Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Зарегистрируйте бизнес в Тинькофф и получите бонусы до 500 000 Р

Подробнее
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как предприниматель проиграл суд и лишился 500 000 ₽ из-за эмодзи в мессенджере


Символ 👍 признали аналогом дополнительного соглашения к договору


Поделиться

Символ 👍 признали аналогом дополнительного соглашения к договору


ИП Родион Руденко из Краснодара проиграл два суда, пытаясь доказать, что не намеренно сорвал поставку торгового киоска своему заказчику — ИП Сирануш Арутюнян. Руденко ссылался на то, что они с заказчиком не утвердили цвет киоска. Но суды пришли к выводу, что это не так: стороны обсуждали цвет киоска в мессенджере, после чего Арутюнян отправила на сообщение Руденко эмодзи «большой палец вверх».

В статье разбираем, как эмодзи стал аналогом допсоглашения к договору и на что обращать внимание предпринимателям в переписке с контрагентами.

Что случилось

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Ростове-на-Дону подтвердил решение суда первой инстанции о том, что эмодзи в мессенджере равносилен дополнительному соглашению к договору.

Теперь ИП Родион Руденко из Краснодара должен выплатить своему заказчику — ИП Сирануш Арутюнян — более 520 000 ₽ за то, что вовремя не привез ей киоск, поставка которого была согласована с помощью эмодзи.

Что к этому привело

Родион Руденко и Сирануш Арутюнян заключили договор купли-продажи мобильного киоска 18 марта 2022 года. По нему Руденко должен был передать Арутюнян торговый киоск «VW T1-Мини» в виде ретрофургона Volkswagen T1 до 30 июня 2022 года.

Киоск стоил 685 000 ₽. Арутюнян перечислила Руденко задаток — 480 000 ₽, а оставшуюся сумму должна была выплатить перед отгрузкой.

В договоре были прописаны два пункта, которые и привели к судебному спору:

  1. Цвета нижней и верхней части киоска стороны утвердят дополнительным соглашением к договору до 30 апреля 2022 года.
  2. Покупатель и продавец признают юридическую силу всех документов, тексты которых получены по электронной почте или другим каналам связи, в том числе привязанным к телефонным номерам сторон — мессенджер WhatsApp*.

Руденко не привез киоск в срок, и 4 июля 2022 года Арутюнян направила ему претензию с требованием вернуть задаток в течение 10 банковских дней. В ответ поставщик заявил, что стороны так и не заключили допсоглашение, поэтому он не смог вовремя изготовить киоск, — и предложил подписать допсоглашение и установить новые сроки изготовления товара.

Арутюнян возразила, что цвет был согласован — она отправила эмодзи в ответ на сообщение Руденко в WhatsApp*, — а сейчас киоск ей уже не нужен, потому что сезон прошел. Поскольку деньги продавец возвращать отказался, покупательница подала в суд.

Что решили суды

В судах выяснилось, что Руденко и Арутюнян действительно обсуждали цвет киоска в переписке WhatsApp* с 5 по 11 апреля 2022 года. 6 апреля Руденко написал: «Хорошо, желтая полоска (1003) на белом фоне» — и получил в ответ изображение поднятого вверх большого пальца.

«Данный знак в обычно принятом и распространенном понимании при общении посредством электронной переписки означает „хорошо“. Заявитель жалобы, указывая на возможность различных интерпретаций данного изображения, иного разумного понимаемого значения данного изображения не предложил. В последующей переписке значение данного ответа не уточнил, из чего следует, что ответчик воспринял данный ответ как согласие, не требующее дополнительного объяснения».

Из решения Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда

Поскольку Руденко не привез Арутюнян киоск в срок, предпринимательница была вправе потребовать от него вернуть сумму залога.

В итоге Арбитражный суд Краснодарского края взыскал с ИП Родиона Руденко в пользу ИП Сирануш Арутюнян 480 000 ₽ неосновательного обогащения, 27 557,27 ₽ процентов за пользование чужими денежными средствами и расходы по уплате госпошлины.

Руденко пытался обжаловать это решение в апелляционной инстанции, но проиграл.

Как этого можно было избежать

Юрист Анастасия Сковпень отмечает, что суд фактически признал эмодзи аналогом дополнительного соглашения к договору.

«Номера телефонов сторон спора были указаны в договоре, поэтому вопросов об идентификации отправителя не возникло. По договору стороны должны были согласовать цвета кузова в дополнительном соглашении, при этом они не заключали дополнительное соглашение. Суд признал, что соглашение о цвете кузова достигнуто, так как стороны признали юридическую силу всех документов, тексты которых получены по каналам связи, а это электронная почта с указанными в договоре адресами сторон, а также телефонные номера — WhatsApp*».

Анастасия Сковпень

Анастасия Сковпень

Юрист, автор телеграм-канала «Вычислить по IP»

Отказываться от электронной коммуникации только для того, чтобы защитить себя от подобных ситуаций, странно, заметила Сковпень. Так любой предприниматель может лишиться существенной доли потребителей и контрагентов, привыкших к переписке в мессенджерах, почте или даже социальных сетях. Лучше уделять переписке более пристальное внимание.

«Поставщик является предпринимателем и должен, как верно указал суд, проявлять заботливость и осмотрительность при исполнении своих обязательств по договору.

Если исполнитель/заказчик посчитал, что какое-то условие не согласовано, или не считает, что условие может быть согласовано в переписке, — ничего не мешает обменяться подписанными электронными копиями или установить в договоре порядок согласования (что считать согласованием, какие формулировки и пр.).

Вообще, бизнесу всегда стоит быть осмотрительным в переписке в мессенджерах и электронной почте, потому что их уже давно используют в качестве доказательства в спорах, и тот факт, что появилось решение, где согласованием признали эмодзи, глобально для бизнеса ничего не меняет. Следите за коммуникацией с контрагентом, не согласовывайте невыполнимых условий и составьте договор, который будет содержать в себе порядок одобрения существенных условий и этапов работ. Это даже не юридические рекомендации, это здравый смысл при ведении любого бизнеса».

Анастасия Сковпень

Анастасия Сковпень

Юрист, автор телеграм-канала «Вычислить по IP»

* Принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 59 104 читателя

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться
Тренды

Найдите больше ответов на вопросы о бизнесе


Больше по теме