Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Финансовое планирование на 2025 год


Конец года 一 лучшее время для планирования следующего. Скоро все начнут строить планы на 2025 год: кто-то поставит целю путешествие, кто-то 一 смену работы. Бизнесу тоже нужен свой план, чтобы в течение 2025 следовать ему и корректировать работу компании.

В новом году бизнесу в России предстоит адаптироваться к новым вызовам: от повышения налоговой нагрузки до роста цен на сырье и услуги, поэтому грамотное финансовое планирование становится еще более актуальным. В этой статье мы рассмотрим, как шаг за шагом составить финансовый план, который станет основой для успешного 2025 года.

Что такое финансовое планирование и зачем оно бизнесу

Финансовое планирование 一 это процесс постановки финансовых целей, определения путей их достижения и распределения ресурсов для реализации стратегических задач бизнеса. То есть вы не просто прописываете желаемые цифры, но и определяете, как вы их достигнете.

Для малого и среднего бизнеса финансовое планирование 一 это не только инструмент управления, но и способ повысить устойчивость перед внешними факторами.

Грамотно составленный план помогает:

  • вовремя реагировать на изменения;
  • принимать обоснованные решения;
  • привлечь финансирование в бизнес;
  • концентрироваться на более перспективных направлениях.

Также план помогает предпринимателю понимать, в том ли направлении он идет. Без него вы не сможете оценивать ваши решения и результаты. Заработали 1 млн. А это много или мало? А сколько мы могли заработать? Финансовый план поможет всей команде двигаться в одном направлении 一 к достижению результата.

Обратите внимание, что бюджетирование и финансовое планирование отличаются друг от друга. Бюджетирование — это инструмент финансового планирования. Сперва собственник ставит цель, а с помощью бюджетирования находит способы ее достижения и контроля.

Виды финансового планирования

Прежде чем приступить к планированию, нужно определить для себя, какое подходит вашему бизнесу. Поэтому давайте разберемся в видах планирования.

Можно классифицировать по временному параметру:

  • краткосрочное планирование: период планирования не больше года, например, на квартал или месяц;
  • среднесрочное планирование: обычно строят план от года до 5 лет;
  • долгосрочное планирование: разработка планирования на период больше 5 лет: здесь не будет точных показателей, намечаем основной вектор развития.

Также планирование можно разделить по тому, каким методом оно будет строиться:

  1. Сверху вниз. В этом случае предприниматель прописывает целевые показатели по выручке, расходам и другим параметрам. А дальше передает эти данные вниз по структурам организации: департаментам или отделам. Они в свою очередь выстраивают свои планы, опираясь на верхнеуровневые цели.
  2. Снизу вверх. Тут происходит наоборот: сначала каждый отдел собирает свой план, из них складывается общий план на компанию.

Отталкивайтесь от ваших задач и специфики бизнеса. В статье мы будем разбираться с краткосрочным планированием Сверху вниз.

Этапы финансового планирования

Построение финансового плана состоит из нескольких шагов. По ним следует идти последовательно.

Шаг 1. Сбор информации за прошлые периоды. Начните с оценки прошлых результатов компании. Проанализируйте, за счет чего получалось достигать таких результатов или что мешало заработать больше. Эта основа поможет поставить цели более корректно и учесть все нюансы, которые приведут вас к цели.

Шаг 2. Формирование целей. Определите, какие результаты вы хотите видеть в 2025 году. Например, рост выручки на 20%, сокращение издержек на 5%, выход на новые рынки. На этом шаге вам нужно опираться на прошлый опыт. Если его не было, и вы только начинаете вести бизнес, то постройте финансовую модель. Она будет вашей опорой в 2025 году.

Шаг 3. Прогноз доходов и расходов. Если в предыдущем шаге мы ставили стратегическую цель, то на этом этапе мы фокусируемся на операционных показателях. То есть детализируем, как именно будут достигнуты цели, поставленные ранее.

Пример стратегических целей и планирования доходов и расходов:

Стратегическая цельОперационные показатели
Достичь чистой прибыли в 10 млн ₽

  • выручка: 50 млн ₽ за год;

  • производственные расходы: 30 млн ₽;

  • административные расходы: 8 млн ₽;

  • налоги: 2 млн ₽.

Увеличить выручку на 30%

  • прогноз роста продаж: +25% за счет маркетинговых кампаний;

  • новый продукт принесет 2 млн ₽ за первый квартал.

Сократить операционные расходы на 15%

  • оптимизация логистики: снижение затрат на 10%;

  • уменьшение административных расходов на 5%

Привлечь внешние инвестиции на сумму 5 млн

  • прогноз привлечения инвесторов: подготовка презентаций и участие в 3 инвестиционных раундах;

  • рекламный бюджет на PR-кампанию: 200 тыс. ₽

    Открыть два новых филиала

    • ожидаемые расходы на открытие филиалов: 1,5 млн ₽ на аренду, ремонт и персонал;

    • прогнозируемый рост выручки от новых филиалов: 15%

    Запустить три новых продукта

    • затраты на разработку и продвижение: 500 тыс. ₽ на продукт;

    • прогнозируемая прибыль от новых продуктов: 3 млн ₽ за год.

    Увеличить маржинальность бизнеса на 5%

    • снижение себестоимости продукции за счет оптимизации закупок: экономия 1 млн ₽;

    • увеличение цены на 10% на определенные товары или услуги.

    Создать резервный фонд для покрытия рисков

    • заложить 1 млн ₽ в бюджет на непредвиденные расходы;

    • снизить финансовую нагрузку в низкие сезоны (июль, январь) за счет переноса платежей.

    Шаг 4. Разработка бюджета. Мы уже говорили, что бюджет 一 часть финансового планирования. Вот мы до нее и добрались. Цели с предыдущего шага мы раскладываем еще дальше: детализируем по направлениям и статьям учета, а также разбиваем по месяцам или кварталам.

    Например, у вас IT-компания, которая оказывает услуги и продает лицензии готовых сайтов. Какая доля выручки у вас поступит от этих двух направлений. В какие месяцы будет больше продаж услуг, а в каких 一 лицензий. Также распределяем расходы. И тогда цель «выручка 50 млн ₽» не кажется такой недостижимой, потому что мы видим более мелкие шаги, которые приведут к ней.

    Шаг 5. Контроль исполнения. После составления плана работа с ним не заканчивается. Нужно регулярно сопоставлять его с реальными значениями и при необходимости корректировать сам план или стратегию.

    Как составить финансовый план разобрались. Теперь перейдем к его элементам.

    Структура финансового плана

    Финансовое планирование включает следующие инструменты:

    • бюджет доходов и расходов (БДР);
    • бюджет движения денежных средств (БДДС);
    • баланс и Платежный календарь.

    БДР 一 планируем прибыль компании. Бюджет покажет ожидаемые доходы и расходы. Это основной инструмент для планирования рентабельности бизнеса. Он позволяет заранее понять, сколько компания может заработать и потратить за определенный период.

    В этом бюджете доходы и расходы признаются по методу начисления, а не по фактическому движению денежных средств.

    1. Доходы: признаются в момент продажи, когда товар или услуга переданы клиенту, независимо от того, была ли произведена оплата или нет.
    2. Расходы: признаются в момент получения товара или услуги, когда они были получены или использованы, независимо от того, были ли произведены платежи.

    Разберем на примере:

    1. Вы продали товар на 100 000 ₽. Товар передан клиенту 10 января, но деньги от него поступят только 5 февраля. В БДР эта сумма будет учтена как доход в момент продажи.
    2. Вы закупили товар у поставщика на сумму 50 000 рублей 10 января. Поставщик выставил счет, но вы получите товар вы только 5 февраля. В БДР этот расход будет учтен в момент получения товара (или услуги), а не в момент фактической оплаты.

    Как это выглядит в БДР:

    Операция
    10 января
    15 января
    5 февраля
    Продажа товара
    100 000 ₽
    0 ₽
    0 ₽
    Покупка материалов
    0 ₽
    0 ₽
    50 000 ₽

    БДДС 一 планируем движение денег. В БДДС можно отразить, откуда будут поступать средства в компанию и на что тратиться. В отличие от бюджета доходов и расходов, БДДС деньги фиксируются в момент фактического поступления или списания.

    Кроме того, в БДДС есть разделение по трем видам деятельности:

    1. Операционная деятельность 一 поступления и выплаты, связанные с основной деятельностью компании. Например, если вы продаете товары, то БДДС будет показывать, когда ваши клиенты заплатят за эти товары, и когда вы должны будете заплатить своим поставщикам.
    2. Инвестиционная деятельность 一 это расходы или поступления, связанные с покупкой или продажей активов. Например, оборудования или недвижимости. Для разных сфер один и тот же актив может относиться к разным видам деятельности. Так покупка автомобиля для грузоперевозок будет относиться к инвестиционной деятельности, так как это долгосрочный актив для бизнеса. Однако для торговой компании, использующей автомобиль для доставки товаров, такая покупка будет классифицирована как операционная деятельность, так как он используется в ежедневной работе.
    3. Финансовая деятельность 一 поступления и выплаты, связанные с финансированием, например, кредиты, займ или выплаты по кредитам.
    Бюджет движения денежных средств
    Бюджет движения денежных средств

    БДДС в Аспро.Финансы

    БДДС в Аспро.Финансы

    Баланс 一 оцениваем финансовую устойчивость и ликвидность. Это снимок финансового здоровья бизнеса на конкретную дату. Баланс — это главный показатель финансовой устойчивости компании, который позволяет оценить, насколько ликвидными и прибыльными являются ваши активы и обязательства. Он поможет понять, способны ли вы справиться с долгами и как эффективно распределены ресурсы.

    Он состоит из двух основных частей:

    1. Активы: что компания владеет — наличные деньги, оборудование, товарные запасы, долги клиентов.
    2. Обязательства: что компания должна — долги поставщикам, кредиты, прочие финансовые обязательства.

    Разница между активами и обязательствами 一 собственный капитал. Это средства, вложенные в бизнес собственником и накопленная прибыль.

    Платежный календарь 一 борьба с кассовым разрывом. Это инструмент для планирования всех денежных поступлений и расходов по месяцам. Он позволяет заранее увидеть, когда компания будет иметь дефицит или избыток средств. Это помогает избежать кассовых разрывов и оптимизировать расходы.

    Эти инструменты позволяют минимизировать риски и обеспечить бесперебойную работу бизнеса в течение года.

    Ошибки при финансовом планировании

    Даже при следовании всем этапам построения финплана предприниматель может допустить ошибки. Тогда это больше будет зря потраченным временем, чем рабочим инструментом. Давайте разберемся, каких ошибок стоит избегать при планировании года.

    Отсутствие реальных данных для планирования. Многие предприниматели не учитывают исторические данные о доходах и расходах. Это может привести к завышенным или заниженным целям.

    Начинайте планировать на основе реальных цифр прошлого года. Если у вас нет финансовой истории, постарайтесь составить предварительную модель на основе отраслевых стандартов и прогнозов.

    Нереалистичные цели и прогнозы. Часто предприниматели ставят чрезмерно амбициозные цели, которые невозможно достичь в рамках текущих ресурсов и рыночных условий.

    Оцените реальные возможности бизнеса, опираясь на прошедший период, конкурентов и текущие рыночные условия. Установите цели, которые соответствуют текущим возможностям.

    Неадекватное распределение расходов. При составлении финансового плана предприниматели часто не учитывают сезонность бизнеса или важные переменные расходы.

    Планируйте расходы с учетом сезонных колебаний, экономических условий и изменяющихся цен на ресурсы. Прогнозируйте «плохие» и «хорошие» месяцы, чтобы избежать кассовых разрывов.

    Игнорирование резервов и рисков. Недооценка необходимости в резервных фондах и страховании от рисков может привести к нехватке средств при возникновении форс-мажора.

    Всегда создавайте резервный фонд. На случай непредвиденных обстоятельств предусмотрите в бюджете около 5–10% на неучтенные расходы.

    Неучет долгов и обязательств. Пренебрежение обязательствами перед налоговыми органами, поставщиками или заемщиками может привести к неуплате долгов, штрафам и ухудшению финансовой репутации.

    Включайте все задолженности в план, а также регулярно контролируйте текущие обязательства.

    Отсутствие регулярного контроля и коррекции. Составив финансовый план, многие предприниматели забывают о его постоянной актуализации в процессе работы.

    Проводите регулярные проверки и корректировки бюджета и финансовых показателей по мере развития бизнеса и изменения рыночной ситуации.

    Заключение

    Правильный финансовый план на 2025 год поможет не только поставить правильные цели, но и четко понять, как их достичь, какие ресурсы для этого необходимы и как эффективно распределить деньги.

    Регулярный анализ финансовых отчетов, таких как БДР, БДДС, баланс и платежный календарь, позволяет не упустить важные детали и вовремя скорректировать курс.

    Возьмем бухгалтерию на себя

    Предложение от Т-Банка

    Возьмем бухгалтерию на себя

    • Бесплатный онлайн-сервис или персональный бухгалтер
    • Для бизнеса на УСН «Доходы» и АУСН
    • Напомним вам обо всех налогах и взносах
    Подробнее

    АО «ТБанк», лицензия №2673

    Ольга Турчина
    Ольга Турчина

    Планируете финансы бизнеса на год или плывете по течению?


    Больше по теме

    Новости

    Добавьте почту

    Мы отправим вам приглашение на мероприятие

    Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации