Только в январе — феврале 2024 года Роскомнадзор зафиксировал 19 фактов утечек персональных данных, в сеть утекли уже более 510 млн записей о россиянах.
Может показаться, что утечка персональных данных — это проблема только крупных компаний. На самом деле в зоне риска и небольшие компании и ИП, потому что они могут быть хуже защищены.
Так, с января по март 2024 года Kaspersky Digital Footprint Intelligence зафиксировали рост объема утекших данных среди малого и среднего бизнеса почти в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
Рассказываем, как избежать утечки данных и не получить штраф от государства.
Что такое утечка персональных данных
Утечка персональных данных — это распространение личной и конфиденциальной информации о сотрудниках и клиентах за пределы бизнеса. Это все данные, которые позволяют идентифицировать человека: ФИО, адрес, реквизиты паспорта, номера банковских карт, логины и пароли от личной электронной почты и других сервисов.
Персональные данные могут быть конечной целью — их можно продать, ими можно шантажировать бизнес и требовать выкуп. А могут быть и промежуточной — для реализации атак. Например, если в руки мошенников попадают данные корпоративной почты или логины от рабочих компьютеров, через них атакующий может пробраться во внутреннюю систему компании и получить там любую информацию, которую захочет.
По чьей вине происходит утечка
Утечка может произойти в результате:
- кибератаки злоумышленников;
- случайных действий сотрудников;
- злонамеренных действий сотрудников.
Атака злоумышленников. Мошенники придумывают разные способы, чтобы заполучить базы с личными данными: рассылают фишинговые ссылки, пытаются заставить человека загрузить вредоносную программу. А бывает, действуют так, что бизнес вовсе не замечает атаки, а злоумышленники уже получили доступ к внутренней информации. О методах атакующих мы расскажем подробнее ниже.
Случайные действия сотрудника. Сотрудник может неосознанно стать причиной утечки, например зайти с домашнего компьютера на рабочий аккаунт и скачать себе документ с данными клиентов. Даже если эти данные не уйдут дальше домашнего компьютера сотрудника — утечка произошла.
Еще вариант: сотрудник по неосторожности перешел по опасным ссылкам из письма и ввел данные рабочей учетной записи или загрузил вредоносное ПО.
Злонамеренные действия сотрудника. Бывает, на рабочем месте происходит конфликт. И сотрудник из мести может скопировать данные клиентов и продать их конкурентам. Или вовсе может сговориться с третьими лицами и целенаправленно устроиться на работу, чтобы получить доступ к личным данным клиентов или работников, которые потом также передаст другой компании.
Каковы последствия утечки данных
Компания или ИП, которые собирают и обрабатывают персональные данные клиентов или сотрудников, по закону должны их защищать. Утечка персональных данных на бумажных документах грозит ИП и малым предприятиям штрафом от 20 000 до 40 000 ₽, остальным компаниям — от 50 000 до 100 000 ₽.
Но государство планирует ужесточить наказание за нарушение закона о персональных данных. Тогда максимальный штраф будет до 3% от годовой выручки бизнеса. Законопроект прошел первое чтение в Государственной думе.
Штраф — это не единственный риск. Дополнительно компания или ИП могут быть втянуты в судебный процесс со стороны пострадавших: клиенты, чьи данные попали в сеть, могут подать в суд на организацию и потребовать компенсации.
Но даже если клиенты не обратятся в суд, бизнес рискует потерять доверие, которое так долго зарабатывал большим трудом. Часть клиентов в таком случае может уйти к конкурентам.
Какие методы используют злоумышленники, чтобы получить доступ к персональным данным
Атаки бывают короткими, не больше пары дней, и длинными — до 100 дней.
Расскажем подробнее о каждом методе:
- взлом учетных данных;
- атака через уязвимости в системе;
- фишинг;
- вредоносное ПО.
Взлом учетных данных. Атакующие стараются получить доступ к учетной записи администратора или сотрудника, чтобы подобраться к внутренней информации сайта, веб-приложения или облачному хранилищу. Для этого с помощью различных программ подбирают логин и пароль. Часто злоумышленникам это удается без проблем, потому что люди используют слабые или повторяющиеся пароли.
Атака через уязвимости в системе. В любой ИТ-системе есть слабые места, через которые мошенникам проще атаковать. Например, на рабочем компьютере стоит устаревшая версия ПО, и хакеры уже знают ее недоработки и как обойти защиту.
Либо другой пример: владелец настроил неограниченный доступ для сотрудников ко всей информации на сайте или в гугл-документах. Это тоже будет считаться уязвимостью в системе: злоумышленнику достаточно заполучить данные любой учетной записи, чтобы проникнуть в систему компании или ИП.
Фишинг. Мошенники могут маскироваться под руководителей бизнеса, государственные органы и рассылать письма от их имени. В письмах — ссылки и опасные файлы. Мошенники рассчитывают, что человек перейдет по ссылке и сам введет свои личные данные или загрузит файл на компьютер.
Вредоносное ПО. Мошенники могут установить вредоносное ПО дистанционно, получив доступ к внутренней системе компании или ИП, или его может загрузить сотрудник, который по неосторожности кликнул на ссылку в письме злоумышленников. В случае успешного заражения вредоносное ПО может открывать доступ ко всем данным бизнеса и даже их уничтожать.
Как предотвратить утечку
Утечку легче предотвратить, чем разбираться с последствиями. Поэтому вот несколько рекомендаций:
- используйте сложные пароли и многофакторную аутентификацию;
- закрывайте внутренний доступ для аккаунтов бывших сотрудников;
- открывайте сотрудникам доступ только к той информации, которая действительно нужна для работы;
- постоянно обучайте сотрудников цифровой грамотности;
- обновляйте антивирус и все программное обеспечение до последней версии;
- используйте резервное копирование данных.
Используйте сложные пароли и многофакторную аутентификацию. Для административной учетной записи и рабочих аккаунтов сотрудников заводите такие пароли, которые злоумышленникам будет сложно подобрать. Обычно люди применяют простые пароли: набор цифр по порядку, свое имя, год рождения, кличку домашнего животного. Такие пароли можно взломать за минуту.
Чтобы защитить аккаунт, пароль должен содержать минимум восемь знаков, включая спецсимволы: например, решетки или звездочки. Такой пароль можно сгенерировать в специальном сервисе или придумать самому.
Если пароль сложно запомнить, в его основу можно, например, заложить название любимой книги, песни или имя героя.
Закройте внутренний доступ для аккаунтов бывших сотрудников. Порой, когда сотрудник увольняется, его учетная запись во внутренних сервисах бизнеса остается доступной, и человек в любое время может зайти на сайт или в веб-приложение и скачать базу клиентов.
Предоставляйте сотрудникам минимальный рабочий доступ к информации. Его еще называют «доступ наименьших привилегий». Открывайте доступ только к той информации, которая нужна для работы. Если аккаунт сотрудника взломают, вы как минимум ограничите количество данных, которые могут попасть в руки атакующим.
Проводите обучение по кибербезопасности. Расскажите сотрудникам про популярные уловки мошенников, способы создания паролей и предупредите, чтобы они не переходили по незнакомым ссылкам и не загружали неизвестные файлы на компьютер.
Проверяйте эти знания время от времени. Например, с помощью специального сервиса можно смоделировать фишинговое письмо и сделать тестовую рассылку. Это позволит проверить, перейдут сотрудники по ссылкам или все-таки выявят, что письмо опасно и его лучше удалить.
Обновляйте антивирус и все программное обеспечение до последней версии. Современные антивирусы способны автоматически блокировать атаки, письма с опасными ссылками и вредоносным ПО. Это происходит еще до того, как письмо прилетело на почту сотрудника. А новейшие версии ПО для компьютера, рабочей программы, сайта или приложения помогают закрыть в системе уязвимости, которые были выявлены разработчиками в прошлой версии.
Используйте резервное копирование данных. Настройте регулярное резервное копирование всех данных в защищенное место с ограниченным доступом. В случае атаки резервные копии помогут восстановить данные и их не придется выкупать у мошенников.
«Даже если у компании или ИП нет возможностей создать отдел безопасности, можно обратиться за внешней экспертизой к крупным поставщикам. Важно установить защитное ПО на все корпоративные устройства. Российский рынок информационной безопасности предлагает доступные решения для всех сегментов бизнеса».
Петр Мареичев
Руководитель группы аналитиков сервиса Kaspersky Digital Footprint Intelligence
Что делать, если данные все-таки утекли
Небольшой бизнес обычно не замечает утечку данных сразу, а узнает о ней из новостей. Поэтому как только факт утечки стал известен, предлагаем действовать по такому алгоритму.
Шаг 1. Сменить пароли и установить многофакторную аутентификацию, если ее не было.
Шаг 2. Обновить антивирус и все программное обеспечение до последней версии.
Шаг 3. Заявить об утечке в Роскомнадзор. По закону если компания или ИП заподозрили утечку, они должны в течение 24 часов сообщить о ней в Роскомнадзор. А затем в течение 72 часов предоставить госоргану результаты внутреннего расследования.
Если этого не сделать и Роскомнадзор узнает об утечке, средней или крупной, компании грозит штраф от 3 000 до 5 000 ₽, малому предприятию — от 1 500 до 2 500 ₽, а ИП — от 300 до 500 ₽.
Шаг 4. Оповестить пострадавших. Человек, чьи данные попали в открытый доступ, вправе узнать об инциденте. Тогда он будет готов к возможным звонкам от мошенников первые несколько недель после утечки и не попадется на их уловки и манипуляции.
Главное
- Утечка персональных данных — проблема не только крупных компаний, но и небольшого бизнеса, потому что он обычно хуже защищен.
- Утечка может произойти как из-за атаки киберпреступников, так и по вине сотрудников.
- Если бизнес халатно относится к защите персональных данных на бумаге, ему грозит штраф от 50 000 до 100 000 ₽. Но эти штрафы планируют значительно увеличить и за некоторые нарушения сделать их оборотными — в процентах от годовой выручки.
- Предупредить утечку легче, чем бороться с последствиями. Для этого стоит использовать сложные пароли, контролировать доступы сотрудников, обучать их кибербезопасности, а также вовремя обновлять антивирусы и ПО.
- Если утечка все же произошла, о ней нужно заявить в Роскомнадзор в течение 24 часов, а также оповестить людей, чьи данные утекли.
Поделитесь, какие способы используете, чтобы избежать утечки персональных данных?