Роман Власихин купил на Ozon смартфон, но через несколько дней обнаружил у телефона несколько недостатков. Он оформил возврат, но маркетплейс отклонил заявку, потому что была нарушена целостность упаковки товара. В результате покупатель дошел до суда с требованием взыскать денежные средства и выплатить компенсацию морального вреда и выиграл дело.
Разобрались с юристом, насколько правомерными были действия маркетплейса.
Что случилось
Роман Власихин в июне 2023 года заказал на Ozon смартфон за 16 000 ₽. Он пользовался телефоном меньше недели, когда стал замечать, что у гаджета тихий динамик и неудобный интерфейс. Покупатель решил вернуть товар, но маркетплейс его не принял.
Ozon мотивировал свой отказ в возврате нарушением целостности упаковки и эксплуатацией товара. Власихина это не устроило, и он обратился в судебный участок № 376 Пресненского района Москвы.
Что решил суд
Суд встал на сторону Власихина и постановил взыскать с Ozon 16 690 ₽ за смартфон, 1000 ₽ в качестве компенсации морального вреда, 9000 ₽ штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя и 343 ₽ процентов.
Ozon не стал добровольно исполнять решение суда, и Власихину пришлось отправить на адрес маркетплейса посылку с телефоном и со своими банковскими реквизитами. На это Ozon тоже не отреагировал. Тогда покупатель взыскал деньги по исполнительному листу, который он запросил в суде, и направил его в банк, где у маркетплейса открыт расчетный счет. Только после этого Власихин получил всю сумму, которую ему присудил суд — 27 000 ₽.
Что это значит
Юрист Правовой помощи Никита Мирошниченко считает, что позиция Ozon изначально была ошибочной либо умышленно недобросовестной.
«Законодательство не дает четкого определения, что такое товарный вид, поэтому возникают споры. Но ясно одно, что без вскрытия упаковки у потребителя нет доступа к товару, он не может проверить комплектность и качество.
Упаковка предназначена для защиты самого товара. Соответственно, покупатель не может нарушить товарный вид, аккуратно открывая упаковку. Это означает, что законных оснований для отказа в возврате товара по этой причине у Ozon нет.
Естественно, бывают ситуации, когда покупатель может вскрыть упаковку так, что это нарушит товарный вид изделия и повредит его. В таком случае у покупателя нет права на возврат качественного товара».
Никита Мирошниченко
Юрист Правовой помощи
По мнению юриста, это дело в очередной раз подтверждает, что потребитель защищен как на офлайн-, так и на онлайн-площадках торговли.
«Суд вынес достаточно ожидаемое решение. Право на возврат товара надлежащего качества предусмотрено законом, иных вариантов разрешения данного спора быть не могло.
Даже в случае, если у оферты Ozon был бы пункт о запрете возврата качественного товара, это не помогло бы маркетплейсу уйти от принятия товара и возврата денег, потому что условия потребительского договора, ограничивающие права потребителя, являются недействительными».
Никита Мирошниченко
Юрист Правовой помощи
Принимаете ли вы к возврату товары надлежащего качества?