К 1 сентября в своих соцсетях мы решили провести мини-исследование среди предпринимателей о том, как повлияла учеба на их успех в будущем.
Все же слышали в детстве от родителей: «Вот если будешь хорошо учиться, то получишь хорошую работу и будешь много зарабатывать». Особенно это касалось математики. Считалось, что люди с математическим складом ума — прямые претенденты на хорошие должности в банках и других прибыльных отраслях. И не зря в наших школах математики больше, чем любых других предметов.
Кажется, что связь линейная — у тех, кто получал хорошие оценки, имеет математический склад ума и способность к аналитике, больше шансов на успех. Но как это работает в реальной жизни — разбираемся в статье.
Исследовали оценки предпринимателей
Те, кто знает математику хорошо, нередко становятся успешными топ-менеджерами, научными сотрудниками и ведущими специалистами. Но с предпринимательством не всё так однозначно: в этом случае решает далеко не только аналитический склад ума.
Так хоть и на не очень большой выборке мы решили провести мини-исследование и поняли, влияет ли оценка по математике на то, будет ли человек заниматься бизнесом, а также делает ли знание математики предпринимателей более успешными по сравнению с коллегами.
Доля предпринимателей в нём составила 60%, а наёмных сотрудников — 40%. В опросе было всего два вопроса: оборот бизнеса (для тех, кто не занимается предпринимательской деятельностью, был ответ «не занимаюсь бизнесом») и оценка по математике в школьном аттестате.
Что мы обнаружили в ходе опроса
Оказалось, что средняя оценка по математике у предпринимателей ниже, чем у тех, кто ответил, что не занимается бизнесом: 4,23 против 4,32. Получается, математика не имеет решающего значения для предпринимателей.
Хотя есть интересное распределение долей по оценкам среди предпринимателей и непредпринимателей — в ходе опроса оказалось, что среди тех, кто работает в найме, меньше троечников и больше отличников.
Прямой связи между оценкой по математике и выручкой тоже не оказалось.
В результате мы выяснили, что связи между школьной оценкой по математике и выручкой предпринимателей практически нет. По результатам опроса нельзя однозначно сказать, что более высокая оценка по математике как-то влияет на успешность предпринимателя, выраженную в выручке его бизнеса.
Выяснили, что точно влияет на предпринимательский успех
Хорошее образование. Качественное образование. Несмотря на соблазн бросить университет ради запуска бизнеса, образование остается важным аспектом среди успешных предпринимателей. Например, в одном из исследований Стэнфордской высшей школы бизнеса выяснилось, что из 1263 предпринимателей, которые построили бизнес с капитализацией больше 1 млрд долларов, только у 4% нет оконченного высшего образования.
Предрасположенность к риску. В Кембриджском университете провели мини-эксперимент, в котором участвовало 17 человек, работающих в найме, и 16 предпринимателей. Им предложили сыграть в игру. Суть заключалась в том, чтобы угадать в каком из двух боксов находится предмет. В начале всем участникам начислили одинаковое количество баллов. Игроки должны были сделать ставку перед каждым ходом и попытаться угадать, где лежит предмет. Если они угадывали, то получали дополнительные баллы, а если нет, то теряли сумму очков, которую поставили перед ходом. В ходе игры выяснилось, что фаундеры ставили на кон на 12% больше очков, чем наёмные сотрудники.
Быстрая скорость принятия решений. Ещё одно исследование изучало скорость принятия решений с помощью теста Струпа: участникам показывали слова, обозначающие цвет, например, на карточке было написано слово «чёрный» оранжевым цветом. Испытуемые должны были назвать цвет текста, игнорируя само слово. Оказалось, что предприниматели дают ответ быстрее, чем люди, работающие в найме.
Оптимизм. Позитивный настрой бизнесменов — это не только черта характера, но и необходимость, учитывая, что предприниматели часто сталкиваются с трудностями. Долгосрочное исследование 28 тыс. немецких бизнесменов (1991–2013 гг.) показало, что фаундеры склонны завышать свои ожидания от будущего. Причём чрезмерный оптимизм встречался как у начинающих, так и у опытных собственников бизнесов.
Спросили у предпринимателей
Также мы опросили несколько предпринимателей — резидентов нашего бизнес-клуба. Мы спросили у них, какая черта характера, личное качество или социальный контекст повлиял на их решение стать предпринимателем. А также какой ключевой фактор влияет на их успех как предпринимателя: знания, склад ума или личные качества и т. д. И вот какие ответы мы получили:
«На мое решение стать предпринимателем повлияла тяга к свободе, самореализации и уровню достатка которую невозможно было получить в найме. Ключевой фактор повлиявший на исполнение этой цели в моей жизни — время * количество попыток. У меня довольно долго не получалось. Навыки нужные для успешной работы набирал лет 10 на фрилансе. Один из важнейших других факторов — временнóе окно возможностей, пока оно не открылось, попытки не приводили к большим результатам».
Алексей Селезнев
Основатель компании, занимающейся импортом товаров из Китая
«Социальный контекст сыграл роль, потому что папа предприниматель и с детства у меня был позитивный пример предпринимательства. В моем случае, гибкость мышления тоже сыграла роль, потому что я пошла в предпринимательство после того, как сделала успешную карьеру в найме, я была hr-директором и увидела, что рынок будет развиваться в сторону IT и совместила свои компетенции и популярную, хорошую нишу, которая быстро растет и продолжает расти до сих пор.
Уже больше 10 лет я в этой истории и все это время рынок растет. И мне кажется, что предпринимателя отличает от людей в найме в основном два качества: гибкость мышления, вариативность, когда мы можем видеть много вариантов и не останавливаться на одном, пробовать, и второе — маленький промежуток между желанием или принятым решением что-то сделать и самим действием. Мне кажется, мой взгляд на вещи какой-то такой. Плюс, наверное, еще слабоумие и отвага, отсутствие страха взять на себя ответственность и уверенность в том, что вывезешь, если что-то не получится или что-то пойдет не по плану».
Анна Кулагина
Основатель и CEO кадрового агентства CareeRoom
«Я считаю, что на моё решение стать предпринимателем сильно повлияла тяга к личной свободе и желание самостоятельно управлять своей жизнью. Сколько себя помню, меня всегда привлекала идея независимости, возможности самому принимать решения и нести ответственность за свои успехи и ошибки. Это было не столько про денежную мотивацию, сколько про стремление к самостоятельности и желание создать что-то своё.
Ключевым фактором моего успеха как предпринимателя стали личные качества — упорство, настойчивость и готовность адаптироваться. В своё время я бросил институт, потому что чувствовал: для меня важнее практический опыт и навыки, чем академические знания. Именно эти качества помогли мне преодолевать трудности и двигаться вперёд, несмотря на отсутствие формального образования. Чтобы преуспеть в бизнесе, нужна постоянная готовность к изменениям, вера в себя и способность рисковать. Без этих черт даже самые продвинутые знания не приведут к желаемому результату».
Геннадий Трояновский
Продает аксессуары для смартфонов под брендами INVOY и TvoyCase на маркетплейсах
«На мое решение, наверное, повлиял социальный контекст. Я понимаю, что именно предпринимательство дает свободу реализации. Ты делаешь, что хочешь, как хочешь. Ты создаешь себе работу. Ты не приходишь в те условия, где тебе говорят: “Вот тут будет стол возле стенки, вот тут надо в 9 приходить, а в 12 надо отправить отчет. А ты приходишь и сам ставишь стул, куда хочешь, сам отправляешь отчет, если надо. Ты создаешь правила игры. Вот это, наверное, основной момент. У тебя стоимость часа дороже и больше свободы. Свобода не только проявления себя, но и свобода, в принципе, в жизни, потому что у тебя больше денег и больше времени, если ты, опять же, все делаешь правильно. Ну и жизнь интереснее становится.
Мой ключевой фактор успеха — это то, что я не могу по-другому. То есть я не представляю, сколько раз я не работал в найме, мне всегда видится все иначе, пусть не всегда правильно, и не всегда это успешно. И я не могу сказать, что я успешный предприниматель, есть более успешные. Но для себя я все-таки успешный, потому что у меня есть доход больше, чем в найме. У меня есть время, свобода. И самое главное, я занимаюсь тем, чем я хочу. Поэтому, наверное, вот это важно. Но влияет на это просто склад характера. То есть я просто не могу по-другому. Вот и все».
Иван Тюрин
Основатель компании «ТЮРИН», предоставляющий услуги в сфере построения отделов продаж
Вывод
Быть предпринимателем — значит ежедневно решать десятки задач и выстраивать сложные процессы. Ни одно из перечисленных качеств не гарантирует успех, но во многом является важным фактором на пути к нему.
Я бы порекомендовала составить карту своих качеств и компетенций, понять свои слабые стороны и прокачивать их с помощью тренингов, обучения в бизнес-школах, работы с психологами. Ещё один способ — попасть в комьюнити предпринимателей. Богатый социальный капитал — это бустер для роста любого бизнес-лидера. Потому что даже если у тебя есть какие-то пробелы в навыках и личностных характеристиках, но в твоём окружении есть люди с этими качествами, ты можешь опереться на их помощь и опыт.
Расскажите, какое личное качество больше всего влияет на ваш предпринимательский успех?