Потребители могут не всегда замечать уменьшение порции сладостей. Но как только они почувствуют, что получают меньше за ту же цену, то сразу снизится лояльность. Поэтому производителям важно быть прозрачными в своих действиях и не терять доверие клиентов. Рассказываем, как с помощью практики даунсайзинга (буквальный перевод — «уменьшение размера») повысить востребованность товара.
Почему покупатели перешли на продукты малого объема
Вспомним один из ярких примеров удмуртской птицефабрики, когда в 2019 году на прилавке вместо стандартного десятка появилась упаковка с девятью яйцами. Тогда покупатели психологически не были готовы к меньшей фасовке. Сейчас все иначе.
Время, когда покупатели запасались продуктами впрок, осталось в прошлом. Теперь один поход в магазин предполагает покупку продуктов на один-два приема пищи. В этом случае очень кстати подходит небольшая фасовка. Есть и экономический фактор. Потребители все чаще выбирают более доступные альтернативы или меньшие по размеру изделия, чтобы сэкономить. Так формируется новый тренд — «ешь меньше, но вкуснее».
Новый тренд — «ешь меньше, но вкуснее»
Объем продаж свежих кондитерских изделий в тоннаже в целом остался стабильным, произошли изменения в самой структуре покупок: большие торты покупаются реже, в то время как пирожные и мелкие кондитерские изделия стали более популярными и приобретаются в больших количествах. Немного статистики: доля больших тортов сократилась на 10%, в то время как доля пирожных выросла на 30%.
Тем не менее, мы не отказываемся от развития в обоих направлениях: в ближайшем будущем планируем расширить линейку как порционных, так и больших изделий — у каждого десерта есть своя аудитория.
В чем выгода даунсайзинга для производителя
Ответ простой — необходимо соответствовать новым требованиям рынка.
Оставаться в тренде. По статистике, около 91% россиян постоянно едят сладости, и каждый третий делает это ежедневно. Так растет популярность десертов в небольших упаковках, позволяя покупателям чаще наслаждаться разнообразием вкусов по доступной цене.
Тестировать продукты. В условиях высокой конкуренции даунсайзинг может помочь компании быстрее реагировать на изменения в потребительских предпочтениях: например, тестировать вкусы или обновленный дизайн упаковки. Как правило, большинство потребителей предпочитают знакомые и любимые изделия и вкусы. Однако, и новинки с необычными вкусовыми сочетаниями или оригинальным оформлением также всегда вызывают интерес и могут создать дополнительную выручку. Интересно, что иногда классические традиционные изделия могут появиться на полке в новой подаче, измененном формате и обрести обновленную популярными.
К примеру, мы недавно запустили мини-формат традиционных европейских десертов. В линейку вошли самые популярные вкусы: крем-брюле, тирамису, три шоколада, профитроли и пломбирный. Вес каждого лакомства составляет всего 250 г. Сначала новый формат протестировали в наших кафе-кондитерских и уже после вывели на полки федеральных и региональных сетей России и сервисов быстрой доставки.
Снизить расходы. Себестоимость производства растет, по этой причине сокращение веса и размера упаковки — одна из стратегий, которую можно использовать для компенсации растущих издержек. Это позволяет удерживать доступные цены на продукцию и поддерживать потребительский спрос. Более того, это способствует устойчивому развитию компании. В упаковке таких изделий мы используем в основном одноразовые бумажные выпечные формы и безопасный пластик ПЭТ — он довольно прочный, безвреден для продуктов питания и может сдаваться на вторичную переработку.
Принято считать, что даунсайзинг — это всегда обратный процесс масштабирования бизнеса. Однако в случаях, когда продукция малого размера вводится для привлечения дополнительной аудитории, даунсайзинг становится отличным инструментом для повышения конкурентоспособности и прибыли компании.
Что категорически нельзя сокращать
Не стоит даунсайзинг путать с другим понятием — скимфляцией, которое предполагает экономию на сырье в ущерб качеству. Например, в составе некоторых кондитерских изделий вместо сахара можно заметить подсластители на фруктозе, вместо натуральных ингредиентов и ароматизаторов — искусственные ароматизаторы и красители. Все это приводит к снижению вкусовых характеристик продукта и его полезности.
Мы не приветствуем такой подход. В вопросе оптимизации производства выбор приоритета у нас всегда остается за качеством. Поэтому важно находить баланс между ценовой доступностью и чистотой состава, учитывая ожидания потребителей. Несмотря на экономию поклонники десертов остаются требовательным к составу и натуральности ингредиентов.
Однако в условиях существенного роста цен потребительская психология может измениться, и цена станет более важным фактором при выборе кондитерских изделий. При таком развитии рынка, оставаясь приверженцами максимально «чистого» состава, стоит задуматься над расширением матрицы с мини-весами.
Тренды для порционного бизнеса
Cake to go — десерты в стаканах, которые можно взять с собой и буквально есть на ходу. Как правило, размер десерта не превышает 150-200г. В отличие от трайфлов, здесь можно ограничиться базовыми вкусами и не перегружать изделия декором.
В кофейнях продавать эклер для одного — стандартная практика. Теперь этот тренд переходит и в ритейл, где также можно встретить небольшие порционные десерты в индивидуальных упаковках.
Думаю, что необходимо делать ставку не только на сами вкусы десертов, но и на эмоции. Сладости ассоциируются с радостью, общением, памятными датами — именно эти ассоциации и ощущения формируют дополнительную ценность продукта. Даже небольшое послание на упаковке может создать устойчивую коммуникацию с потребителем.
Как считаете, какой товар меньшего объема будет пользоваться спросом? Поделитесь идеей в комментариях.