобным условием становится не самой эффективной защитой.
Аргументы за: почему нужно подумать о киберстраховании
Активность хакеров все сильнее смещается в область бизнеса. Злоумышленники могут действовать в интересах конкурентов или шантажировать бизнес. Утечки пользовательских данных приносят компаниям высокие репутационные риски и способны даже привести к ее уходу с рынка, а атаки на ИТ-системы — остановить производство, поставки и обслуживание на несколько дней. Значение киберрисков трудно преувеличить, так как они могут принести бизнесу крупные убытки. Страхование покрывает их, но бизнесу важно не упускать из виду существенную деталь: страховой лимит имеет значение. Чтобы он удовлетворял ожиданиям компании-страхователя, она должна не только обеспечить себе киберзащиту, но и постоянно трансформировать ее, а также актуализировать данные об уровне своей защищенности. Тогда у компании и страховщика будет больше сведений о возможных рисках и их потенциальном значении для бизнеса (какого размера ущерб они способны нанести). Значит, страховая сможет предложить адекватный лимит, который устроит бизнес. Кроме того, компания благодаря кибертрансформации получит качественную защиту от кибератак.
А вы готовы застраховать свой бизнес от кибератак?