Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Почему российские салоны красоты теряют выручку


Мастера выбирают самозанятость, стоимость расходных материалов растет, клиенты экономят


По данным исследования «Нескучных финансов» и сервиса «Точка Обороты», в первой половине 2023 года выручка салонов красоты и спа снизилась на 72% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Мы узнали у владельцев салонов красоты, насколько у них упала выручка и с чем они это связывают.

Татьяна Рогова, владелица салона красоты Choice, Аксай

По словам Татьяны, клиенты в ее салоне стали экономить и выбирать более бюджетные средства ухода

Работать стали больше, а зарабатывать меньше. За последние два года доходы салона упали на 35%, клиентопоток уменьшился на 40%, потому что стало меньше мастеров.

Мастера в массовом порядке покидают салоны — за два года их число сократилось до 50%.

Это связано с возможностью работать «на себя» без контроля и надзора. У нас хорошие условия для мастеров. Мы предлагаем обучение за счет компании, корпоративные мероприятия, обслуживание внутри салона со скидкой 50%, новое оборудование. Но возможность работать на себя и быть свободным от трудового распорядка, графика работы, строгого контроля качества и сервиса перевешивает.

Только сокращение числа клиентов у самозанятого мастера может вернуть его в салон. Не все специалисты способны организовать пространство для приема клиента. Остается только ждать, когда клиент разочаруется в отсутствии сервиса и вернется в салоны.

Сотрудники салона загружены под завязку. На оставшихся в салоне мастеров приходится большее количество клиентов, но из-за нехватки персонала многим отказываем в обслуживании.

Еще заметно упало качество подготовки специалистов из-за сокращения часов обучения. Частные школы сами разрабатывают программу и принимают решение о скорости выпуска групп. Салоны испытывают кадровый голод, у них нет ресурса заменить ушедших работать «на себя» мастеров на молодых специалистов. Потому что для того, чтобы мастер мог оказывать качественные услуги, должно пройти не менее 2-3 лет.

Индустрия красоты становится неинтересной для инвестирования — работы много, а заработка мало. Предприниматели, которые готовы к масштабированию бизнеса, не спешат открывать новые точки, а ищут другие ниши для вложений. Владельцы сетей продают менее прибыльные точки из-за нехватки персонала и перенаправляют мастеров в более успешные локации. Сейчас можно наблюдать продажу готового бизнеса, которому всего два-три года. Я пока не думала о продаже бизнеса, но видела на Авито много объявлений о продаже салонов разного уровня.

Цены на расходные материалы выросли на 30-40%. Это сильно меняет маржинальность услуг, а соответственно, и стабильность прибыли.

Еще год в таком режиме продержимся. На этот период хватит ресурса, чтобы работать с минимально допустимой прибылью.

Возможно, через год самозанятые мастера поймут, что в салоне надежнее и спокойнее, потому что все риски и ответственность на себя берет предприниматель. Если этого не произойдет, еще больше предпринимателей будет отказываться от работы в бьюти-сфере. Новичкам будет трудно, потому что клиент «новой формации» практически не привязывается к месту, и с ним сложно установить долгосрочные отношения.

Дмитрий Кочев, совладелец сети салонов «Прядки в порядке», Киров

В салонах Дмитрия действуют промокоды и другие акции, но число клиентов все равно снижается

За январь — июль 2023 года доходы нашей сети упали на 27% по сравнению с прошлым годом. План в июле мы выполнили на 82%. Мы его уже корректировали в первом квартале, но даже после корректировок не смогли выполнить.

Клиентопоток уменьшился на 35% — люди стали реже посещать салоны и делать меньше процедур.

Причина кроется в снижении платежеспособности клиентов и оттоке населения из региона. У нас есть яркий пример. Мужская стрижка стоила 290 рублей, мы подняли ее стоимость до 320 рублей. Часть клиентов отказываются стричься, когда узнают об этом, или начинают реже приходить. На это, к сожалению, повлиять невозможно.

У нас есть стандартные акции, например шестая стрижка и маникюр бесплатно. В несезонные месяцы даем промокоды и дополнительные бонусы, эффект несущественный.

Системная проблема рынка — переход мастеров в самозанятые. Есть салон в одном из городов области с численностью населения около 55 тысяч человек, где из пяти мастеров остался один. И в других салонах мастера уходят, чтобы работать на дому.

Мы провели опросы среди мастеров, и часть из них призналась, что им выгоднее работать дома. Например, если стрижка в салоне стоит 350 рублей, мастер получает 50%. А у себя дома он стрижет клиента за 250 рублей — и забирает их себе. Так и клиенту дешевле. Я это понимаю, но как профессионал не одобряю. Важно помнить, что работа из дома запрещена СанПиНом, потому что невозможно создать у себя в квартире безопасные условия для оказания услуг. Но самозанятые мастера не заморачиваются — просто ставят кресло и зеркало.

Мы крупная сеть с региональной точки зрения — у нас 19 салонов. Более двух лет у нас работает учебный центр по подготовке и повышению квалификации парикмахеров и мастеров маникюра, самый крупный в городе. Люди приходят на обучение, но число мастеров, которые уходят из салонов, превышает их количество.

Все годы мы росли, а сейчас существенно падаем. Финальная маржинальность бизнеса меньше 5% от оборота. Если мы повысим зарплаты мастерам, то будем работать в убыток не несколько месяцев в году, а практически весь год. Выручка продолжит падение до тех пор, пока в стране не создадут условия, при которых уехавшие люди захотят вернуться.

Ляля Садыкова, член совета Ассоциации предпринимателей индустрии красоты, Санкт-Петербург

Ляля говорит, что еще на падение доходов салонов повлияли маркетплейсы, которые стали продавать профессиональную уходовую косметику

Мы тоже замечаем падение доходности. Оно связано в первую очередь с трансформацией рынка — с уходом специалистов в самозанятые. Вместе с ними уходит и клиентская база.

Мастерам выгоднее работать на себя, тем более новому поколению, которое любит свободу и независимость. Из-за цифровизации стало проще стать самозанятым, поэтому они идут на Авито, Профи.ру, размещают объявления со своими услугами за 300-400 рублей, платят 4% налога и работают на дому. Никто не несет ответственности за выполнение такой работы, а клиенты готовы рисковать ради экономии.

Кроме того, в больших городах люди высоко ценят свое время. Не каждый готов после работы идти в салон, человек идет к мастеру, который живет рядом. Но это хождение по домам — до первого конфликта с мастером или с соседями. Жилищный кодекс пока никто не отменял.

Также на падение выручки повлияли маркетплейсы. Там теперь массово представлены товары, которые клиенты раньше покупали в салоне — например, профессиональные шампуни. Если раньше дистрибьюторы отслеживали товары, то сейчас есть черный рынок, который никем не регулируется — люди ввозят и продают что хотят.

Бизнесу нужна стабильность и равные условия для всех на рынке индустрии красоты. Самозанятые работают на НПД и платят 4% налога. При этом им не надо соблюдать нормы СанПиН, требования по пожарной безопасности, делать аттестацию рабочих мест, как другим предпринимателям. Чем мастер в салоне отличается от мастера на дому? Почему, работая в салоне, он должен платить больше налогов? У меня нет ответа на этот вопрос.

Чиновники говорят, что в разных сферах бизнеса растут обороты. Обороты, может быть, и растут, но рентабельность снизилась, потому что расходная часть становится все выше и выше. Некоторые расходные материалы с начала СВО подорожали на 120%. Затратная часть увеличилась как никогда.

Пока мы живем в период турбулентности, сложно что-либо планировать. Цыплят по осени считают: будет осень — будет понимание, что ждет рынок и предпринимателей в частности. Каждый предприниматель в России — оптимист и верит, что рынок стабилизируется и можно будет планировать на несколько лет вперед. И не только рост оборотов, но и рост чистой прибыли — то, ради чего открывают и создают бизнес в России.

Подписка на новое в Бизнес-секретах

Подборки материалов о том, как вести бизнес в России: советы юристов и бухгалтеров, опыт владельцев бизнеса, разборы нового в законах, приглашения на вебинары с экспертами.

Юля Майорова
Юля Майорова

Какие меры предпринимаете, чтобы выручка вашего салона красоты росла?

Группа компаний ЮРАН

О какой безопасности в салоне здесь трындят хозяева? Безопасность как раз зависит от мастера, обработал он инструменты или нет? Ну так профессинальные инструменты или косметику или материалы можно и самому купить, а не ждать, когда хозяин тебе их выделит, причем купленные самые дешёвые, а высчитают как за элит класс. У меня есть знакомая, фартуки, одноразовые перчатки, накидки, используемые материалы и косметика МонПлатин. Ультразвуковая и хлорированная ванночка для инструмента. И доступные цены на стрижку и очередь в записи на две недели вперед. Мастеру, который умеет работать, ничего кроме зеркала, стула и угла 2х2х метра и не нужно. Кроме того, большинство приобретает сразу моечную раковину. О каком сервисе здесь болтают хозяева? Мне не нужен нафуфыренный ремонт, мне важнее доступность в цене и нормальные мастера. А ,нормальный мастер сейчас без проблем может пройти курсы онлайн, посмотреть И весь инструмент мастера можно уложить в один ящик.
Поэтому добивайтесь адекватных требований от государства, а не подстраивать всех под свою гребенку. Во всех странах Европы, как раз индивидуальные и семейные предприятия на первых этаэах домов, без всевозможных пожарных и потребнадзора и никаких страшных массовых отравлений, например нет. Потому, что люди, готовят как для себя и понимают индивидуальную ответственность. В частности , например пекари , которые делают торта на заказ. Она все пробует, поэтому и гарантирует качество продукта. А у нас, в частности в пищевом производстве или пекарне, куча непрофессионалов, огромное количество некачественного сырья, да и непрофессионалы зарплатуу просят небольшую, и поэтому никакой потребнадзор и СанПины не спасают от массовых отравлений в 250 человек. Разделяйте, уже, «мух и котлеты». Там где есть качество и ответственность- всегда выше маржа, сарафанное радио и постоянные клиенты.
У нас в компании тоже так, 80% клиенты, которые работают с момента создания, с 2004 года. И да, у нас никаких акций, просто адекватные, устраивающие людей цены и качество, за которое отвечаем.

Елена Шаркова

Группа, получается, если закрыть все салоны и парикмахерские, то скоро все население России будет по квартирам бегать, чтобы постричься. Кстати, пенсионеры, дети , в них вообще парикмахеры не заинтересованы, им подавай до дома дорогостоящие окрашивания и другие процедуры. А как быть простому населению, так и бегать по квартирам? В салонах действительно не остается мастеров и скорее всего ,какое то логическое завершение этому будет. А скорее назревает просто в этой нише коллапс.

Владимир Филимонов

Пусть на заводы идут! Пора делом заниматься!


Больше по теме

Новости