Копировальные центры — это типографии шаговой доступности, где можно заказать широкую номенклатуру полиграфической продукции.
Мы поговорили с Русланом Галифановым, основателем федеральной сети копицентров Copy.ru, у которой более 30 точек по всей России. Большая их часть работает по франшизе.
Почему стоит открывать копицентр
Бытует мнение, что бумага умирает и все переходит в цифру. Во многом это правда, но надо уточнять, о чем именно идет речь. Документов стали печатать меньше, однако спрос на другую полиграфию никуда не исчез. По многим позициям спрос растет.
Появляются новые виды полиграфической продукции. Из забавного: в Copy.ru заметили, что за последний год вырос спрос на печать настольных игр и карт Таро. Непонятно, почему карты Таро стали заказывать больше. Может быть, это связано с неопределенностью: люди ищут любые способы узнать будущее.
Как открыть копицентр
Открыть копицентр может любой предприниматель, ограничений нет. Достаточно быть ООО или ИП.
Первый шаг — обратиться в управляющую компанию. УК знакомится с кандидатом, оценивает его деловые и личностные качества, выясняет подготовку и ожидания. У многих людей есть иллюзия, что франшиза подобна вкладу в банке. Стоит ее приобрести, и успех гарантирован. Это преувеличенные ожидания.
Франшиза — скорее правила дорожного движения и отчасти страховка. Если выполнять правила и следовать советам управляющей компании, шансы на успех выше. Но в конечном счете результат зависит от самого предпринимателя. Копицентр по франшизе — это проект предпринимателя и его риски.
Кроме ожиданий Copy.ru оценивает самого человека: его опыт, порядочность, готовность работать добросовестно и прозрачно. В отличие от мелких бизнесов, которые могут местами срезать углы, сетевые компании стремятся работать вбелую и не создавать себе ненужных рисков. Неприемлемы уклонение от налогов и прием платежей по номеру телефона в обход кассы.
По словам Руслана Галифанова, за пять лет существования сети Copy.ru они расстались только с двумя франчайзи, в обоих случаях мирно.
Если предприниматель готов работать с Copy.ru, а сеть готова работать с ним, то следующий шаг — определить степень участия предпринимателя в будущем бизнесе. Некоторые рассматривают копицентр как основную занятость, глубоко вникают во все вопросы и иногда даже сами работают на точке в роли линейных сотрудников.
Есть обратные случаи, когда франшизу рассматривают как инвестиционный инструмент. В таких случаях нередко бывает, что франчайзи только инвестирует деньги, а запуск и управление копицентром полностью делегирует команде Copy.ru. Обычно так поступают люди, у которых есть другой бизнес и свободные средства, которые надо куда-то вложить.
Следующий шаг — выработка стратегии и подбор помещения. Качество помещения имеет критическое значение.
У Copy.ru три формата: Express, Express+ и Prime. В зависимости от бюджета франчайзи и местных условий франчайзи и управляющая компания подбирают формат и локацию. У Copy.ru для этого есть пул проверенных риелторов.
Качественные помещения недолго остаются свободными. Когда такое помещение появляется на рынке, принимать решение нужно быстро.
Подбор места, переговоры с владельцем и заключение договора аренды требуют знания многих нюансов. Управляющая компания участвует в подборе помещения, в частности, анализирует локацию с помощью маркетинговых инструментов. Если необходимо, то УК за дополнительную плату помогает вести переговоры, делает экспертизу договора.
После подбора помещения управляющая компания разрабатывает дизайн-проект будущего копицентра и согласует его с партнером. После согласования партнер заказывает мебель и оборудование. Их закупку управляющая компания может взять на себя или ограничиться рекомендациями для франчайзи.
Пока идет ремонт и оснащение точки, нужно подобрать и обучить персонал. Эту задачу всегда берет на себя головная компания. Обучение сотрудника в школе управляющей компании занимает две недели. Для копицентра в зависимости от формата нужно от двух до пяти сотрудников.
Успех копицентра сильно зависит от его расположения и качества помещения. Но есть еще и маркетинг. За продвижение бренда и поддержку сайта отвечает управляющая компания. Для каждого копицентра команда УК запускает в системах таргетированной рекламы локальные кампании.
Расходы на открытие и работу копицентра
Инвестиции в открытие точки в зависимости от масштаба составляют от 3 200 000 до 6 500 000 ₽. Рассмотрим на примере самого доступного формата — Express.
В бюджет запуска копировального центра еще нужно закладывать расходы, которые появятся после запуска.
Дополнительно можно отдать на аутсорс в управляющую компанию бухгалтерский учет, управленческий учет, юридическую поддержку.
Сколько можно заработать на копицентре
Инвестиции в открытие точки Copy.ru самого маленького формата составляют 3 200 000 ₽, операционные расходы — 605 240 ₽ в месяц, прибыль — 100 000—250 000 ₽ в месяц. Запуск точки самого большого формата обойдется в 6 500 000 ₽, операционка — 2 200 000 ₽ в месяц, прибыль —
Выход в операционный ноль происходит за 3—6 месяцев. Рекорд — выход в ноль на второй месяц. Возврат инвестиций для точки формата Express занимает
Запустить копицентр можно за 1—2 месяца. Срок сильно зависит от степени вовлеченности франчайзи, а также от скорости подбора помещения, его состояния и площади. Если площадь маленькая, а ремонт требуется только косметический, то запуск пройдет быстро. Если точка на 50—100 м2 и надо полностью все перестраивать, то запуск займет больше времени.
Большинство клиентов копицентров — это физлица (60%) и мелкий бизнес (40%).
Пошаговый план открытия копицентра
Зарегистрировать ИП или ООО → Обратиться за франшизой → Определить формат работы и стратегию → Подобрать помещение → Получить от управляющей компании дизайн-проект помещения → Заказать мебель и оборудование → Сделать ремонт и смонтировать мебель и оборудование → Найти и обучить сотрудников → Запуститься.
Главное
- Копицентр — это розничный бизнес с устойчивым спросом. Несмотря на цифровизацию документов, спрос на полиграфию растет, а разновидностей полиграфической продукции становится больше.
- Открыть копицентр стоит от 3 200 000 до 6 500 000 ₽ и занимает
от 1—2 месяцев. На окупаемость можно выйти за 3—4 месяца. Возврат инвестиций —8—28 месяцев. - Критически важно найти качественное помещение. Если такое помещение появилось на рынке, решение надо принимать быстро.
- Большинство клиентов копицентров — это физлица (60%) и мелкий бизнес (40%).
- Франшиза — это не вклад в банке, а скорее правила дорожного движения и отчасти страховка. Если выполнять правила и следовать советам управляющей компании, шансы на успех выше. Но прежде всего успех зависит от самого предпринимателя.
- Запустить копицентр можно самому при поддержке управляющей компании или полностью отдать запуск и операционку в руки команды.
- Рынок копицентров пока еще слабо консолидирован сетевыми компаниями.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
Какой этап открытия копицентра вам кажется самым сложным? Почему?