Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Жизненный цикл товара — не пора ли его увеличивать


Бизнес-ментор и инвестор рассказал, как повлиять на сценарии жизни товаров


Эту статью написал участник сообщества

Алексей Максимченков

Алексей Максимченков

Бизнес-ментор, преподаватель и основатель бизнес-школы «Бизнес-факт»

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Бизнес-ментор и инвестор рассказал, как повлиять на сценарии жизни товаров


Эту статью написал участник сообщества

Алексей Максимченков

Алексей Максимченков

Бизнес-ментор, преподаватель и основатель бизнес-школы «Бизнес-факт»

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Практически любой товар, независимо от типа продукта и бренда, проходит схожий сценарий «жизни», потому что сталкивается с конкуренцией. Рынок наполняется новыми предложениями, что приводит к спаду спроса на «старые» версии.

Так, например, смартфоны когда-то вытеснили мобильные телефоны с антенной. А скоро и привычный гаджет трансформируется: западные и восточные технологические гиганты заговорили об устройствах альтернативной реальности.

Производитель ориентирован на потребности покупателей, но в обновлении товара заинтересован, в первую очередь, продавец. Заметьте, раньше меняли одежду и гаджеты намного реже. А сейчас производители могут отнести свои смартфоны, которым нет еще и года, к разряду устаревших. При этом «улучшенная» версия может даже особо не отличаться от предшественника.

Как увеличить жизненный цикл товара расскажу вам я, Алексей Максимченков, ведущий бизнес-ментор в Санкт-Петербурге по версии журнала «Эксперт», преподаватель и основатель Бизнес-школы, предприниматель и инвестор.

Какова цена прогресса

Как правило, это создание нового продукта и обновление тренда. Производитель понимает, что необходимо увеличить выручку и продажи. А чтобы заинтересовать покупателя, нужно улучшить характеристики существующих продуктов или создать новый.

Поэтому компании вводят новые тренды или трансформируют продукт. Например, Netflix из небольшого сервиса по продаже DVD-дисков стал мировым лидером рынка стриминговых услуг.

Чтобы вызвать интерес потребителя к новым продуктам, бизнес должен проанализировать рынок и предложить что-то уникальное. Например, компании, которые вывели на рынок автономные продукты и гаджеты, позволили покупателям забыть, что такое розетка. Сейчас новый продукт — это не добавление, а убирание лишнего. Тогда и клиент доволен, и компания финансово заинтересована в прогрессе.

Мы не создаем уникальный продукт, мы создаем что-то новое в нашей линейке. Это продукты именно для нашей целевой аудитории.

В Петербурге мы проводили тренинг для предпринимателей. Провели опрос, распределив целевую аудиторию на группы по их доходам и подгруппы по уровню бизнеса — фрилансеры, самозанятые, специалисты. Определили два топовых запроса.

Подбор помощника. На основании данных опроса мы сформировали предложение и отправили оффер. Это предложение оказалось востребованным еще и по тому, что доверие к нам уже было сформировано по предыдущим взаимодействиям с нами.

На запрос по подбору личного помощника желающих было 20 человек по 80 000 руб. Мы закрывали этот запрос дополнительно с помощью рассылок и чата бывших учеников.

Построение оргсистемы компании и написание регламентов. У нас было 20-30 предпринимателей, у которых оборот составил 100 000 000 ₽, которым мы сделали предложение на их запрос. Откликнулись две компании, за сопровождение которых оплата нам поступила оплата в размере 800 000 ₽ и 1 200 000 ₽ соответственно. Последняя сделка исполнялась 1 год. Раз в неделю я проводил с руководителем отдела продаж компании четыре часа, прописывая все задачи, которые их команде предстоит выполнить за неделю.

Продление или сокращение жизненного цикла товара

Для экономии потребителя можно повлиять на жизненный цикл товара. Однако двигатель капитализма — идея «больше тратить, чтобы больше зарабатывать». В Советское время футболку можно было носить десять лет, а сейчас она прослужит максимум два сезона. Поэтому с точки зрения современной экономики, недолговечность вещей является основой торговли.

Пример из образовательной сферы. Время обучения может умышленно растягиваться для того, чтобы люди успевали выполнять задания. Это взаимовыгодно. Ученики не выгорают и получают результат.

При организации выступлений, например, заключается договор сразу на несколько мероприятий. После них к спикеру приходят заказы, больше чем обычно. Поэтому имеет смысл делать паузу между выступлениями, чтобы все заявки были обработаны в срок и были исполнены в срок.

Или, наоборот, короткие 1-2-дневные обучения с утра до вечера востребованы у специалистов для экономии времени. За короткое время они успевают обучиться, чтобы сразу внедрить знания в работе. В юридической сфере затягивание дела тоже играет важную роль, как отрицательную, так и положительную. Сроки давности могут пройти, не приниматься во внимание.

Я считаю, что обновление жизненного цикла товара финансово интересно самому производителю, потому что способно подстегнуть объемы продаж. Подробнее в моем авторском проекте «Бизнес-факт»

Проблема избыточного потребления

Есть осознанное потребление и неосознанное. Избыточное и достаточное.

Избыточное потребление можно сразу определить по тому, что, например, дома остается и портится еда. Или в шкаф уже не влезает одежда. Все, кто контролирует свое потребление, носит одежду до того момента, как она испортится. А потом, возможно, еще донашивает ее дома.

Избыточное потребление

Например, у Phone 14 не так много нововведений, поэтому он, по сути, не нужен. Но тренд диктует свои правила, подталкивая к приобретению нового смартфона. Такой маркетинговый ход помогает компании повысить продажи. Чем больше человек платит, тем выгоднее бизнесу.

Нередка история, когда люди, начиная зарабатывать, начинают и тратить больше. Хорошо, когда это нужные вещи — осознанное потребление, для более комфортной жизни. А иногда, это потребление вырастает до таких объемов, что вещи некуда девать.

Также люди пользуются более дорогой одеждой — пример осознанного потребления, попадая в круги, где надо соответствующе выглядеть. Клиенты должны считать по внешнему виду, что это человек из их круга. Тогда легче контактировать, легче установить партнерство, наладить бизнес. Кто-то скажет, что это пыль в глаза, но первое впечатление никто не отменял. В нашем обществе до сих пор «встречают по одежке». Вот и приходится, иной раз, брать такси премиум класса на выступления или встречи.

Обратная история, когда директор компании специально приезжал к клиентам на старой машине, чтобы они думали, что он не берет с них дорого, и доверяли ему.

Мы потребляем больше, чем нам нужно. Однако самое логичное, это покупать меньше товаров. И производить — меньше и качественнее.

Алексей Максимченков
Алексей Максимченков

Как считаете, что можно сделать, чтобы продлить жизненный цикл вашего продукта?

Мария Б.

Мало опыта в этой теме. Интересно было почитать. Задумалась, что еще можно сделать в этом направлении


Больше по теме