Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как ретейлер мужской одежды HENDERSON дошел до IPO на Мосбирже


Из небольшого дистрибьютора польской одежды компания превратилась в одного из лидеров российского рынка моды


Из небольшого дистрибьютора польской одежды компания превратилась в одного из лидеров российского рынка моды


Сеть магазинов мужской одежды HENDERSON 2 ноября провела первичное публичное предложение акций — IPO — на Московской бирже и привлекла 3,8 млрд рублей. Ретейлер стал первой публичной компанией среди российских представителей fashion-ретейла.

Рассказываем, какой путь проделала компания, история которой началась ровно 30 лет назад.

1990-е: мужские рубашки и рискованный бизнес

Основатель и президент дома моды HENDERSON Рубен Арутюнян запустил свой бизнес в 1993 году. Тогда он с партнерами создал компанию, которая занималась дистрибуцией модной повседневной одежды и детских игрушек из США.

В 1990‑е годы под маркой HENDERSON выпускали мужские рубашки. Фото с сайта HENDERSON

В 1996 году фирма Арутюняна начала работать с небольшой польской компанией LPP Group. У нее было несколько брендов, в том числе HENDERSON, под которым производились мужские рубашки и нижнее белье.

Как рассказывал позднее Арутюнян, в России в то время никто не платил вперед, платили не вовремя, курсы валют прыгали иногда в два-три раза, то есть бизнес был подвержен многочисленным рискам. С 1998 года его компания начала открывать небольшие магазины площадью 40—50 м² с небольшим ассортиментом.

Интересы HENDERSON на российском рынке в 1990‑е годы представляло ООО «Тами и КО», которое было эксклюзивным партнером польской LPP в России. Сегодня эта компания владеет российским брендом HENDERSON.

2000-е: развитие собственного бренда

Российский бизнес HENDERSON разрастался, фирменные салоны бренда появлялись в торговых центрах Москвы. Кроме того, российская компания-дистрибьютор помогала польским партнерам открывать магазины другого бренда — Reserved.

В конце концов владельцы российской «дочки» поняли, что им хочется заниматься своим брендом больше, чем быть частью большой компании. К тому моменту поляки уже были крупными игроками рынка массмаркета, вспоминал Арутюнян.

В итоге в 2003 году компания LPP продала права на торговую марку HENDERSON российской компании. Для развития обновленного бренда создали собственное подразделение дизайна и развития торговой марки.

В 2007 году сеть насчитывала 46 салонов в 17 крупных городах России, а осенью 2008 года открылся флагманский салон HENDERSON на Тверской улице в Москве.

Сеть HENDERSON в России и за рубежом*
Количество магазинов в России159
Города присутствия в России64
Количество магазинов за рубежом2
Города присутствия за рубежом1
Ежегодное число посетителей магазинов18 млн

* Данные с сайта компании и из интервью Рубена Арутюняна.

2010-е: знаменитости и расширение магазинов

Для дальнейшего продвижения ретейлер начинает активно сотрудничать со спортивными клубами и со знаменитостями из разных сфер. Например, с дрессировщиками тигров Артуром и Кариной Багдасаровыми, хоккеистом Ильей Ковальчуком, актером Константином Хабенским и юмористом Гариком Мартиросяном. Компания спонсирует гастрольные туры артистов и спортивные первенства.

Торговый дом HENDERSON поддерживал сборную России по хоккею. Фото с сайта HENDERSON

В 2017 году HENDERSON начал развивать стратегию по расширению площадей своих магазинов в два или три раза. Ее развитие продолжается и сегодня.

Стратегия в том, что компания закрывает салоны площадью до 200 м² и открывает магазины площадью до 700 м² в тех же торговых центрах. При этом локация часто меняется на более выгодную. Это позволяет представить клиентам гораздо больший ассортимент.

В том же году компания запустила услугу индивидуального пошива мужских рубашек, костюмов, пиджаков и верхней одежды HENDERSON Su Misura. Еще через два года запустили услугу индивидуального пошива рубашек для женщин HENDERSON Su Misura Donna.

Параллельно компания диверсифицирует бизнес и представляет премьерную коллекцию мужской косметики по уходу за кожей лица, созданную на основе растительных ингредиентов.

2020-е: интернет-продажи и выход на IPO

Во время пандемии выросла популярность онлайн-продаж. Как и другие ретейлеры, HENDERSON начал расширяться в этом направлении: с 2020 года компания работает с маркетплейсами — коллекция бренда появилась на Ozon, Lamoda и Wildberries. В 2022 году HENDERSON выпустил мобильное приложение, которое доступно на платформах Android и iOS.

При этом компания по-прежнему делает акцент на офлайн-продажах в своих салонах. Эксперты Infoline-аналитики говорят, что сегмент мужской формальной деловой одежды очень устойчив к проникновению маркетплейсов, поскольку мужской костюм нужно выбрать, померить, а это сложно сделать в онлайне. Кроме того, HENDERSON предлагает сервис пошива и подгонки по фигуре.

По подсчетам Infoline, доля HENDERSON по выручке составляет около 2% на рынке мужской одежды и обуви, компания сегодня — лидер среди других специализированных сетей по продаже мужской одежды.

Также в 2022 году компания вышла на международный рынок — открылись два салона в столице Армении Ереване.

Финансовые показатели ООО «Тами и КО», млрд рублей*
2020 год2021 год2022 год
Выручка6,809,5412,44
Прибыль0,210,571,52

* Данные из финансовой отчетности компании.

В Ереване работают два магазина HENDERSON. Фото с сайта HENDERSON

Мнение эксперта

Во время ноябрьского IPO HENDERSON привлек более 40 000 новых инвесторов в структуру акционерного капитала. В компании утверждают, что совокупный спрос от инвесторов превысил предложение в несколько раз по верхней границе диапазона.

Эксперты считают, что компания выбрала правильное время для IPO на фоне ухода из России западных компаний.

«Ситуация на рынке товаров легкой промышленности неоднозначна, но в то же время уход целого ряда участников рынка позволяет усилить свои позиции таким компаниям, как HENDERSON.

HENDERSON — достаточно известный и стабильный участник рынка. Но сегмент рынка мужской одежды достаточно узок и очень подвержен внешним воздействиям и факторам.

В условиях оторванности от мирового рынка ценных бумаг недостаток интересных и новых предложений на фондовом рынке создает повышенный спрос на акции. HENDERSON вызвал определенный интерес, в том числе и тем, что российские fashion-сети ранее не были представлены на фондовом рынке».

Андрей Карпов

Андрей Карпов

Президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла

Привлеченные от продажи бумаг деньги HENDERSON планирует направить на развитие сети — в частности, на увеличение площади уже существующих магазинов и открытие новых, а также на строительство нового распределительного центра.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 808 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости