Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Как предпринимателю правильно ставить цели на год, чтобы на них не забить


Новый год — идеальное время, чтобы заняться планированием ближайшего будущего и поставить новые цели: как личные, так и профессиональные. Постановка целей дает долгосрочное видение и краткосрочную ежедневную мотивацию, фокусирует человека приобретать новые знания, помогает организовать свое время и свои ресурсы. Отсутствие четких целей создает ощущение, словно предприниматель работает много, но ничего существенного не достигает.

Однако для того, чтобы цели действительно работали на человека и на его бизнес, их важно правильно ставить.

Шаг 1: Нарисовать общую картину

Подходить к целям на год эффективнее всего — через более глобальные цели. Те, которые определяют вектор движения по жизни, связаны с ключевой миссией человека. Цели на год — это только небольшая крупица, один из этапов. Если они будут существовать в отрыве от основного вектора движения, у человека будет меньше мотивации к ним идти, ведь их ценность оказывается незначительной, временной.

То есть, сначала нужно создать общую картину того, что человек хочет сделать со своей жизнью или, условно, в течение 10–20 лет: это масштабные цели, вектор движения. Они рождаются из сочетания опыта, образования и самоанализа. Затем разбивайте на более мелкие цели, которые нужно достичь: в том числе на грядущий год.

Вопросы, которые помогут определить масштабную цель через самоанализ
ВопросВарианты ответов
Что меня волнует больше всего?
«Личные достижения»
«Окружающая среда»
«Активное развитие в определенной области»
«Помощь другим людям»
Что у меня лучше всего получается?
«Я очень напористый и уверенный в себе»
«Я отлично анализирую и решаю логические загадки»
«У меня хорошо получается общаться с людьми, я эмпатичный, легко устанавливаю контакт»
Что мои ценности говорят обо мне как о личности?
«Они говорят о том, что я надежный человек»
«Они говорят о моем упорстве и умении достигать целей»
Как мои ценности влияют на мою жизнь?
«Я общителен и хотел бы больше взаимодействовать с людьми — возможно, мне стоит сделать упор на это в своем бизнесе»
«Я настойчив и умею добиваться целей, мне комфортно развиваться в соревновательных условиях — значит, я мог бы брать в бизнесе новые вызовы»

Предназначение каждого человека — это не про цель, а про причину. Важно спрашивать себя:

  1. Моя цель быть здоровым, успешным и достойным — а что еще?
  2. Что я делаю, чем мне нравится заниматься, чем мне хочется заняться, когда я думаю о своем свободном времени?
  3. Что бы я делал, если бы этого времени стало больше?
  4. Какова причина моего нахождения здесь, на этой планете?
  5. Что не случится в мире, если меня в нем не будет?
  6. Причиной для чего я могу быть в ближайший 2025 год?
  7. Кто я, если описывать меня одним предложением?
  8. Что во мне есть из того, чего хотят все люди?
  9. Чего не хватает в моей жизни?
  10. Какие мысли занимали меня в последнее время?
  11. Счастье — это…?
  12. Что стоит между мной и счастьем?

Стратегия своего предназначения — это долгосрочный план. Его точность и актуальность нужно регулярно оценивать. При любом горизонте планирования постоянно задавайте себе одни и те же вопросы: «Поменялись ли ключевые вызовы для меня?», «Нужно ли теперь менять цели и перераспределять задачи?». Нужно держать курс на реализацию своего предназначения, не терять фокус, но при этом реагировать на любые перемены гибко — ловить волну.

Шаг 2: Применить когнитивный подход

Даже если глобальная цель связана с каким-то одним аспектом жизни — например, с бизнесом, в идеале все же смотреть на грядущий год с позиции баланса, поскольку все сферы взаимосвязаны. Поэтому необходимо определить приоритеты в нескольких важных категориях через вопросы самому себе.

Бизнес. Какого уровня вы хотите достичь в своем бизнесе? Планируете ли масштабироваться или выходить на новые рынки? Возможно, в рамках текущего бизнеса вы бы хотели попробовать другое направление, дотянуться до другой аудитории, или наконец вырасти из маленькой компании в среднюю.

Финансы. Сколько вы хотите зарабатывать? На каком этапе? Например, когда одна моя клиентка писала бизнес-план, она заложила на первые 3 месяца 0 дохода, потому что она адаптировалась и окупала издержки. На втором этапе она планировала прибыль в 20%, а в конце года прибыль в 50% уже показалась ей вполне хорошей.

Цели этой категории напрямую связаны с карьерными. Чтобы увеличить прибыль, нужно нарастить производство, а это может требовать расширения бизнеса — сначала человек будет руководить 2 подчиненными, а в конце года 4.

Образование. Есть ли какие-то знания, которые вы хотите получить для вашего будущего? Какая информация, какие навыки вам понадобятся для достижения целей? Например, вы хотите создавать рекламные продукты и рекламную графику — для этого понадобится пройти обучение 3D-визуализации.

Творчество. Хотите ли вы достичь каких-то творческих целей? Важно ли это для вашей личной реализации? Для того, чтобы быть успешным предпринимателем, необходимо не только направлять максимум сил в бизнес и в профессиональное развитие. Если у человека есть другие личные интересы, но он не может их удовлетворять, он недополучает положительных эмоций. Это помимо того, что любые увлечения вне бизнеса важны для разностороннего развития.

Интерес к творчеству не обязан быть у каждого человека. Но если он есть, не игнорируйте его в общем списке целей. Причем этот интерес не обязательно требует прикладных действий — можно не создавать что-либо руками, а погружаться в чужое искусство.

Фото с выставки ММОМА
Фото с выставки ММОМА

Чтобы реализовать свою потребность в творчестве, я посещаю с близкими выставки — фото с выставки ММОМА

Чтобы реализовать свою потребность в творчестве, я посещаю с близкими выставки — фото с выставки ММОМА
Посещения культурных мероприятий помогают развить насмотренность
Посещения культурных мероприятий помогают развить насмотренность

Знакомство с предметами искусства помогает развивать насмотренность, творческое мышление

Знакомство с предметами искусства помогает развивать насмотренность, творческое мышление
Интерес к творчеству может подарить вам креативные идеи для бизнеса
Интерес к творчеству может подарить вам креативные идеи для бизнеса

Вы никогда не знаете, как увиденная картина или скульптура может натолкнуть на идею рекламной кампании, продукта или на другие ценные для бизнеса вещи

Вы никогда не знаете, как увиденная картина или скульптура может натолкнуть на идею рекламной кампании, продукта или на другие ценные для бизнеса вещи

Если у вас нет времени, нужно работать с расписанием: сначала отделить часть жизни, которая будет принадлежать не бизнесу и профессиональному развитию, а лично вам. Это может быть отдельной целью. И уже потом можно выбирать, как именно вы хотите получать удовольствие: например, больше путешествовать или чаще посещать культурные мероприятия — не отраслевые конференции, а условные выставки. Для этого придется немного реорганизовать все остальное.

Служение или миссия. Хотите ли вы сделать мир лучше? Если да, то в какой области и как? Для предпринимателей это может быть одной из самых значимых целей, которая будет перекрывать даже задачи по росту оборота, размера компании.

При обдумывании глобальной цели старайтесь, чтобы она захватывала разные сферы жизни
При обдумывании глобальной цели старайтесь, чтобы она захватывала разные сферы жизни

Глобальная цель должна складываться из множества мелких целей в разных сферах жизни — тогда она действительно сработает

Глобальная цель должна складываться из множества мелких целей в разных сферах жизни — тогда она действительно сработает

Шаг 3: Найти место случаю

При постановке целей обязательно нужно рассмотреть случайности — неожиданные события, которые напрямую не зависят от усилий и стремлений. Это то, что с вами случается как с персонажем какой-то истории будущего, а не то, что делаете вы. Например, пандемия сделала миллионерами авторов онлайн-обучения.

Используйте простую тактику для учета черных лебедей — подумайте над ответом на вопрос «Какая случайность в 2025 году даст мне возможность воплотить предназначение наилучшим образом?».

Ответы могут быть такими:

  • случайная встреча с наставником;
  • открытие скрытых способностей;
  • внезапное получение крупных денег;
  • путешествие, которое принесет новые знакомства;
  • номинация на премию года в какой-то области;
  • публикация интервью.

Вариантов может быть намного больше — записывайте все, что приходит на ум.

Шаг 4: Отфильтровать цели

В результате мозгового штурма по всем ключевым направлениям в блокноте или в заметках телефона появится огромное количество разных целей. Их нужно тщательно отфильтровать:

  1. Сократить количество целей.
  2. Проверить, действительно ли они ваши.
  3. Оценить их реалистичность.

Сократить количество целей. Достичь всех было бы отлично, но есть высокая вероятность, что на это не хватит ни сил, ни времени, ни других ресурсов. Количество обязательных дел будет вас перегружать, заставлять брать на себя слишком много работы. Все это приведет к стрессу.

В идеале определить не больше 3 целей на ближайшие полгода или год. Если сможете с ними справиться раньше, перейдете к тем, которые отбросили. Если нет — как минимум не будете себя ругать за то, что столько планов построили впустую.

Как действовать:

  1. В каждой категории отобрать по одной самой значимой цели — ту, которая лучше всего отражает ваши потребности.
  2. Подумать, какие аспекты жизни важнее всего привести к балансу в этом году.
  3. Оставить цели только из этих категорий. Если их суммарно больше трех, еще тщательнее приоритезировать их.

Проверить, действительно ли эти цели — ваши. То есть, что они не навязаны напрямую или косвенно другими людьми. Не бизнес-партнер хочет расширить компанию, и вы берете это за цель на год, а это действительно важно лично вам. Не муж или жена говорят, что нужно чаще заниматься спортом, а вы испытываете такую потребность.

Когда человек обозначает для себя цели, которые интересны не ему, а окружающим, у него нет серьезной внутренней мотивации их достичь. Как итог — он либо до них не доходит, либо все же доходит на силе воли и жестком «надо», но удовлетворения не получает.

Чек-лист, который поможет определить, ваша ли это цель:

  1. Цель соприкасается с моими ценностями и стремлениями.
  2. Я готов пожертвовать ради достижения этой цели любыми ресурсами.
  3. Если эта цель исчезнет из моей жизни, я буду чувствовать себя плохо.
  4. Когда я достигну цели, я буду ощущать себя очень счастливым.
  5. Если я не достигну этой цели, я не разочарую близких.

Чем больше пунктов можете отметить как верные, тем выше вероятность, что цель действительно ваша.

Также, чтобы найти свои истинные цели, задайте себе несколько вопросов:

  1. Какие 3 занятия мне нравятся, но мне вечно не хватает на них времени? Что я могу сделать, чтобы посвящать им себя чаще?
  2. Какие важные аспекты моей личности ушли на второй план? Что я могу сделать, чтобы вернуть их?
  3. В каких ситуациях я ставлю потребности других выше своих собственных? Как я могу восстановить баланс?
  4. Как я могу найти в своем графике время для одного давно позабытого хобби, чтобы заняться им на этих выходных?
  5. Кем я хотел стать несколько лет назад? Какие положительные качества из тех, которые у меня были тогда, сейчас пропали? Как я могу их заново открыть в себе?

Оценить реалистичность целей. Иногда человек начинает мечтать по-крупному и замахивается на очень амбициозные достижения: миллиарды долларов оборота, мировое признание, лидерство в отрасли, невероятные цифры продаж и многое другое. Например, предприниматель хочет увеличить продажи на 100% в течение одного месяца. Цель нереалистична: при таком коротком периоде времени она требует значительных ресурсов и усилий, что может быть практически невозможно.

Сами по себе амбиции — это не плохо, но при постановке целей важно включать реалиста. Действительно ли можно достичь того, что вы запланировали?

Как оценить реалистичность целей
ПлохоХорошо
Конкретно ли звучит цель или она всеобъемлющая?
Хочу стать успешным в своей нише
Хочу увеличить свою долю на рынке до 5%
Учтены ли факторы сопротивления?
Переговорами занимается мой бизнес-партнер, мне тяжело даются деловые коммуникации. Хочу в следующем году самостоятельно заключить 10 успешных сделок
Переговорами занимается мой бизнес-партнер, мне тяжело даются деловые коммуникации. Хочу пройти тренинги по деловому общению, начать включаться в переговоры вместе с партнером и к концу года суметь успешно провести их лично
Учтены ли ресурсы и возможности?
У меня малый бизнес, я хочу войти в десятку лидеров в отрасли
У меня малый бизнес, я не могу встать наравне с лидерами отрасли — это корпорации, но я могу нарастить свой вес в рамках города, если увеличу объем продаж и клиентов

Нереалистичность целей основана на завышенных ожиданиях от себя, от других и от мира. У этого может быть масса причин. Например, некоторые люди:

  1. Думают, что они заслуживают особенного отношения, потому что в институте выиграли конкурс красоты. Это иллюзия исключительности.
  2. Верят, что счастливый случай должен прийти от вселенной. Это избегание действий.
  3. Ждут справедливого отношения мира к ним и уважительного отношения от других. Это неумение быть ассертивными.
  4. Ждут, что все люди будут поддерживать их. Это непризнание конкуренции.
  5. Ждут, что они всегда будем контролировать ситуацию, все в жизни будет идеальным и без проблем. Однако в реальности всегда есть некоторое количество неудач, болезней, семейных обстоятельств.

Подобные ожидания могут мешать предпринимателю развивать себя и свой бизнес, он будет совершать ошибки. Поэтому с таким мышлением нужно работать.

Шаг 5: Перейти от общего к деталям

Важные, крупные цели на год — это ориентир, к которому человек будет идти. Однако ему нужен маршрут с остановками и навигаторами, где он сможет подзарядиться мотивацией и понять, куда ему двигаться дальше. Для этого к каждой крупной цели нужно прописать более мелкие, и так постепенно сформировать план на год.

Двигайтесь по уровням:

  1. Запишите годовую цель. Например, увеличить оборот компании в 2 раза.
  2. Определите цели поменьше на каждое полугодие. Они базируются на ключевой годовой цели. Например, по итогам первых 6 месяцев нужно увеличить оборот на 40% — вы будете постепенно нащупывать инструменты. По итогам вторых 6 месяцев уже нужно достичь того самого х2 год к году.
  3. Обозначьте цели и задачи для каждого месяца. Как вы будете двигаться к рубежу первого полугодия? Что нужно сделать в январе, в феврале, в марте, и так далее.

Можно пойти еще дальше в этой схеме и продумать шаги для каждой недели. Это может быть полезно для того, чтобы четче представить свой путь, оценить реалистичность поставленных целей и сроков для них, понять, какие ресурсы нужно задействовать.

Например, вам могут понадобиться:

  • сборник вопросов для нетворкинг-сессии;
  • таблицы в Excel;
  • конспект редкой книги или скрайбинг лекции;
  • подборки книг, фильмов, подкастов по определенной теме;
  • плейлисты для управления стрессом — с техниками медитаций, снижения тревоги;
  • чат-бот, который создан под персональную задачу;
  • сценарный план события.

Кроме этого вы можете задействовать чек-листы, техники, практики и многое другое.

На основе этого плана позднее будут формироваться списки ежедневных дел.

Ошибки в постановке целей, которые мешают дойти до финиша

Главная ошибка — это нереалистичность целей. Когда они слишком амбициозные, им не хватает конкретики, в них не учтены возможности, ресурсы и ограничения, как внешние, так и внутренние. Однако это не единственное, что мешает дойти до поставленной цели. Есть еще несколько распространенных ошибок.

Сосредоточенность на неправильных вещах. В такой ситуации поставленная задача может истощить все ресурсы, при этом на финише человек не почувствует ни радости, ни удовлетворения. Нередко люди, когда ставят цели, сосредотачиваются только на работе или даже только на прибыли в бизнесе. В результате они упускают то, что приносит им нематериальную радость: например, взаимодействие с клиентами, помощь окружающим, решение трудных задач, время с семьей, качественный отдых, личные достижения в хобби.

Нужно найти баланс — для этого стоит определять цели во всех жизненных аспектах. А также нужно поработать с трудоголизмом и перфекционизмом — они основаны на неудовлетворенном желании доказать и быть лучше других ценой здоровья и отношений.

Желание получить результат как можно быстрее. Человеку часто хочется дойти до финиша быстро, идеально, с минимумом усилий, и достичь даже больше, чем он предполагал: увеличить оборот бизнеса не в 2 раза, как хотел, а в 2,5. На фоне этого нередко при постановке целей человек недооценивает, сколько времени может занять движение к ней и как может меняться скорость в процессе. В плане на год он рисует идеальную схему, где промежуточные результаты стабильно улучшаются. Как только что-то идет не так, случается задержка, он расстраивается — мотивация падает.

Например, предприниматель решил, что за год он должен увеличить продажи в 3 раза. Он расписал себе идеальный план, как он каждый месяц наращивает процент продаж. Дальше он начинает прилагать усилия: глубже исследует аудиторию, чтобы подкорректировать продукт под ее запросы, старательнее отрабатывает возражения в общении с клиентами и в маркетинговых кампаниях. Бюджеты в маркетинг тоже выросли — чтобы расширить базу потенциальных клиентов. Предприниматель ожидает, что уже в первый месяц увидит рост продаж и будет дальше смотреть, как красиво кривая идет вверх. Однако эффект далек от ожидаемого. Предприниматель расстроен, энергии продолжать движение у него нет.

Слишком эмоциональный подход, возбужденность, личная торопливость мешают достигать целей, потому что ведут к срывам.

Необходимо сбалансировать неустойчивую и интенсивную эмоциональность и проблемы с контролем импульсов. А также поработать с двумя когнитивными искажениями: предвзятость оптимизма и ошибка планирования.

Предвзятость оптимизма заставляет человека думать о том, что плохие вещи могут случаться с ним с меньшей долей вероятности, чем хорошие. Например, что он будет более успешным в жизни, чем другие. Ошибка планирования заключается в излишней самонадеянности и недооценке всех тех факторов, которые могут способствовать негативному сценарию.

Постановка негативных целей. Это цели, суть которых сводится к тому, что человек идет к какому-то «не хочу» или «не делать больше». Например, «Перестану задерживаться на работе» — то есть, «Не хочу задерживаться на работе», или «Не буду больше идти навстречу подчиненным, я слишком мягкий с ними».

Проблема таких формулировок в том, что с этим негативным посылом они могут стать для сознания эмоционально непривлекательными, давящими на психику. Формулируйте цели через позитивное утверждение: «Хочу стать эффективнее и раньше заканчивать с делами, чтобы уделять вечером время семье или любимому хобби», «Хочу стать более строгим в общении с подчиненными, действовать справедливо, но твердо — это улучшит дисциплину в компании и продуктивность».

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Юлия Харитонова
Юлия Харитонова

Как вы ставите цели, чтобы их достичь? Поделитесь опытом в комментариях


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации