Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Три способа повысить эффективность от инвестирования в социальные проекты 


Эксперты рассказали, как бизнесу и НКО получить деньги от государства на социальный проект и сделать его максимально эффективным


Эту статью написал участник сообщества

Елена Рожкова

Елена Рожкова

Копирайтер Благотворительного фонда «Добрый город Петербург»

«Добрый город Петербург»

«Добрый город Петербург»

Благотворительный фонд

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Эксперты рассказали, как бизнесу и НКО получить деньги от государства на социальный проект и сделать его максимально эффективным


Эту статью написал участник сообщества

Елена Рожкова

Елена Рожкова

Копирайтер Благотворительного фонда «Добрый город Петербург»

«Добрый город Петербург»

«Добрый город Петербург»

Благотворительный фонд

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Пандемия коронавируса и геополитические события ввели общество, бизнес и некоммерческий сектор в состояние турбулентности и заметно сократили горизонты планирования. Как улучшить коммуникацию бизнеса и НКО, научиться слышать друг друга для достижения еще большей продуктивности. Об этом рассказали эксперты конференции по взаимодействию бизнеса и некоммерческого сектора «Про развитие городов и сообществ».

Бизнес советует системно подходить к социальным проектам

Новые условия стимулировали бизнес к быстрой смене образа мышления и осознания, что рабочая парадигма «мы так всегда делали» больше не эффективна. Пандемия задала вектор перехода бизнеса к новому формату взаимодействия с обществом, ядром которого стала человекоцентричность. Но она невозможна без социальной ответственности, которая, в свою очередь, может приносить бизнесу экономический эффект, выражающийся в лояльности и доверии клиентов.

На конференции говорили о том, что ценно жителям городов и посёлков сегодня, какую роль бизнес играет или может играть в благополучии жителей, куда сегодня развиваются совместные инициативы НКО и бизнеса и какие тенденции и тренды есть в этой сфере

Системный подход как перспектива долгосрочного развития

«Центры местного сообщества» — один из ключевых проектов «Пятерочки» в области устойчивого развития, который реализуется в партнерстве с благотворительными фондами «Добрый город Петербург» и «Хорошие истории». Это площадки, расположенные в магазинах, где воплощаются в жизнь различные социально-культурные инициативы местных жителей. Сегодня центры охватывают 1350 магазинов в 32 регионах, и важный элемент в развитии эффективных социальных проектов — в их системности

«Системность проекта заключается в том, что он масштабируется год от года и в наших планах — охватить абсолютно все магазины, Системность необходима для достижения долгоиграющего эффекта. Чем дольше мы занимаемся определенным проектом, тем больше задач мы можем решить. И в долгосрочной перспективе это помогает менять локальные социальные тенденции. Для системных проектов необходимо 2-3 года, тогда достигнутый эффект будет устойчивым и долгосрочным. Саморегулируемым обществом, а не бизнесом».

Алина Юхневич

Алина Юхневич

Руководитель направления устойчивого развития торговой сети «Пятёрочка»

Фотовыставка акций проекта «Центры местного сообщества» торговой сети «Пятёрочка»

Подходы к финансированию бизнесом социальных проектов должны быть дифференцированы, не все социальные инициативы можно в принципе рассматривать с точки зрения конкретного коммерческого результата для инвестора.

«Есть  чисто  благотворительная деятельность, есть  программы  поддержки социального предпринимательства и МСП, которые способствуют развитию  экономики  региона. Мы стараемся всегда оценивать социальные проекты с точки зрения их комплексности, наличия конкретных  измеримых результатов  для  благополучателей,  формирования сообществ вокруг данных  проектов и вовлечения   партнеров».

Ольга Шкабардня

Ольга Шкабардня

Генеральный директор АНО «Энергия Развития» Госкорпорации «Росатом»

Когда компания взаимодействует с НКО, то в начале важно ответить на три вопроса:

  1. Как изменится состояние основной целевой аудитории проекта, можно ли его измерить?
  2. Действительно ли есть запрос на предлагаемое решение?
  3. Насколько проект отвечает корпоративным ценностям?

Где искать финансирование социальных проектов и как получить от них результат

Сейчас для НКО и малого бизнеса в разных регионах есть много возможностей — грантовые конкурсы, субсидии, федеральные программы. Важно находить возможности больше взаимодействовать с сообществами. Поэтому самые лучшие инвестиции — это инвестиции в сообществ:

  • образовательные проекты для НКО;
  • деловые мероприятия и фестивали для сообществ;
  • грантовые конкурсы и акселераторы;
  • кросс-корпоративные проекты на уровне региона;
  • работа с детскими садами, школами, вузами, вовлечение семей;
  • вовлечение волонтеров в работу с сообществами;
  • выявление и поддержка амбассадоров;
  • совместно стратегирование с администрацией города.

Оказать содействие в поддержке социально-значимых проектов может корпорация развития «ВЭБ.РФ». Эффективным механизмом привлечения внебюджетных средств в социальную сферу являются проекты социального воздействия, которые направлены на создание современных механизмов и технологий работы в социальной сфере.

Есть три главные особенности проектов социального воздействия.

При реализации используется принцип «плата за успех»: государство в лице региональных органов власти выступает в качестве «заказчика» положительного изменения состояния или жизненных условий граждан — социальных бенефициаров проекта.

Для достижения социального эффекта находится организатор. Это инвестор, который привлекает средства для реализации мероприятий по достижению социального эффекта, самостоятельно или с профессиональными исполнителями, присутствующими на рынке.

Государство выплачивает инвестору грант. Он выдается в форме субсидии из средств регионального бюджета в заранее оговоренном объеме, но только по результатам реализации проекта в случае достижения социального эффекта. По завершении проекта его реализацию оценивает независимый оценщик.

Уже реализуется 12 таких проектов, из них 4 завершены успешно. В качестве такого кейса представитель ВЭБ привел реализацию проекта в области здравоохранения в Свердловской области. Его суть — профилактика ожирения у детей 6-9 лет и снижение либо стабилизация веса не менее чем у 400 участников проекта. Инвестором проекта выступила «Пятёрочка», которая привлекла АО «Центр семейной медицины».

Так выглядит механизм реализации проектов социального воздействия (ПСВ). оператором проектов выступает ВЭБ.РФ при методологической поддержке Минфина России. Некоторые проекты предусматривают и доходность для инвестора

Изобретать велосипед при реализации соцпроектов не нужно

Пример выстраивания взаимодействия между компанией и НКО — внутренняя социальная программа «Это к добру» от Росбанка. В рамках программы реализуются проекты в разных сферах — экология, помощь нуждающимся, зоозащита. Росбанк присутствует в 60 регионах, но там, где отделения банка небольшие, компания присоединяется к региональным программам.

«Самое главное в реализации социальных и благотворительных проектов — «не изобретать велосипед», а опираться на экспертизу профильных НКО. Например, волонтеры профильного фонда «Найди семью» консультировали волонтеров нашего банка о правилах посещения детских домов и объясняли, почему не стоит лишний раз ездить к таким детям.Также и с другими проектами. Если занимаемся помощью животным — идем к профильным фондам».

Екатерина Молюкова

Екатерина Молюкова

Старший менеджер по устойчивому развитию и корпоративной социальной ответственности Росбанка

Аналогичный подход применили при создании «Центров местного сообщества» в магазинах «Пятёрочка».

«Центры не создавались как нечто чужеродное для местных жителей, а, напротив, ориентировались на их запрос. Для реализации проекта проводилось социологическое исследование о том, как жители воспринимают добрососедство. В основу создания центров легли результаты этого исследования. Для бизнеса, который хочет участвовать в социальных проектах, особенно чувствительных для общества, важно понимать их актуальность и уместность»

Анна Гусейнова

Анна Гусейнова

Руководитель проекта «Центров местного сообщества» в магазинах «Пятёрочка»

Одним из таких значимых и чувствительных социальных направлений для торговой сети «Пятёрочка» сейчас является развитие инклюзии.

«Это один из ключевых факторов человекоцентричности, которая сегодня ложится в основу устойчивого развития бизнеса. В частности, «Пятёрочка» занимается обучением сотрудников для формирования безбарьерной среды. Это не самый быстрый и простой путь, но его надо пройти».

Юлия Землянская

Юлия Землянская

Руководитель Лаборатории исследования и анализа клиентского опыта торговой сети «Пятёрочка»

В партнёрстве бизнеса и НКО есть смысл и польза для всех сторон. «Бизнес может инвестировать в более эффективные социальные программы, НКО при таком сотрудничестве получают не только деньги, но и усиления маркетинга социальных проектов, вовлечение сотрудников бизнеса в качестве волонтеров. Это выгодно клиентам, территории и благополучателям, которые через НКО могут более четко проявить свой голос и соучаствовать в проектах.

«Взгляд бизнеса на взаимодействие с НКО уже изменился.Теперь такое взаимодействие привычно. И если раньше мы делали акцент на том, что НКО — это партнёр, у которого есть экспертиза, то сейчас нет необходимости убеждать в этом бизнес».

Оксана Петрова

Оксана Петрова

Директор благотворительного фонда «Добрый город Петербург»

Елена Рожкова
Елена Рожкова

Какие конкретные шаги вы предпринимаете в своей компании для адаптации к новым условия и повышения эффективности социальных проектов?


Больше по теме

Новости