Читательница Ксения спрашивает: «Держу кафе, все сотрудники трудоустроены официально. Недавно у нас был потоп, нужна неделя, чтобы устранить его последствия и снова принимать гостей. Планирую объявить работникам простой на неделю. Подскажите, как оплачивается время простоя по вине работодателя?»
Нужно выплатить 2/3 среднего заработка
Если случился простой по вине работодателя, он должен:
- выпустить приказ об объявлении простоя;
- отразить простой в табеле учета рабочего времени;
- выплатить сотрудникам по 2/3 среднего заработка;
- в некоторых случаях уведомить о простое центр занятости.
Теперь расскажем о каждом пункте подробнее.
Выпустить приказ об объявлении простоя. Если простой произошел по вине работодателя, нельзя объявить об этом на словах — тогда придется выплатить зарплату полностью за все время простоя.
Работодатель должен подготовить приказ с указанием причины простоя, срока и кого он касается. Точных форм в законодательстве нет, можно написать в свободной форме.

Простой можно оформить как для всех сотрудников компании, так и выборочно для некоторых категорий работников. Например, задержали поставку древесины в один из мебельных цехов и привезут только через две недели. Без сырья работники не могут делать мебель. На этот период работодатель может объявить простой для сотрудников этого цеха, а работники остальных цехов будут трудиться как обычно.
Отразить приказ в табеле учета рабочего времени. Чтобы бухгалтер мог правильно рассчитать зарплату и страховые взносы, нужно правильно отразить простой в табеле учета рабочего времени.
Работодатели, которые используют в работе унифицированные табели по форме

Если работодатель разработал собственную форму табеля учета, коды он тоже устанавливает самостоятельно.
Выплатить сотрудникам 2/3 среднего заработка. Формула расчета выплаты будет такой:

Допустим, средняя заработная плата бармена составляет 2095 ₽ за рабочий день. За время простоя с 16 ноября по 15 декабря у него должен был быть 21 рабочий день. Значит, работнику нужно выплатить 2095 × 2/3 × 21 = 29 330 ₽.
Из этой суммы работодатель должен удержать НДФЛ, а также уплатить страховые взносы.
Уведомить о простое центр занятости. Уведомлять центр занятости нужно, если деятельность компании прекращается полностью. Если же не работает только
Чтобы уведомить центр занятости, нужно подготовить письмо в свободной форме с указанием причины и сроков.

На уведомление центра занятости у работодателя есть три рабочих дня.
Какие еще могут быть простои
Помимо простоя по вине работодателя есть два вида простоя:
- по вине работника;
- по независящим от сторон причинам.
Если простой случился по вине работника, работодатель ему ничего не должен. Например, работник завода по неосторожности испортил станок и не может продолжить работу, пока его не починят.
Если простой случился по независящим ни от кого причинам, работодатель оплачивает 2/3 от тарифной ставки работника или его оклада. К таким ситуациям можно отнести локдаун
Расчеты с сотрудниками без бюрократии и комиссий — с зарплатным проектом Тинькофф
- Выплаты на карты любых банков
- Можно без расчетного счета в Тинькофф
- Зарплатные карты с кэшбэком до 30%