Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Устойчивое развитие и экологичность в event-индустрии: must-have или выдумка


Тренд на экологичность в event-индустрии сейчас только набирает обороты, но спекуляций вокруг — уже достаточно. Создать мерч из переработанных материалов — еще не значит действительно следовать повестке. Расскажу, что сделает ивент по-настоящему экологичным и при этом закроет потребности клиента.

Многое из того, что преподносится экологичным, на самом деле таковым не является. Например, создание по-настоящему upcycle-мерча означает взять вещь и полностью ее переработать — допустим, расплести старый свитер и сплести новый, не используя дополнительных материалов, не покупая ничего нового, не увеличивая потребление. А просто добавить к нему новые ткани и выдать за апсайклинг — спекуляция. И мне кажется, многие сегодня идут по этому пути и упускают главное.

Сейчас в event-сфере есть тенденции устойчивого развития, которые показывают себя довольно успешно. Это не то чтобы тренды, а скорее переосмысленные подходы, которые с нами давно, но стали использоваться по-новому.

Устойчивое развитие внутри компании — опыт предпринимателя

Для event-предпринимателя соблюдать принципы устойчивого развития в компании — это не просто тренд, а уже необходимость. Но основой любых решений должен быть здравый смысл. Особенно в малом бизнесе важен личный пример: если ты говоришь об экологической обстановке или заботе о людях, твои действия должны соответствовать словам.

Кроме того, большое значение имеет согласованность внутренних и внешних коммуникаций. Нельзя показывать одну картинку клиенту и совершенно другую внутри команды. Все должно быть единым: как ты общаешься с заказчиками, так же ты взаимодействуешь и с коллегами. Это формирует доверие и долгосрочные отношения.

В своей компании я придерживаюсь принципа гибкости и развития. Например, у нас в «Мандариновой лисе» оплачиваемое обучение, ДМС, внутренние мероприятия, которые помогают не только развиваться профессионально, но и строить горизонтальные связи. Однако все это возможно только при обоюдной готовности. Здесь важен win-win подход, где каждая сторона берет на себя ответственность и делает шаг навстречу. Инфантильности говорим наше строгое «нет»!

Команда «Мандариновой лисы»
Команда «Мандариновой лисы»

Команда event-агентства «Мандариновая лиса» на внутреннем мероприятии, декабрь, 2023 год

Команда event-агентства «Мандариновая лиса» на внутреннем мероприятии, декабрь, 2023 год

И, конечно, важно избегать спекуляций. Иногда вокруг устойчивого развития создают лишний хайп, превращая это в маркетинговую историю, которая не подкреплена действиями. Для меня это недопустимо. Если что-то заявляешь, будь готов реализовать на практике.

Что касается экологичности внутри команды: в какой-то момент все начали массово сажать деревья, и мы тоже не остались в стороне. А еще мы организовывали гонки и квесты, где участники собирали мусор, а затем из него создавали арт-объекты. Например, из старых рекламных баннеров мы делали шопперы или вторичный декор. Проводили свопы одежды, где люди обменивались вещами, создавая что-то вроде шеринговой тусовки. Идея была в том, чтобы максимально задействовать ресурсы, которые уже есть, и дать им вторую жизнь.

Мероприятие «Чистые игры»
Мероприятие «Чистые игры»

Арт-объекты из вторсырья на «Чистых играх» в парке Солнечный, г. Давлеканово

Арт-объекты из вторсырья на «Чистых играх» в парке Солнечный, г. Давлеканово

Экологичные ивенты: активности, проверенные на практике

Есть несколько решений для организации экологичного события, которое порадует клиентов, организаторов и матушку-природу. И все они проверены временем.

Аренда фотозон. Раньше стандартные фотозоны, которые предлагались в аренду, считались скучными. Это выглядело дешево и однообразно. Но теперь люди стали относиться к ним проще. Во-первых, это дешевле, чем создавать что-то с нуля. Во-вторых, можно взять готовые элементы и кастомизировать их. Причем сейчас привлекают художников и представителей арт-индустрии, чтобы добавить к фону щепотку творчества, используя уже созданное и произведенное.

Арендные фотозоны: пример
Арендные фотозоны: пример

Комплексный подход к арендным фотозонам и выставочным зонам на мероприятии в Москве, 2021 год

Комплексный подход к арендным фотозонам и выставочным зонам на мероприятии в Москве, 2021 год

Производство декораций, которые используются не один раз. Например, ювелирный бренд SOKOLOV проводил летний ивент, для которого были изготовлены брендированные накладки на столы и фигурки. Если бы они были одноразовые, то это оказалось бы слишком дорого и не соответствовало бы ценностям компании. Но они сделали их так, чтобы использовать на других мероприятиях. А еще — это создает узнаваемость самого ивента: люди замечают элементы и понимают, что за событие перед ними, какой месседж компания отправляет. Плюс, такое «ноу-хау» дает возможность оформлять любое пространство так, чтобы оно ощущалось «своим».

Если сравнивать подход к декорациям и экологичности за рубежом и в России, разница очень заметна. Например, в Швейцарии, где мы работали над проектом, у всех возникает негласный вопрос: «А зачем они нужны? Мы в шикарном ресторане, все в минимализме, а центр события — мы. Больше ничего не требуется». Так, здесь делают акцент на самом месте события, а масштабные украшения практически не используют. Все выглядит скромно и сдержанно: никаких шаров или огромных конструкций.

В России подход совершенно иной. У нас в культуре ценится визуальное единство, воздействие на все органы чувств, внимание к деталям, погружение гостей в атмосферу. Это можно проследить еще со времен Дягилева, когда постановки поражали масштабом. Поэтому российские ивенты считаются одними из лучших в мире по визуальной составляющей. У нас активно используют фиджитал, диджитал, сложные сценографию и арт-конструкции, природные материалы. Можно сказать, что мы по праву титулованные «короли визуального» в event-индустрии.

Производство мерча из переработанных материалов. Здесь могу выделить команду Skyeng. Уже второй год подряд она делает стильные вещи из переработанных пластиковых крышек. Например, на летнем фестивале ребята создали кастомизированные обвесы из переработанных материалов, а сейчас планируют делать новогодние игрушки из того же материала. Это круто, потому что крышек огромное количество, а они становятся основой для стильного и экологичного мерча со смыслом.

Многоразовое. Вместо одноразовых стаканчиков на больших мероприятиях часто используют многоразовые стаканы с ремешками. Такой стакан выдается человеку на весь вечер, и его удобно носить с собой. Это не только уменьшает отходы, но и добавляет элемент игры: можно маркировать стаканы именами или категориями.

Брелок из переработанного пластика
Брелок из переработанного пластика

Брелок из переработанного пластика для Дня рождения компании Skyeng, 2023 год

Брелок из переработанного пластика для Дня рождения компании Skyeng, 2023 год

300 толстовок на переработку и раздельный сбор отходов: что может пойти не так?

В стремлении стать «зелеными», разумеется, бывают осечки. Иногда в раздумьях над тем, как решить ту или иную проблему, мы и не учитываем экоподход. А зря. Например, у «Мандариновой лисы» был неудачный тираж толстовок: менеджер в спешке перепутал материалы, и вместо легкой ткани мы сшили кофты с начесом. Проблема в том, что летом в них не походишь, — плотность оказалась совсем не к месту. В итоге у нас вышло 300 толстовок с логотипом бренда, которые никому не нужны. Мы не могли их перепродать или сдать на переработку — это нарушило бы договоренности использования. Ситуация была непростая: деньги потеряны, а изделия остались.

Однако мы решили проблему максимально экологично. Вместо того чтобы просто утилизировать вещи, мы придумали, как дать им новую жизнь с одной стороны, а с другой — сделать приятно нашим клиентам в традициях бренда «Мандариновой лисы».

Мерч из вторичных материалов
Мерч из вторичных материалов

Производство кастомных сумок из лоскутков испорченных толстовок, декабрь, 2024 год

Производство кастомных сумок из лоскутков испорченных толстовок, декабрь, 2024 год

В коллаборации с фондом «Второе дыхание» мы переработали эти толстовки и сделали из них подарки для клиентов. Это дорожные сумочки, украшенные обвесами-бусинами, которые сняты с других ненужных вещей.

Готовые сумки из переработанных толстовок
Готовые сумки из переработанных толстовок

Готовые сумки из переработанных толстовок, коллаборация «Мандариновая лиса» × «Второе дыхание», декабрь, 2024 год

Готовые сумки из переработанных толстовок, коллаборация «Мандариновая лиса» × «Второе дыхание», декабрь, 2024 год

Подобные проекты — пока не массовое явление. Это скорее выбор единичных брендов, которые готовы искать нестандартные решения и внедрять устойчивые практики. У крупных компаний, с которыми мы работаем, это становится нормой, даже скорее обязательством — без этой повестки нельзя. Но все же работа с переработанными материалами — недешевое удовольствие, и к такому подходу нужно подготовиться. В странах СНГ еще формируется культура, где люди могут оценить, например, шоппер или сувенир из вторсырья. Для многих это ново и непривычно. Тебе десятки лет дарили мерч с иголочки, а теперь говорят: «Давай ты будешь радоваться игрушке из переработанного пластика». Поэтому здесь важна и образовательная составляющая.

Есть компании, которые уже работают в этом направлении, например, команда «Собиратора». Они специализируются на экологичных решениях и помогают клиентам понять, как можно внедрять такие практики. Ребята много и плотно работают над популяризацией этого похода. Это не просто про создание ивентов — это еще и про формирование нового мышления, когда ты ценишь не просто вещь, а ее историю.

Тут важно понимать, что все зависит от готовности бренда. Мы можем предложить множество интересных инициатив, но если компания не готова к последовательным шагам, то проект просто не выстрелит. Например, наш клиент, Ингосстрах Банк, начал с отказа от пластиковых стаканчиков в офисе — подарил всем сотрудникам термостаканы, а гостей «перевел» на стеклянные чашки. И это решение они комплексно интегрировали сначала в welcome-паки, в офис, затем во внутренние ивенты. Такой подход работает, потому что он единый, последовательный и системный.

Другой пример — раздельный сбор отходов на мероприятиях. Это классная идея, но не все площадки готовы ее поддержать. Здесь важно не только поставить баки, но и договориться с провайдером, который сможет корректно вывезти накопившееся. Более того, на практике мы поняли, что одних баков недостаточно. На хакатоне «Креатив на Волге» мы приглашали людей, которые помогали участникам разбираться, что куда выбрасывать и что от чего важно отделить. Это не просто контроль, а обучение: объясняли, что нужно мыть, как сортировать, и почему это важно. Отдельная история — интеграция с брендами, которые уже работают в этом направлении. Например, мы сотрудничали с Avito на том же «Креативе на Волге». Логично, что суть всей их работы — это шеринг вещей, и мы решили это использовать для создания декораций внутри их интеграции.

«Креатив на Волге» 2024 в Самаре
«Креатив на Волге» 2024 в Самаре

Защита проекта-победителя на хакатоне и фестивале креативных индустрий «Креатив на Волге» в Самаре, 2024 год

Защита проекта-победителя на хакатоне и фестивале креативных индустрий «Креатив на Волге» в Самаре, 2024 год

Одна из основных проблем в устойчивом подходе к бизнесу — это спекуляция и больше разговоров, чем реальных дел. Мне кажется, здесь важна не просто «насмотренность», а реальная «наделанность». То есть не просто смотреть, как это внедряют другие, а действительно тестировать, пробовать, совершать ошибки и не бояться. Это же опыт, и без него никак. Еще один момент — это определенный снобизм. Часто встречаешь снисходительные вопросы: «Ты в этом разбираешься или нет?». Если нет, тебя будто бы сразу отсекают. А ведь знание в этой теме — инструмент, который как раз помогает стать увереннее и делать больше.

Образовательная экологичность в ивенте: что будет завтра?

Мы все серьезно вредим планете, и надо что-то с этим делать. Особенный урон наносят крупные компании, но у них есть самое главное — ресурсы, возможности и инструменты, чтобы рассказывать, делиться опытом и менять подходы. Это как вода, которая точит камень. Многократные повторения, постоянные усилия с акцентом на образование (объяснять, как работают те или иные вещи) — и ситуация начинает меняться.

Интересно, что с 2020 года ивенты стали очень технологичными и диджитализированными. Мы, например, перестали печатать фотографии: отправляем их на почту или показываем на экранах. Это казалось таким крутым, ведь меньше бумаги — больше экологичности. Потом пришла волна увлечения искусственным интеллектом. Кто-то играл с ним, кто-то внедрял в работу, а кто-то просто смотрел, что получится.

Однако сейчас, в 2024–2025 годах, все изменилось. Люди хотят вернуться к чему-то теплому и осязаемому. Они просят напечатанные фотографии, уютные детали, что-то ностальгическое. Все ищут ощущения уюта, безопасности, тепла, которые будто потерялись. И как это противоречит экологии? На самом деле никак. Вот мы делаем мерч — он аккуратный, стильный, для каждого индивидуальный. Но он из переработанных материалов. Так мы находим баланс между трендовостью и экологичностью. Мне кажется, сейчас ключевая задача — научиться совмещать. Ведь устойчивое развитие — это не только про экологию, но и про осознанность, заботу о людях и о планете. И event-рынок потихоньку движется в эту сторону.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Екатерина Лисейчева
Екатерина Лисейчева

А как вы относитесь к сбору крышечек на корпоративах? Делитесь мнением и опытом в комментариях!


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации