Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Тинькофф Двор в Санкт-Петербурге — четыре дня, десятки спикеров, много музыки, еды и развлечений

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Что изменилось в PR в 2023


Разбираемся в изменениях на рынке коммуникаций и маркетинга за прошедший год


Эту статью написал участник сообщества

Елена Селиванова

Елена Селиванова

Сооснователь агентства CORE PR

Полина Упитис

Полина Упитис

Сооснователь агентства CORE PR

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

Разбираемся в изменениях на рынке коммуникаций и маркетинга за прошедший год


Эту статью написал участник сообщества

Елена Селиванова

Елена Селиванова

Сооснователь агентства CORE PR

Полина Упитис

Полина Упитис

Сооснователь агентства CORE PR

Редакция «Бизнес-секретов» бережно сохранила авторский стиль, орфографию и пунктуацию — наши модераторы ничего не меняли

Написать статью

В 2023 году в PR-коммуникациях произошел тектонический сдвиг: бурный рост нейросетей показал новые возможности для креатива, копирайтинга и операционной работы. В то же время вступивший в силу осенью закон о маркировке интернет-рекламы продемонстрировал необходимость нового обучения и быстрой адаптации к изменениям для всей маркетинговой отрасли и ее контрагентов.

Какие еще изменения произошли и что ожидать от 2024 года в области public relations? О текущих важных сдвигах и немного о будущем рассказывают основатели агентства Core PR.

Полезный искусственный интеллект

2023 год прошел под знаком ИИ, и пиар-сфера не стала исключением. Многие, кто попробовал чат-боты или нейросети для генерации текстов и изображений, могут сказать, что у ИИ в PR большое будущее. Использование нейросетей в работе может значительно сэкономить время на написание питчей, пресс-релизов и постов для соцсетей, позволяет генерить идеи для презентаций и отчетов, «рисовать» картинки и редактировать видео, а еще вести более вежливую и грамотную переписку с журналистами (по всему миру и даже без знания языка).

Однако контент, созданный ИИ, не может полностью заменить человеческий. Идеи все равно необходимо проверять на реализуемость, а тексты редактировать. Материал, полученный от нейросети, может быть поверхностным, содержать ошибки и несоответствия. Сегодня определить, что текст написан с помощью искусственного интеллекта, уже можно в 85—95% случаях.

Нейросети способны автоматизировать некоторые задачи в сфере PR, что может привести к частичному сокращению рабочих мест в будущем. Однако практический опыт показывает, что ИИ пока является не угрозой для профессии «PR-специалист». Скорее, это «дополнительные руки» в работе.

Существует и обратная сторона искусственного интеллекта. Например, пиарщики точно должны понимать, какой вред компании или персоне может нанести применение технологии создания дипфейков.

Дипфейк

Это фотореалистичное объединение изображений с помощью искусственного интеллекта, благодаря которому можно создать новое изображение или видео. При этом оно будет в точности повторять поведение, движение, голос и мимику конкретного человека.

Искусственный интеллект может частично заменить дизайнера в PR-отделе

Маркировка интернет-рекламы

Вторая половина года многим запомнится новыми терминами «ОРД», «ЕРИР», «токен» или, проще говоря, введением обязательной маркировки интернет-рекламы. То, что было призвано сделать мир коммерческих размещений более прозрачным, вылилось в головную боль для всех: и маркетологов, и пиарщиков.

Нужно ли маркировать пресс-релизы? Как теперь обстоят дела с бартером? Как дальше жить darkmarket-брендам, для которых нативные форматы в том же Телеграме оставались доступными? Как маркировать посты в запрещенных в России Инстаграме* и Фейсбуке*?

К сожалению, до сих пор мы не получили от регуляторов ответов на все вопросы. При этом уже пошли первые штрафы: в ноябре за отсутствие маркировки привлекли к ответственности телеграм-канал «Лиса рулит». А штрафы за такие нарушения могут достигать 500 000 ₽ — огромная сумма для небольших телеграм-каналов и блогеров.

На практике это выглядит так: площадки (сайты, каналы, блоги) насторожились и теперь боятся сделать неверный шаг. Попробуйте найти инфопартнеров для отраслевой конференции: даже в таких безобидных форматах работы вы столкнетесь со шквалом вопросов от юристов и, конечно, с рисками.

Будем надеяться, что в 2024 году ситуация прояснится и у рынка появятся четкие гайдлайны от регуляторов по всем возможным форматам, будет упразднена ненужная статистика, усмирены аппетиты ОРД-агентств. А пока наблюдаем и не забываем закладывать время на работу с маркировкой в тайминг проектов и клиентские сметы.

Вопрос будущего года — какой же будет тарификация ОРД-операторов

Развитие телеграм-каналов

Кажется, в 2023 году телеграм-каналы появились у всех. Даже на примере одной только PR-отрасли заметно, что и агентства, и фрилансеры стараются вести собственные каналы. Если вы решили открыть свой бизнес, один из первых советов, который услышите от коллег, будет: «Запускай свой канал». Справедливости ради, хорошо получается не у всех и не всегда…

Телеграм заменил нам соцсети и СМИ. Здесь нужно сказать спасибо перетоку аудитории из запрещенных Инстаграма* и Фейсбука*, закрытию ряда печатных изданий и, конечно, техническим обновлениям на самой площадке. Так, в 2023 году в Телеграме появился формат Stories. Мы узнали, что такое бусты и рекомендации каналов при подписке на какой-то определенный канал. Все это говорит о том, что пространство становится более дружелюбным для SMM и также дает возможность нативного продвижения за счет качества контента.

Маркировка сильно подпортила безоблачную картину. Плашки с токенами, ЕРИР в начале поста — мы только учимся воспринимать «новую прозрачность» интернет-рекламы. Думаю, что, имея в анамнезе «баннерную слепоту», пользователи быстро справятся и перестанут обращать на это внимание.

И все-таки главным трендом года стала окончательная потеря СМИ монополии на новости в пользу телеграм-каналов, о чем говорят многие эксперты. Конечно, здесь все еще много фейков, нужно обязательно перепроверять информацию, отслеживать откровенные вбросы. Но задумайтесь: если что-то случается, куда вы идете смотреть свежие новости и аналитику? Отсюда растущая конкуренция среди авторов и не менее быстро растущий ценник медиа-кита каналов.

Есть и хорошие новости. Мы постепенно учимся справляться с бесконечным потоком информации: используем папки для тематических чатов, практикуем digital detox, сокращаем количество заходов в разные соцсети (ведь Телеграм может заменить почти все) и более настороженно относимся к анонимным каналам.

К концу года телеграм-канал журнала «Пиархаб» подготовил занимательную классификацию PR-каналов. Это только вершина айсберга! На самом деле, в PR есть еще сотни маленьких и средних каналов. Не забывайте подписываться, кстати
Пример рекомендации при подписке на канал Дома культур «ГЭС-2»

* Инстаграм и Фейсбук — соцсети компании Meta. Суд признал компанию Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России.

Коротко про 2024 год

Обращаем внимание на пять моментов, которые кажутся особенно важными.

Маркировка. Маркетологи, пиарщики, блогеры и СМИ продолжат набивать шишки на новом законе. Смеем надеяться, что появятся и послабления в текущих правилах, например в отношении внесения статистики. И, конечно, весной нас ждет бой с ОРД-агентствами, которые явно не захотят упускать свой шанс заработать на маркировке.

Бренд- и ретейл-медиа. Мы ожидаем, что будут появляться и расти бренд- и ретейл-медиа и заменять ушедшие СМИ. В этом году появилась Открытая кухня от Яндекс Еды, чуть ранее Бизнес-секреты от Тинькофф, которые уже нашли свою аудиторию среди читателей (да и авторов тоже!).

Промо отечественного. Тема импортозамещения и покупки локальных брендов актуальна уже второй год. В следующем году тренд не должен поменяться, и на теме покупки отечественных брендов можно будет сделать не одну классную кампанию.

Антикризис. Аудитория становится все более чувствительной и стремится найти виноватого во всех бедах в информационной повестке. Недавний хайп вокруг сериала «Слово пацана» или реакция на «голую вечеринку» Насти Ивлеевой тому подтверждение. Чем успешнее, чем заметнее вы в инфополе, тем выше риски. Отсюда вывод: готовиться, готовиться и еще раз готовиться к возможным кризисам и незамедлительно их отрабатывать.

Инфлюенсеры. Из предыдущего пункта вытекает и более избирательная работа с инфлюенсерами. К сожалению, она с нами надолго. Никто не застрахован от неосторожных высказываний амбассадоров брендов. Другое дело, что компаниям это обходится очень дорого. Отсюда логичный выбор в пользу чуть менее ярких, но «безопасных» персонажей и блогеров среднего и микроуровней.

Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?

В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.

О чем можно рассказать?

  • Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
  • О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.

Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.

После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.

Ждем ваших историй!

Алиса Барсукова

Интересная статья, спасибо!


Больше по теме

Новости