Сеть парфюмерных магазинов «Золотое яблоко» готовится выйти на рынок Катара и уже подписала первый договор аренды магазина в этой стране. Компания также запускает программу стажировки для сотрудников с последующей релокацией в Катар.
Сегодня Золотое яблоко входит в число крупнейших парфюмерных ретейлеров России и активно пробивается на зарубежные рынки. Рассказываем, какой путь проделала компания за 27 лет работы.
От Екатеринбурга до Москвы
В 1996 году одноклассники Иван Кузовлев и Максим Паняк открыли небольшой магазин косметики в Екатеринбурге под названием «Золотое яблоко». Про основателей сети известно очень мало: общения с журналистами они избегают, про старт своего бизнеса практически не рассказывают. Известно лишь, что дела у магазина шли успешно, и в 2004 году запустилась торговая точка уже в формате супермаркета — на тот момент самый большой парфюмерный магазин в России площадью более одного квадратного километра.
В 2007 году молодой бренд вышел за пределы Екатеринбурга: сначала открылся магазин в Челябинске, а через год — в Самаре. Еще через семь лет появились магазины в Казани и Новосибирске, а в 2017 году очередь дошла до Москвы.
В 2018 году Золотое яблоко вошло в десятку крупнейших парфюмерных сетей страны по размеру выручки, хотя на тот момент в России работали лишь 10 магазинов сети. В 2021 году ретейлер занял уже второе место, уступив только парфюмерному гиганту «Лэтуаль».
Сегодня ретейлер присутствует в пяти городах России: Москве, Новосибирске, Волгограде, Екатеринбурге и Иркутске. В стране открыты 32 магазина сети.
*Данные из финансовой отчетности компании
Косметика вместо кино
Осенью 2019 года Золотое яблоко объявило, что откроет магазины под новым брендом Apple Box в зданиях реконструированных московских кинотеатров «Ангара», «Орбита», «Будапешт», «София», «Витязь», «Байконур» и «Киргизия». Эти кинозалы, построенные в советскую эпоху, выкупила девелоперская компания ADG Group — она планировала организовать в них развлекательные центры нового формата с торговыми рядами, кинотеатрами и магазинами.
На сегодняшний день в Москве работают три магазина Apple Box, но ретейлер планирует открыть их во всех переоборудованных кинотеатрах. Еще один магазин под этим брендом есть в Новосибирске.
Основное отличие Apple Box от других точек сети — небольшая площадь
Эксперты рынка называют такой формат необычным, так как большинство косметических ретейлеров, напротив, постепенно укрупняют свои точки и интегрируют туда парикмахерские и примерочные комнаты, чтобы покупатели лучше познакомились с брендами.
*Данные с официального сайта и из отчетности компании
Фокус на онлайне и YouTube-канал
Со времен пандемии Золотое яблоко активно вкладывается в онлайн-продажи и развивает мобильное приложение, которое в 2021 году заняло первое место
Чтобы расширить аудиторию, в онлайн-магазины «Золотого яблока» ввели не только косметику, но также детские товары, бытовую технику и постельное белье. Для привлечения покупателей компания запустила бесплатную доставку. При этом есть и платная экспресс-доставка за 2 часа, которая стоит от 149 до 199 ₽.
Также для привлечения покупателей Золотое яблоко периодически устраивает онлайн-акции и распродажи, однако они не всегда проходят гладко.
В декабре 2022 года онлайн-магазин ретейлера оказался в центре скандала: компания устроила распродажу с 35-процентными скидками, но затем резко аннулировала все заказы. В качестве компенсации покупателям предложили скидку на шопинг в сети, но уже в 15%. В самой компании объяснили это техническими сбоями.
Для продвижения бренда и товаров в интернете ретейлер развивает свой
Самый популярный раздел канала называется «Парень красит девушку». Например, видео с белорусскими блогерами Владом Бумагой и Юлей Годуновой набрало более 2,5 млн просмотров. У самого канала на сегодняшний день 275 тысяч подписчиков.
Мартовский бум 2022 года
После массового ухода западных брендов из России весной 2022 года на парфюмерном рынке возник ажиотажный спрос: люди стремились купить товары про запас даже по растущим ценам. Из-за этого прирост выручки Золотого яблока в марте превысил 100%.
«Одна девушка купила 236 тканевых масок пяти брендов на 16 000 ₽. А также есть пример, когда один человек покупал 195 бурлящих шаров для ванны на 18 000 ₽. Потребители покупали по три-четыре одинаковых дезодоранта или шампуня», — рассказывала гендиректор компании Анна Кошкина.
Чтобы не остаться без товаров, компания была вынуждена повысить цены на некоторые товары и закупить годовой запас продукции от уходящих брендов. Кроме того, ретейлер начал привлекать к сотрудничеству новых российских производителей косметики.
«Нужна поддержка со всех сторон: помощь в решении операционных вопросов, настройка производства и поддержка от ретейла. Мы в компании сейчас заводим максимально все новые бренды, а также помогаем своей аудитории узнать про них. Новым брендам на становление нужны время и большие инвестиции», — говорила Кошкина.
Беларусь, Казахстан, Катар
В 2023 году Золотое яблоко активно выходит на зарубежные рынки. Как объяснял гендиректор Infoline-Аналитики Михаил Бурмистров, одна из причин экспансии — желание выстроить новые логистические цепочки в рамках схем прямого и параллельного импорта. В условиях санкций для ретейлеров особенно важно расширять ассортимент и устанавливать прямые контакты с зарубежными производителями.
Первым зарубежным направлением для сети стала Беларусь. Компания открыл магазин в ТРЦ Galleria Minsk летом 2021 года. Инвестиции в проект превысили 300 млн рублей.
На тот момент белорусский рынок был особенно привлекателен для российских ретейлеров, поскольку он гораздо меньше российского пострадал от пандемии коронавируса — торговые центры в стране не закрывались, и продажи быстро достигли доковидного уровня.
Почти через год, весной 2022 года, открылся первый магазин «Золотое яблоко» в казахстанском Алматы — в центральном ТРЦ Dostyk Plaza. Сейчас у сети два магазина в Алматы и один в Шымкенте. До конца 2023 года компания планирует открыть четвертый магазин в Казахстане.
О результатах продаж в Беларуси и Казахстане компания пока не сообщала.
Катар — третья зарубежная страна, куда заходит ретейлер. Заместитель председателя правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова считает, что у Золотого яблока есть все шансы закрепиться на новом зарубежном рынке.
Мнение эксперта
«Решение Золотого яблока выйти на рынок Катара и открыть магазин в Дохе выглядит вполне логичным.
Численность населения Катара в возрасте от 30 до 34 лет — около 503 000 человек. Это самая многочисленная и самая экономически активная демографическая группа.
Катар — небольшая, но очень богатая страна. Общая численность населения — около 2,8 млн человек, из них около 50 000 человек — миллионеры. В Катаре самый высокий ВВП на душу населения в мире.
Косметический рынок Катара бурно развивается и вырос в прошлом году на 156%. Там высокий спрос на косметику и один из самых высоких средних чеков».
Анна Дычева-Смирнова, эксперт косметического рынка