Владельцы прав на мультяшных героев активно борются с нарушителями. В 2022 году они подали более 20 000 исков к ИП, самозанятым и компаниям, 5000 из которых принадлежат Союзмультфильму. Предпринимателям, которые использовали Чебурашек, Смешариков и других известных персонажей на своей продукции, приходится уничтожать товар и платить правообладателям сотни тысяч рублей, а иногда миллионы.
В этой статье я расскажу, что делать, если вы получили претензию о нарушении исключительных прав на персонажа.
Почему нельзя использовать мультяшных героев в коммерческой деятельности
Любой мультипликационный персонаж находится под охраной в качестве объекта авторского права, а отдельные экземпляры зарегистрированы в Роспатенте как товарные знаки: Чебурашка, крокодил Гена, старуха Шапокляк, Нюша, Лосяш и другие.
Компании, которые создают мультфильмы, имеют эксклюзивное право на использование персонажей в коммерческих целях. Другие лица не могут без их разрешения законно наносить на товары образы персонажей или изготавливать изделия, сходные с героями мультиков. Нелегальное использование персонажей может нанести ущерб репутации правообладателя, вызвать негативную реакцию у поклонников, снизить прибыль. Поэтому за использование героя без разрешения автора или владельца прав третьих лиц могут привлечь к ответственности.
Особенно часто правообладатели обращают внимание на товары, которые продаются на маркетплейсах. Их легко найти, достаточно вбить в поиске соответствующий запрос. Многие правообладатели устраивают целые рейды, в ходе которых выявляют недобросовестных продавцов. Они закупают товар под видом обычных покупателей, сохраняют покупку и чек, чтобы потом представить доказательство в суде.
Правообладатель может привлечь нарушителя к гражданской, административной и даже уголовной ответственности. Чаще всего выбирают первый вариант.
Нарушитель будет выплачивать:
- от 10 000 до 5 000 000 ₽;
- двойную стоимость лицензии;
- двойную стоимость контрафактного товара.
Ниже приведу пример.
Чаще привлекают к ответственности продавцов детских игрушек, канцтоваров, но с недавнего времени в поле зрения правообладателей попали даже кондитеры и аниматоры.
При осуществлении любой коммерческой деятельности важно правильно оформлять права на использование мультгероев, например заключать с владельцем лицензионное соглашение.
Для этого нужно найти правообладателя, обсудить с ним условия использования, заключить договор и выполнять обязательства по выплате роялти. Разумеется, это дополнительные затраты, но это гораздо лучше, чем столкнуться в будущем с проблемами и убытками.
Кроме компенсации нарушителя могут заставить платить штраф. Товар могут конфисковать и уничтожить.
При нанесении больших убытков или повторном нарушении уже придется столкнуться с уголовной ответственностью. Нарушителя могут даже лишить свободы.
Судебная практика
Случай 1. В июне 2023 года в Воронеже суд решил наказать кондитера за использование в декоре известных персонажей по иску акционерного общества «Сеть телевизионных станций» и взыскать компенсацию в размере 52 000 ₽.
Аналогичное решение было принято Московским арбитражным судом в отношении компании, которая предоставляет услуги аниматоров.
Случай 2. В июле 2023 года во Владимире суд решил взыскать с ИП в пользу компании ROI VISUAL Co., Ltd. компенсацию за нарушение исключительных прав в сумме 70 000 ₽ — по 10 000 ₽ за каждый факт нарушения, а также судебные издержки в сумме 826 и 2800 ₽. Для небольшого ИП это серьезный удар по бюджету.
Месяцем ранее компания ROI VISUAL Co., Ltd. выиграла суд в Республике Крым, предприниматель также заплатил 70 000 ₽.
Что делать, когда пришла претензия
Главная рекомендация — не игнорировать претензию. Вероятно, правообладатель все равно пойдет в суд, если не добьется ответа на свои требования.
Не стоит рисковать, лучше действовать:
- Первое, что нужно сделать после получения претензии, — проверить, действительно ли вам пишет правообладатель или его представитель. В некоторых случаях оказывается, что отправитель — мошенник, который никак не связан с владельцем прав на указанный объект. У представителя обязательно должна быть доверенность. Вы можете проверить информацию в интернете, вбив в поисковую строку имя отправителя. При необходимости обратитесь напрямую к правообладателю и уточните, знает ли он о том, что от его имени направлена претензия.
- Проверьте товарный знак по базе Роспатента, убедитесь, что он действует в тех классах МКТУ, в которых вы работаете. Если претензия предъявлена из-за нарушения авторских или исключительных прав на изображение, запросите доказательства авторства и правообладания, изучите документы.
- Убедились, что вам пишет правообладатель или его представитель? Оцените, было ли нарушено авторское или исключительное право. Если да, немедленно прекратите правонарушение — обязательно уберите товар из продажи.
- Обычно в претензии правообладатель сразу указывает свои требования: удалить предложение к продаже, уничтожить товары с мультяшным героем, возместить ущерб, выплатить компенсацию и другое. Сумма ущерба или компенсации может достигать нескольких миллионов. Конечно, это пугает нарушителей в первую очередь. Поэтому мы рекомендуем не игнорировать требование, а связаться с владельцем прав, чтобы урегулировать ситуацию. Возможно, удастся снизить размер компенсации.
- При ответе на претензию предложите правообладателю комфортную для вас сумму, но с учетом обстоятельств дела. Можно ссылаться на п. 3 ст. 1252 ГК РФ, а также можно указать, что вина незначительна, а материальное положение не позволяет выплачивать такие крупные суммы.
- Если оппонент согласится с вашим предложением, нужно поскорее заключить мировое соглашение и выплатить обещанные деньги. Это поможет избежать более серьезных последствий, таких как судебное разбирательство и штрафные санкции.
Возможные аргументы в претензии:
- «Я мгновенно отреагировал на вашу претензию и изъял товары из продажи»;
- «При закупке продукции я не знал, что она контрафактная, поставщик убеждал в обратном»;
- «Годовой оборот моего ИП меньше 300 000 ₽. Я не могу выплатить компенсацию 100 000 ₽»;
- «Сумма компенсации нанесет большой ущерб моему финансовому положению, а на моем иждивении находятся трое детей».
Если проигнорировать претензию правообладателя, он может подать исковое заявление в суд, а также направить материалы в правоохранительные органы. В этом случае, помимо гражданской, нарушителя привлекут к административной или уголовной ответственности.
В суде нарушителю нужно также проявить активность, чтобы уменьшить негативные последствия для себя и своего бизнеса. Стратегию защиты можно продумать совместно с юристом. Компенсацию в суде также реально снизить, но сделать это сложнее, если правообладатель запрашивает разумную сумму.
Если вы не хотите платить правообладателю ни копейки, напишите о несогласии с претензией в ответе. Затем нужно обращаться к юристам по интеллектуальной собственности, потому что вас ждет суд. Возможно, профессиональный анализ поможет найти альтернативный выход из ситуации.
Судебная практика
Компания Entertainment One UK Limited потребовала с ИП компенсацию в размере 150 000 ₽ за нарушение исключительных прав на персонажей, зарегистрированных в качестве товарных знаков.
В июне 2023 года суд с учетом обстоятельств дела, заявленного ответчиком ходатайства о снижении размера компенсации, характера допущенного нарушения, степени вины нарушителя, отсутствия доказательств причинения крупных убытков, стоимости реализованного ответчиком товара, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности последствиям нарушения, снизил размер компенсации до 75 000 ₽.
Как обезопасить себя, если вы хотите продавать товары с персонажами из мультфильмов
Есть всего два способа избежать убытков и серьезных последствий при использовании мультипликационных персонажей:
- Заключить с правообладателем лицензионный договор. Вам придется платить установленную соглашением сумму за использование объекта, но ваша деятельность будет абсолютно законна.
- Указать в договоре с поставщиком, что он обязан возместить ущерб от претензий третьих лиц. Так после выплаты компенсации правообладателю вы сможете взыскать эту сумму с недобросовестного поставщика.
Других вариантов законного использования персонажей мультфильмов нет.
Главное
- На претензию всегда нужно отвечать, иначе ситуация усугубится. Велика вероятность, что правообладатель пойдет в суд.
- Размер компенсации можно снизить, если действовать правильно. Нужно попытаться в переписке или личном общении установить контакт с владельцем объекта, договориться о взаимовыгодных условиях.
- При получении претензии нужно проверить ее содержание. Возможно, вам пишут мошенники, которые хотят получить деньги.
- Обязательно прекратите правонарушение, если поступила претензия. Во-первых, если оппонент не успел зафиксировать нарушение, вы лишаете его доказательств. Во-вторых, так вы показываете свою добросовестность, что положительно повлияет на исход дела.
- Перед продажей товаров проверьте, не нарушит ли это права третьих лиц. Не игнорируйте этап проверки, чтобы в будущем не потерять деньги, время и репутацию.
- Оформляйте договоры поставки должным образом. Указывайте в соглашении, что поставщик гарантирует законность продажи указанных товаров и готов возместить убытки в случае споров.
- Если вы не уверены, что справитесь самостоятельно, обратитесь за помощью к юристам или патентным поверенным.
- Помните, что уважение к авторским правам — это не только правовая норма, но и проявление этики и профессионализма в бизнесе.
Хотите рассказать о своем бизнесе или поделиться экспертизой?
В рубрике «Блоги компаний» вы можете бесплатно публиковать статьи о своем бизнесе. Публикации помогут укрепить ваш личный бренд или привлечь внимание партнеров, клиентов, инвесторов.
О чем можно рассказать?
- Обо всем, с чем вы столкнулись лично, например, вышли на новый рынок, нашли неочевидный канал сбыта или придумали, как увеличить продажи в несезон.
- О работе с инструментами, сервисами или технологиями для бизнеса.
Для помощи в подготовке статьи мы сделали телеграм-бот. В нем — рекомендации по содержанию статьи и инструкции по ее оформлению. Следуйте инструкциям, пишите статьи и отправляйте готовые тексты так же в чат-бот.
После короткой проверки ваш материал выходит на сайте Бизнес-секретов, а лучшие статьи мы отправляем на главную страницу медиа.
Ждем ваших историй!
А вы когда-нибудь использовали героев мультфильмов на товарах?