Из небольшого дистрибьютора польской одежды компания превратилась в одного из лидеров российского рынка моды
Из небольшого дистрибьютора польской одежды компания превратилась в одного из лидеров российского рынка моды
Сеть магазинов мужской одежды HENDERSON 2 ноября провела первичное публичное предложение акций — IPO — на Московской бирже и привлекла
Рассказываем, какой путь проделала компания, история которой началась ровно 30 лет назад.
1990-е: мужские рубашки и рискованный бизнес
Основатель и президент дома моды HENDERSON Рубен Арутюнян запустил свой бизнес в 1993 году. Тогда он с партнерами создал компанию, которая занималась дистрибуцией модной повседневной одежды и детских игрушек из США.
В 1996 году фирма Арутюняна начала работать с небольшой польской компанией LPP Group. У нее было несколько брендов, в том числе HENDERSON, под которым производились мужские рубашки и нижнее белье.
Как рассказывал позднее Арутюнян, в России в то время никто не платил вперед, платили не вовремя, курсы валют прыгали иногда в два-три раза, то есть бизнес был подвержен многочисленным рискам. С 1998 года его компания начала открывать небольшие магазины площадью 40—50 м² с небольшим ассортиментом.
Интересы HENDERSON на российском рынке в 1990‑е годы представляло
2000-е: развитие собственного бренда
Российский бизнес HENDERSON разрастался, фирменные салоны бренда появлялись в торговых центрах Москвы. Кроме того, российская компания-дистрибьютор помогала польским партнерам открывать магазины другого бренда — Reserved.
В конце концов владельцы российской «дочки» поняли, что им хочется заниматься своим брендом больше, чем быть частью большой компании. К тому моменту поляки уже были крупными игроками рынка массмаркета, вспоминал Арутюнян.
В итоге в 2003 году компания LPP продала права на торговую марку HENDERSON российской компании. Для развития обновленного бренда создали собственное подразделение дизайна и развития торговой марки.
В 2007 году сеть насчитывала 46 салонов в 17 крупных городах России, а осенью 2008 года открылся флагманский салон HENDERSON на Тверской улице в Москве.
* Данные с сайта компании и из интервью Рубена Арутюняна.
2010-е: знаменитости и расширение магазинов
Для дальнейшего продвижения ретейлер начинает активно сотрудничать со спортивными клубами и со знаменитостями из разных сфер. Например, с дрессировщиками тигров Артуром и Кариной Багдасаровыми, хоккеистом Ильей Ковальчуком, актером Константином Хабенским и юмористом Гариком Мартиросяном. Компания спонсирует гастрольные туры артистов и спортивные первенства.
В 2017 году HENDERSON начал развивать стратегию по расширению площадей своих магазинов в два или три раза. Ее развитие продолжается и сегодня.
Стратегия в том, что компания закрывает салоны площадью до 200 м² и открывает магазины площадью до 700 м² в тех же торговых центрах. При этом локация часто меняется на более выгодную. Это позволяет представить клиентам гораздо больший ассортимент.
В том же году компания запустила услугу индивидуального пошива мужских рубашек, костюмов, пиджаков и верхней одежды HENDERSON Su Misura. Еще через два года запустили услугу индивидуального пошива рубашек для женщин HENDERSON Su Misura Donna.
Параллельно компания диверсифицирует бизнес и представляет премьерную коллекцию мужской косметики по уходу за кожей лица, созданную на основе растительных ингредиентов.
2020-е: интернет-продажи и выход на IPO
Во время пандемии выросла популярность онлайн-продаж. Как и другие ретейлеры, HENDERSON начал расширяться в этом направлении: с 2020 года компания работает с маркетплейсами — коллекция бренда появилась на Ozon, Lamoda и Wildberries. В 2022 году HENDERSON выпустил мобильное приложение, которое доступно на платформах Android и iOS.
При этом компания по-прежнему делает акцент на офлайн-продажах в своих салонах. Эксперты Infoline-аналитики говорят, что сегмент мужской формальной деловой одежды очень устойчив к проникновению маркетплейсов, поскольку мужской костюм нужно выбрать, померить, а это сложно сделать в онлайне. Кроме того, HENDERSON предлагает сервис пошива и подгонки по фигуре.
По подсчетам Infoline, доля HENDERSON по выручке составляет около 2% на рынке мужской одежды и обуви, компания сегодня — лидер среди других специализированных сетей по продаже мужской одежды.
Также в 2022 году компания вышла на международный рынок — открылись два салона в столице Армении Ереване.
* Данные из финансовой отчетности компании.
Мнение эксперта
Во время ноябрьского IPO HENDERSON привлек более 40 000 новых инвесторов в структуру акционерного капитала. В компании утверждают, что совокупный спрос от инвесторов превысил предложение в несколько раз по верхней границе диапазона.
Эксперты считают, что компания выбрала правильное время для IPO на фоне ухода из России западных компаний.
Привлеченные от продажи бумаг деньги HENDERSON планирует направить на развитие сети — в частности, на увеличение площади уже существующих магазинов и открытие новых, а также на строительство нового распределительного центра.