Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

«Справедливо ровно то, о чем вы договорились»: как распределять доли, роли и полномочия в партнерстве

«Справедливо ровно то, о чем вы договорились»: как распределять доли, роли и полномочия в партнерстве
«Справедливо ровно то, о чем вы договорились»: как распределять доли, роли и полномочия в партнерстве

Дмитрий Гриц — адвокат, медиатор, основатель консалтинговой компании Most partners и адвокатского бюро «Гриц и партнеры», а также эксперт по построению бизнес-партнерств. Шесть лет назад он часто представлял интересы акционеров в судебных спорах. Тогда Дмитрий задумался о том, что провоцирует конфликты, и сделал вывод, что чаще всего это обманутые ожидания. Тема споров между партнерами по бизнесу заинтересовала его, и он занялся медиацией — помогал решать конфликтные ситуации, а после стал проводить партнерские сессии. В ходе таких сессий Дмитрий помогает обсудить ожидания каждого из партнеров и задает деликатные вопросы, которые людям неудобно озвучивать друг другу, а потом помогает оформить партнерское соглашение.

Сейчас Дмитрий занимается только партнерствами — сопроводил более 1 800 за последние шесть лет. Он активно выступает на бизнес-форумах и конференциях, а еще вместе с предпринимателем и инвестором Дмитрием Кибкало написал книгу «Совладельцы. Как не превратить компанию в поле боя и сделать бизнес-партнерство долгим, надежным и прибыльным».

В экспертной колонке Дмитрий поделился своим мнением о правильном разделении долей, ролей и полномочий в партнерстве, а также рассказал, почему важно фиксировать договоренности и как это делать.

Коротко о бизнесе Дмитрия Грица

Сфера деятельности
Юриспруденция, построение бизнес-партнерств
Бизнес
Most partners. Партнерская сессия. В компанию можно обратиться для проведения партнерских сессий, получения консультаций по вопросам партнерства, прохождения курса по выстраиванию отношений с партнером по бизнесу.

Адвокатское бюро «Гриц и партнеры». Среди услуг бюро — корпоративная практика, юридический аудит компаний, налоговое и юридическое сопровождение, защита прав клиента в семейных и наследственных спорах
Год основания адвокатского бюро
2013
Год начала сопровождения бизнес-партнерств
2018
Количество бизнес-партнерств, которые сопроводил Дмитрий Гриц
1 800
Книги авторства Дмитрия Грица
Совладельцы. Как не превратить компанию в поле боя и сделать бизнес-партнерство долгим, надежным и прибыльным. В книге можно найти ответы на вопросы, которые волнуют партнеров по бизнесу: как правильно разделять и закреплять доли, зоны ответственности и влияния, как не допускать серьезных конфликтов и решать проблемные ситуации.

Навыки современного юриста: soft skills, повышающие эффективность и качество жизни. Книга написана для юристов, которые хотят выйти на новый уровень профессиональной и личной самореализации.

Адвокат бизнеса. 20 юридических консультаций понятным языком. В книге описаны способы решения основных задач предпринимателя в России, особенно на старте: как выжить, найти клиентов, удержать и развить свой бизнес
Как связаться
Не все партнерства в России созданы правильно
Не все партнерства в России созданы правильно

Не все партнерства в России созданы правильно, и я поставил себе несколько задач. Первая — построить эффективную модель партнерства, вторая — распространить эту модель на территории русскоязычного предпринимательства, третья — показать всему миру, что русские предприниматели умеют партнериться

Не все партнерства в России созданы правильно, и я поставил себе несколько задач. Первая — построить эффективную модель партнерства, вторая — распространить эту модель на территории русскоязычного предпринимательства, третья — показать всему миру, что русские предприниматели умеют партнериться

Четкие договоренности с партнерами до начала бизнеса — нереалистичный сценарий

Я считаю, что сразу планировать совместный бизнес необязательно. Если партнеры раньше не работали вместе, можно договориться на какой-то ограниченный этап работы, чтобы понять, комфортно ли им друг с другом. Например, реализовать один проект или решить какую-то конкретную задачу.

Когда партнеры уже решили открыть совместный бизнес, нужно договориться о базовых вещах. Например, кто и что будет вкладывать, как будут приниматься решения, какие у них цели: зачем они организуют бизнес. Но это только верхнеуровневые договоренности.

Вообще, четкие договоренности с партнерами до начала бизнеса — это нереалистичный сценарий. Ко мне на партнерские сессии в самом начале совместной работы приходят редко, потому что в этот период у людей обычно очень романтичные представления о партнерстве и партнере. Еще взгляд на бизнес, как правило, очень оптимистичный — они, можно сказать, ходят в линзах розового цвета, и это нормально, не надо им эти линзы снимать. Но нужно, чтобы люди договорились о важных и ценных для них вещах, чтобы не свалиться в темноту, когда начнутся конфликты.

На следующем этапе, через несколько месяцев, нужно обсудить, кто из партнеров что делает, как долго, с помощью наемных людей или сам, в каких ролях, получает за это зарплату или нет. Еще — как действовать, если возникнут какие-то негативные или позитивные ситуации. К примеру, позитивным моментом может стать освобождение рынка из-за ухода зарубежных конкурентов, а негативным — запрет государством того вида бизнеса, которым партнеры решили заняться.

Со временем, через два-три года, можно составить полноценное партнерское соглашение, в котором нужно предусмотреть, что будет, если кто-то умрет, станет нетрудоспособным, захочет переехать. Обсуждать такие моменты в самом начале совместной работы нет смысла, потому что люди не посчитают их важными. Я вообще придерживаюсь мнения, что каждому вопросу свое время и наступает оно по мере развития отношений между партнерами и их бизнеса.

При определении цели бизнеса нужно задать вопрос: «Мы открываем бизнес, чтобы что?»
При определении цели бизнеса нужно задать вопрос: «Мы открываем бизнес, чтобы что?»

При определении цели бизнеса нужно задать вопрос: «Мы открываем бизнес, чтобы что?» Предположим, партнеры хотят открыть кофейню или бар. Кто-то делает это, чтобы заработать денег. Кто-то — чтобы в их районе появилась нормальная кофейня, место для встречи с друзьями или бизнес-партнерами: это абсолютно реальные ответы разных людей

При определении цели бизнеса нужно задать вопрос: «Мы открываем бизнес, чтобы что?» Предположим, партнеры хотят открыть кофейню или бар. Кто-то делает это, чтобы заработать денег. Кто-то — чтобы в их районе появилась нормальная кофейня, место для встречи с друзьями или бизнес-партнерами: это абсолютно реальные ответы разных людей

Я советую делить доли с помощью калькулятора Грица

При распределении долей люди часто совершают одну и ту же ошибку — сравнивают персон, а не их вклад в общее дело. Разному бизнесу один и тот же человек может приносить разную пользу. Дело не только в деньгах, но и, например, в связях. Предположим, мы запускаем медиа. Тогда знакомства редактора принесут много пользы: он знает коллег из этой сферы, что-то у кого-то может спросить, кого-то с его помощью можно нанять, у него есть заказчики, спикеры. А теперь представьте, что мы собираемся с ним торговать цементом или щебнем. Тут контакты редактора будут менее полезны, не говоря уже о специфике труда.

Я советую делить доли с помощью калькулятора Грица, который сам разработал. В нем учитываются три типа капитала: экономический — деньги и имущество, человеческий — труд, экспертиза и компетенции, а также социальный — связи.

Расчет долей партнеров состоит из двух этапов.

  1. Сначала нужно договориться о том, как капиталы соотносятся друг с другом по степени важности. Для разных типов бизнеса ответ будет разный: если мы торгуем на Wildberries, там, скорее всего, важнее будет экономический капитал, если организуем концерты пианиста, например Дениса Мацуева, то человеческий, если занимаемся госконтрактами — социальный.
  2. Потом внутри каждого капитала нужно сравнить между собой партнеров: кто какую часть каждого капитала вкладывает в бизнес. После этого степень важности каждого капитала умножаем на вклад каждого из партнеров и находим его долю по формуле.

Представим, что у нас четыре партнера, и на вопрос о том, какой вклад в успех компании занимает экономический капитал, они дали такие ответы: 50, 60, 40 и 50%.

Тогда средний вес экономического капитала = (50+60+40+50) / 4 = 50%, или 0,5.

Средний вклад партнера в экономический капитал чаще всего определяют с учетом того, какую часть денег он вкладывает в бизнес. Например, если он вкладывает четвертую часть от необходимой суммы, то есть 25%, его средний вклад в экономический капитал тоже равен 25%.

Тогда часть доли такого партнера, которую он получает благодаря своему вкладу в экономический капитал = 0,5 × 25% = 12,5%.

Дальше определяем средний вес социального капитала. Допустим, после обсуждения и расчетов вышло, что он равен 24%, или 0,24.

Потом оцениваем вклад конкретного партнера в социальный капитал. Например, у него много связей, которые помогут в развитии бизнеса. Поэтому партнеры, в том числе и он сам, дали такие ответы на вопрос о том, каков его вклад в социальный капитал: 70, 60, 75 и 85%.

Тогда средний вклад партнера в социальный капитал = (70+60+75+85) / 4 = 72,5%.

Часть доли этого партнера, которую он получает благодаря своему вкладу в социальный капитал = 0,24 × 72,5 = 17,4%.

Затем аналогично рассчитываем часть доли партнера, которую он получает благодаря своему вкладу в человеческий капитал. Допустим, он совсем не планирует работать или у него нет компетенций, чтобы этим заниматься. Поэтому после обсуждения и расчетов вышло, что на этот капитал у него приходится 2,5% доли.

Суммируем значения всех частей доли по каждому капиталу — находим общее значение размера доли партнера = 12,5 + 17,4 + 2,5 = 32,4%.

Дальше рассчитываем размер доли для всех остальных партнеров. В итоге можем получить такие данные: размер доли первого партнера — 32,4%, второго — 12,6%, третьего — 10%, четвертого — 45%.

При распределении долей можно использовать модель вестинга. Вестинг — это поэтапное увеличение доли у одного партнера и уменьшение у другого. То есть мы выдаем долю по мере выполнения обязательств, которые человек принял на себя.

Приведу пример. Несколько партнеров собираются производить попкорн, и один из них говорит: «Я законным путем заведу нас в X5, Азбуку Вкуса, еще в какую-то сеть», — а для производства наличие каналов дистрибуции имеет большое значение. Партнеры посчитали, что за его социальный капитал и труд по подписанию договоров с крупными сетями полагается 15%, и говорят: «Твоя доля будет 15%».

Если мы используем модель вестинга, можно сказать: «Как только будет подписан контракт с первой компанией, мы дадим тебе 5%, со второй — еще 5%, с третьей — еще 5%». Но тогда эту модель следует применять к каждому партнеру. К примеру, другой партнер говорит: «Я вложу 75 млн рублей, но не сразу, а тремя этапами — по 25 млн». Ему говорят: «Хорошо, твоя итоговая доля будет 75%. Как только ты дашь 25 млн рублей, мы дадим тебе 25%, еще 25 млн — и мы еще 25%, вложишь оставшиеся 25 млн — мы выделим оставшиеся 25%».

Справедливо ровно то, о чем вы договорились
Справедливо ровно то, о чем вы договорились

Люди часто уходят от неудобных разговоров, они просто берут равные доли, а потом страдают от этого и жалуются, что жизнь несправедлива. На самом деле справедливо ровно то, о чем вы договорились

Люди часто уходят от неудобных разговоров, они просто берут равные доли, а потом страдают от этого и жалуются, что жизнь несправедлива. На самом деле справедливо ровно то, о чем вы договорились
Аватар дайджеста

Рассылка: как вести бизнес в России

Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело

Аватар дайджеста

Зоны ответственности определяются экспертизой и талантом партнера

При распределении ролей в бизнесе партнеры обсуждают, какие они будут выполнять функции. Есть три уровня ролей.

  1. Первый уровень — владелец. Он отвечает за стратегию компании, предоставляет ресурсы, выделяет бюджет.
  2. Второй уровень — управленец. Он нанимает людей, руководит ими, контролирует их, ставит задачи, увольняет.
  3. Третий уровень — эксперт, или исполнитель. Это когда партнер сам, своими руками что-то делает, занимается решением конкретных задач.

В самом начале совместной деятельности партнеры часто занимают все три уровня: и владельца, и управленца, и исполнителя — у них особо нет денег кого-то нанять. Со временем они покидают уровень исполнителя и становятся просто владельцами и управленцами, а после ограничиваются уровнем владельца. Но кому-то, например архитекторам или врачам, не хочется оставлять роль исполнителя. Врач, например, может сказать: «Я получаю огромное удовольствие от работы и, хотя владею стоматологической клиникой, все равно ставлю себе смены и лечу людей».

Зона ответственности — это широкое понятие, которое обозначает области, за которые отвечает один из партнеров, например: за транспортировку товара, привлечение клиентов или работу с ними, контроль качества, набор персонала, юридическое и бухгалтерское обслуживание компании. Как их распределять? По тому, кто что умеет или любит делать, — зоны ответственности определяются экспертизой и талантом партнера.

Если партнеры хотят оба отвечать за одну и ту же область, например руководить продажами, им в партнерстве будет сложно — скорее всего, будет много конфликтов. Идеальный партнер — это человек с другими ресурсами и компетенциями, но с теми же принципами и ценностями. Поэтому нужно искать человека, которому нравится делать то, в чем ты вообще не разбираешься. Если вы оба юристы или врачи, нужно будет перепридумать себе занятие и быть готовым уступать партнеру в общей зоне ответственности.

Когда хорошо относишься к человеку, легче обсуждать любые вопросы
Когда хорошо относишься к человеку, легче обсуждать любые вопросы

Если начать договариваться с партнером, пока все хорошо, процедура переговоров будет комфортной. Когда хорошо относишься к человеку, легче обсуждать даже не очень удобные вопросы

Если начать договариваться с партнером, пока все хорошо, процедура переговоров будет комфортной. Когда хорошо относишься к человеку, легче обсуждать даже не очень удобные вопросы

Если партнеры не зафиксировали договоренности, они не договорились

Когда в ходе партнерских сессий, которые я провожу, мы уже распределили доли, зоны ответственности, роли и обсудили другие важные моменты, тогда приступаем к фиксированию договоренностей в партнерском соглашении, а потом переписываем в юридические документы. Например, доли и полномочия записываем в устав и корпоративный договор, роли — в должностные инструкции партнеров, в их трудовые договоры.

Я считаю: если партнеры не зафиксировали договоренности, они не договорились. Если этого не сделать, примерно через две недели каждый из них будет одни и те же пункты трактовать по-разному, кто-то даже не вспомнит о каких-то моментах. Если они решили поделить доли 50 на 50, конечно, они это будут помнить. Но если переговоры были более глубокими и детальными, все нюансы забудутся.

Доли вполне нормально перераспределять уже в процессе ведения бизнеса. Например, если кто-то что-то не выполнил или какой-то капитал уже не нужен. Все это тоже можно сделать с помощью калькулятора Грица. При пересмотре долей не обязательно оформлять новое соглашение, достаточно внести изменения в действующее: актуализировать какие-то пункты.

Если вам как партнеру кажется, что вы вкладываете больше, подумайте, договаривались вы об этом или нет. Если да, то вы просто исполняете свои обязательства. Если нет, то это ваша инициатива. Никто не обязан из-за инициативы другого пересматривать свою долю. Например, кто-то захотел вложить больше денег или труда — это твое право, но из-за этого твой партнер не должен передать тебе часть своей доли, если вы это не обсуждали.

Я вижу, как много партнерств распадается из-за отсутствия договоренностей. Например, из-за того, что люди не распределили полномочия, потому что не понимают, как принимать решения, или из-за того, что кому-то показалось несправедливым разделение долей.

У меня на практике был пример, когда партнеры разошлись из-за того, что не договорились, берут они родственников на работу или нет. Один партнер пришел к другому и говорит: «Мы наняли в нашу компанию мою тещу финансовым директором». А второй отвечает: «Слушай, мы не работаем с родственниками, надо ее уволить». Первый возражает: «Так ты меня об этом не предупредил, и вообще, ты где-нибудь видел, чтобы слова „уволить“ и „теща“ стояли в одном предложении?» В итоге возник конфликт и они разошлись, а если бы с самого начала договорились, что не берут родственников на работу, этого бы не произошло.

Мы с Димой Кибкало написали книгу про бизнес-партнерства
Мы с Димой Кибкало написали книгу про бизнес-партнерства

Мы с предпринимателем и инвестором Димой Кибкало объединили наш опыт и написали книгу про бизнес-партнерства. Из нее можно узнать, как укрепить партнерские отношения, как поделить доли, роли и зоны ответственности, в ней приведена система принятия решений в кризисах и конфликтах. Есть информация и о том, как разойтись с партнером, понять, нужен ли новый, где и как его искать

Мы с предпринимателем и инвестором Димой Кибкало объединили наш опыт и написали книгу про бизнес-партнерства. Из нее можно узнать, как укрепить партнерские отношения, как поделить доли, роли и зоны ответственности, в ней приведена система принятия решений в кризисах и конфликтах. Есть информация и о том, как разойтись с партнером, понять, нужен ли новый, где и как его искать

Фотограф: Валерия Шустер

Индивидуальный подход для&nbsp;компаний с&nbsp;оборотом <nobr>от 120 000 000 ₽</nobr> в&nbsp;год

Предложение от Т-Банка

Индивидуальный подход для компаний с оборотом от 120 000 000 ₽ в год

  • Кредит до 300 000 000 ₽ на любые цели
  • Дополнительный доход с инструментами для корпоративных инвестиций
  • Гибкий зарплатный проект и безопасные выплаты самозанятым в одном сервисе
  • Бесплатные переводы физлицам до 15 млн рублей в месяц
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Нина Мачаидзе
Нина Мачаидзе

Случались ли между вами и вашим партнером конфликтные ситуации?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации