Читательница Ольга спрашивает: «У меня есть интернет-магазин. В каталоге кроме карточек моих товаров я публикую также карточки чужих товаров. При этом когда покупатель нажимает на кнопку „заказ“ именно чужого товара, попадает на другой сайт для оплаты. Получается что-то вроде дропшиппинга или аффилиат-маркетинга. Нужно ли мне в таком случае маркировать товары знаком „Реклама“?»
Нужно, если есть призыв к покупке и ссылка-переход на магазин другого продавца
Сначала разберемся, когда карточку товара посчитают информационным сообщением или саморекламой, а когда рекламой другого продавца. От этого зависит, нужно ли его маркировать и регистрировать у оператора рекламных данных — ОРД.
✅ Нужно маркировать, если в карточке есть признаки рекламы. Например, ФАС может обратить внимание на следующие признаки:
- указан чужой товар со ссылкой на сайт продавца, его контактными данными;
- карточка товара сильно выделяется на фоне остальных, например, цветом или шрифтом;
- есть призыв купить товар;
- упоминается промокод или другие привилегии при покупке.
Достаточного одного из признаков, чтобы карточку признали рекламной.
Однако четких критериев рекламы в законах нет. Самостоятельно сложно разобраться, найдет ли ФАС на вашем сайте рекламу. Чтобы точно избежать штрафов, советуем показать интернет-магазин юристу.
❌ Не нужно маркировать, если нет признаков рекламы. Плашка «Реклама» не нужна в таких ситуациях:
- карточка оформлена в едином стиле с остальными;
- нет ссылки-перехода на другой сайт;
- продавец публикует информацию о своих товарах на сайте своего интернет-магазина;
- нет явного призыва купить товар.
В другой статье на Бизнес-секретах привели больше примеров, что ФАС не считает рекламой.
Дропшиппинг или аффилиат-маркетинг
Теперь разберем термины «дропшиппинг» или «аффилиат-маркетинг», чтобы понять, по какой схеме вы работаете и как это влияет на маркировку карточек товаров.
Дропшиппинг — это бизнес на посредничестве. Предприниматель создает интернет-магазин, но сами товары не закупает: он размещает фотографии товаров других поставщиков. Далее приводит покупателей на сайт, принимает оплату, но товары отправляет поставщик со своего склада. Дропшиппер перечисляет партнеру основную сумму за товар, а наценку оставляет себе.
Пример из письма не подходит под эту схему работы, так как покупатель уходит на другой сайт для оформления заказа. Дропшипперы чаще создают интернет-магазин, в котором публикуют товары в едином стиле, с однотипно оформленными карточками и без перехода на другие сайты. Обычно карточки товаров в таком случае — это самореклама, а значит, маркировать не нужно.
Аффилиат-маркетинг — форма партнерства, когда два предпринимателя помогают друг другу продвигать товары. Допустим, публикуют на странице интернет-магазина информацию об акциях партнера или дают ссылки на его товар. Пример из письма подходит под эту схему работы.
В этой схеме есть признаки рекламы, а значит, нужно маркировать карточки товара другого продавца.
Что будет, если не маркировать карточку товаров как рекламу?
Государство обязало с сентября 2022 года помечать любой рекламный креатив в интернете плашкой «Реклама» и зарегистрировать ее у оператора рекламных данных. А с сентября 2023 года за нарушение правил маркировки рекламных сообщений ввели штрафы:
- руководителям компаний и ИП — от 100 000 до 200 000 ₽;
- малым предприятиям — от 100 000 до 250 000 ₽;
- средним и крупным компаниям — от 200 000 до 500 000 ₽.
Также оштрафуют за ошибки в маркировке рекламы. Например, если не так указали ее идентификатор.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Вопрос эксперту
Задайте любой вопрос про бизнес. Например, о налогах, найме работников, оформлении сертификатов на товары или работе на маркетплейсах. Ответ пришлем на вашу почту. Самыми частыми вопросами и ответами на них делимся в Бизнес-секретах в разделе «Вопросы-ответы».
Приходилось ли вам использовать партнерский маркетинг? Принесло ли это пользу бизнесу?