Почему не стоит рассылать письма людям без спроса, особенно если они давно не ваши клиенты
Почему не стоит рассылать письма людям без спроса, особенно если они давно не ваши клиенты
УФАС по Санкт-Петербургу выдало предписание Почта Банку из-за рекламной рассылки. Банку грозит штраф до 800 000 ₽ за нарушение закона о рекламе. Поводом для этого стало СМС, присланное бывшему клиенту без его согласия. Но отсутствие согласия — меньшая из проблем: гораздо больше УФАС возмутил текст рассылки.
Разбираемся в том, что банк сделал не так и как бизнесу не допустить подобных ошибок.
Что к этому привело
Весной 2023 года житель Санкт-Петербурга Никита стал получать рекламные СМС от Почта Банка. Банк обращался к нему по имени, обещал низкую кредитную ставку и уверял, что одобрил мужчине кредит в 2 500 000 ₽ на любые цели. Дословно сообщение выглядело так: «Никита, 2 500 000 р. Уже одобрены! Ставка от 4,5% при оформлении онлайн pchtb.ru до 07.06.2023».
В прошлом Никита был клиентом Почта Банка, но уже много лет не сотрудничал с ним. А что еще важнее — он не давал банку добровольного согласия на получение рекламной рассылки.
Непрошеная рассылка Никиту очень возмутила, и он подал жалобу
Во-первых, в рекламе нигде не упоминался Почта Банк — только адрес его сайта.
Во-вторых, СМС не содержало все финансовые условия для получения кредита.
И то и другое нарушает закон «О рекламе»: по нему в рекламе финансовых услуг должно быть указано наименование организации, а если в рекламе указано хотя бы одно условие, определяющее стоимость кредита,— нужно прописывать их все.
Указание неполной информации об условиях выдачи кредита оказалось даже более серьезным нарушением. Штраф за него — от 300 000 до 800 000 ₽.
- Риелтор выплатит блогеру 300 000 ₽ за копирование рилс
- Ozon выплатит продавцу почти миллион рублей за утилизацию товара
- За что GeekBrains вернет клиентам больше 23 млн рублей
- Ozon выплатит покупателю компенсацию за отказ принять смартфон к возврату
- Ozon выплатит покупателю 5000 ₽ после отмены заказа за 89 ₽
Как этого избежать
Чтобы не получить штраф за рекламную рассылку, бизнес должен получить согласие клиента и сохранить доказательства, что такое согласие было получено.
Если клиент дает согласие дистанционно, перед началом рассылки он должен пройти двойную аутентификацию. Например, согласие на email-рассылку получают так:
- клиент проставляет отметку о согласии с получением рассылки и указывает свой email-адрес для рассылки через форму на сайте;
- клиенту по указанному email-адресу отправляют письмо с просьбой подтвердить согласие путем перехода по ссылке.
Если клиент перешел по ссылке — согласие получено.
Одновременно с согласием клиента на получение рассылки нужно получить его согласие на обработку персональных данных в целях рекламных рассылок.
Чтобы позже подтвердить, что согласие на рассылку было получено, бизнесу нужно сохранить:
- форму для выражения согласий;
- подтверждение направления клиенту письма для двухфакторной аутентификации;
- лог-файлы, подтверждающие проставление клиентом отметки о согласии на получение рассылки и указание email-адреса, переход клиента по ссылке из письма, дату и время согласия, IP-адрес и идентификатор устройства, с помощью которого предоставлено согласие.
Доказательства рекомендуется хранить минимум в течение года с момента прекращения рассылки клиенту.
Если клиент отозвал свое согласие, его адреса нужно незамедлительно удалить из баз для рассылки.
Какой вид рекламы раздражает вас больше всего?