Помещения для сетевого оборудования, облачные хранилища данных и большие вычислительные мощности нужны не только онлайн-бизнесу. Офлайн-компании могут использовать эти технологии для принятия решения и развития сети.
Франшиза барбершопов «Супермен мужские стрижки» за 5 лет расширилась с 19 до 162 салонов с помощью дата-центров. В компании собирают много статистики и отдают ее на обработку в ЦОД. На выходе получают финансовую модель и прогнозируемые показатели для будущих партнеров, точность которых — более 70%.
В ЦОД можно не только обрабатывать данные и статистику. Дата-центры позволяют настроить резервное копирование информации, дублировать системы бизнеса, настраивать каналы IP-телефонии или VPN.
Рассказываем об основных возможностях и классификации ЦОД, а в конце статьи подробно разберем пример с барбершопом.
Что такое центр обработки данных
Центр обработки данных, или ЦОД, — это помещение, в котором хранятся компьютеры, серверы и сетевое оборудование. Еще ЦОД называют дата-центрами.
ЦОД могут хранить оборудование бизнеса и предоставлять бесперебойный доступ в интернет, сдавать в аренду свое оборудование, выделять мощности для ресурсоемких задач, проводить расчеты по заданию ИП или компании.
Например, владельцу интернет-магазина не обязательно покупать сервер для хранения всех данных, оплачивать скоростной интернет и нанимать системного администратора. Можно разместить интернет-магазин в дата-центре, который решает все эти вопросы самостоятельно.
Назначение ЦОД: чем он полезен для бизнеса
С помощью дата-центров можно решить такие задачи:
- арендовать мощности;
- создавать резервные копии;
- настраивать каналы для связи с клиентами;
- обрабатывать и анализировать данные перед принятием решений.
Арендовать мощности: серверы или виртуальные компьютеры, чтобы не покупать свое оборудование. Дополнительно ЦОД предлагают антивирусную защиту, антиспам-боты, защиту от хакерских атак. В большинстве случаев аренда этих услуг стоит дешевле, чем покупка и содержание своей инфраструктуры.
Например, если сотрудники ИП или компании работают удаленно из разных городов, можно арендовать мощности в ЦОД и настроить доступ для каждого человека. В облаке может храниться CRM-система, база данных 1С, документы. Если кому-то из сотрудников нужен компьютер посильнее, можно арендовать мощности в облаке и подключаться даже с самого слабого ПК или планшета.
Создавать резервные копии сайтов или баз данных. Они хранятся в ЦОД и могут подстраховать, если основной сервер ИП или компании выйдет из строя.
Настраивать каналы для связи с клиентами. Бизнес может развернуть IP-телефонию, добавить резервный канал доступа к интернет-магазину или организовать собственный VPN. Например, при общении с зарубежными партнерами можно создать свой защищенный канал связи на случай санкций или блокировок.
Обрабатывать и анализировать данные. Чтобы принимать верные решения в бизнесе, нужно учитывать множество факторов. Чем больше данных будет учтено, тем более точный прогноз получится. Для организаций, которые постоянно не занимаются обработкой больших данных, дешевле будет решать такие задачи при помощи ЦОД.
Например, компании раз в год нужно обработать отчеты по продажам со всех розничных точек и построить прогноз на следующий год. Экономист сможет сделать только базовые расчеты, а в ЦОД можно просчитать различные варианты прогнозов: при изменившейся цене закупки или цене продажи, при повышении тарифов на электроэнергию или коммунальных платежей. Результатом станет финансовая модель, которая покажет, как будет меняться прибыльность бизнеса в разных условиях.
Классификация ЦОД
Международный сертификационный центр Uptime Institute разделяет ЦОД по уровню надежности и безопасности на четыре категории. Категории принято обозначать словом Tier — от английского «уровень»: начиная с минимального Tier 1 и заканчивая максимальным Tier 4.
Tier 1. Самый простой вид ЦОД. В таких центрах не используют источники бесперебойного питания и не создают регулярные резервные копии данных. Максимальное время простоя такого дата-центра — 28,8 часа в год.
Tier 2. Более надежный вид ЦОД. В нем обязательно есть источники бесперебойного питания на случай отключения электроэнергии. Время простоя для этого класса не превышает 22,6 часа в год.
Tier 3. В дата-центрах такого уровня есть источники бесперебойного питания и система полного резервного копирования. Обязательное условие — поддержка параллельного ремонта: на время нештатных ситуаций или технического обслуживания подключаются резервные системы и оборудование не простаивает. Суммарное время простоя — не более 95 минут в год.
Tier 4. Наивысший уровень надежности. В таких центрах обработки данных есть минимум две независимые системы бесперебойного энергоснабжения и резервного копирования. Время простоя оборудования — менее 26 минут в год.
Например, для интернет-магазина надежность и отказоустойчивость особенно важны, чтобы можно было работать без перебоев, данные были доступны большую часть рабочего времени, а все изменения сохранялись в резервную копию.
Пример того, как барбершоп использует услуги дата-центра
Рассмотрим, как применяют услуги дата-центров, на примере парикмахерских салонов «Супермен мужские стрижки». Компания продает франшизы, ее партнерская сеть по всей России насчитывает более 160 салонов.
Какие задачи есть у компании. Перед открытием новой точки компания создает финансовую модель-прогноз. Чем больше данных будет учтено в модели, тем точнее будет прогноз прибыльности новой франшизы.
С развитием сети накапливается опыт и статистика по каждой точке, посчитать все вручную в таблице Excel невозможно. Поэтому барбершоп делегирует эту задачу дата-центру.
Как строится работа. Руководитель компании «Супермен мужские стрижки» собирает статистику по каждой точке: данные о доходах и расходах, нагрузку на мастеров в течение дня, самые популярные услуги, портрет потенциального клиента и так далее. К внутренним показателям добавляют внешние данные: количество жителей в определенном радиусе от салона, наличие парковок и остановок общественного транспорта, офисы, бизнес-центры или спальные многоэтажки поблизости.
Эти данные передают в ЦОД, после чего настраивают модель расчета.
Что в итоге. После расчетов получают интеллектуальную карту, с помощью которой можно сделать высокоточный прогноз запуска нового салона. На карте видно, как зависит срок окупаемости от расположения помещения или что изменится, если рядом с точкой будут бизнес-центры и остановки общественного транспорта.
Похожие методы предварительного расчета используют маркетплейсы. Они создают онлайн-карту для будущих партнеров. Предприниматель, который собирается открыть пункт выдачи заказов, может оценить привлекательность выбранной локации.
Этот метод исследования называется «геомапинг» или «геоинтеллект».
«Интеллектуальные карты пока не идеальны. Полученный результат нуждается в экспертной оценке нашего специалиста. Например, модель может показать удачную зону для открытия нового салона на краю спального района или у границы с промзоной.
В этом случае мы дополнительно рассматриваем основные транспортные потоки и пути потенциальных клиентов. Смотрим, как они перемещаются между магазинами, остановками общественного транспорта, пунктами выдачи заказов, школами и детскими садами.
Если точка попадает на пересечение нескольких потоков, то она потенциально интересна для нас. Если такие потоки через точку не проходят, лучше найти новую.
Другой момент — расположение входа в помещение, наличие витрины и места для вывески. Это очень сложно добавить в модель, но нужно обязательно учитывать при расчете.
Например, район метро «Сокол» в Москве — это место с большой проходимостью, но вход в торговые площади неудобный, витрины для размещения рекламы нет, случайно зашедших посетителей будет очень мало».
Василий Михайлов
Основатель компании «Супермен мужские стрижки»
По данным геоинтеллекта можно с большой точностью предсказывать загрузку будущих точек, пиковые нагрузки в течение дня, высокий и низкий сезон для бизнеса, доходность, средний чек.
«Некоторые точки получаются трафиковыми, в них большинство клиентов — проходящие мимо люди. Другие, наоборот, привлекают постоянных клиентов, которые живут поблизости.
Это влияет на инструменты привлечения клиентов после открытия точки. Мы сразу понимаем, где будем использовать промоутеров и раздачу рекламных листовок, а где — адресную рассылку.
Кроме общей оценки зоны для будущего салона мы оцениваем сложность ведения бизнеса в ней. Некоторые места рекомендуем партнерам-новичкам, ведь там проще запустить точку и раскрутиться. Другие советуем только опытным партнерам, которые уже открывали салоны в похожих условиях.
Показатели работающих салонов соответствуют прогнозу на 68—77%. Для будущих партнеров фактические показатели будут соответствовать плановым примерно на 70%.
Мы обрабатываем данные уже полгода. Вместе со специалистами дата-центра постоянно вносим коррективы в расчеты и собираемые данные. Надеемся, что в ближайшее время доведем точность прогнозов до 100%».
Василий Михайлов
Основатель компании «Супермен мужские стрижки»
Главное
- Центры обработки данных — это организации, которые размещают оборудование заказчика и обеспечивают его доступом в интернет, сдают в аренду вычислительные мощности и делают сложные расчеты.
- Дата-центры отличаются степенью надежности. Она зависит от того, есть ли у них источники резервного питания и как часто делаются резервные копии данных.
- Услугами ЦОД пользуется не только ИТ-бизнес, но и офлайн-компании. Можно предоставить собранную статистику и запросить расчет финансовой модели.
- ЦОД позволяет строить прогнозы для развития бизнеса, которые сбываются на 70% и более.
А вы пользовались услугами дата-центров? Делитесь опытом в комментариях!