Мы попросили предпринимателей рассказать о главных трендах в их бизнесе и собрали ответы в эту подборку. Если вам есть чем ее дополнить, оставляйте комментарии под этой публикацией — самые интересные мы добавим в статью.
Сильных франшиз становится больше
Анастасия Филиппова, основательница франшизы «Шоу’рма»
Рынок франчайзинга сегодня меняется. Я вижу два основных тренда.
Уходят слабые игроки, дилетанты и те, кто просто пытается нажиться на потенциальных франчайзи.
Количество сильных франшиз растет. Они проработанные, глубокие и качественные.
Аудитория молодеет, растет запрос на качество
Павел Карпов, владелец антикафе Dungeon
Наша аудитория молодеет. С каждым годом растет количество 18-летних людей, которые ходят к нам. При этом более старшая возрастная аудитория тоже остается с нами.
Увеличивается запрос на качество, и запуск дорожает. 5—10 лет назад можно было за 500 000 ₽ открыть кальянную в подвале на 50 м², поставить пять столов и зарабатывать этим. Сейчас люди более искушенные. Скажу банальную фразу, но им нужно предложить что-то уникальное. Поэтому на запуск новой точки сегодня стоит закладывать не меньше 5 000 000 ₽.
В образовании — тренд на осознанность
Александр Смакотин, продюсер, соавтор проекта «Учучуду Music Camp»
Мне кажется, что основной тренд в сфере образования и близких к нему сферах — это тренд на осознанность, то есть желание понять свое предназначение и необходимость раскрыть жизненный потенциал. Из этого вытекают все сопутствующие тенденции: построение индивидуальных образовательных траекторий, развитие soft skills, проектная деятельность и прочее.
Привязанность, открытость и празднование расставаний
Анфиса Савченко, соосновательница Purpur
Bonding — привязанность. Люди устали от поверхностных связей, им хочется глубины и понимания.
Radical transparency — полная прозрачность и открытость. Это не классический вариант отношений, но главное, что он честный, понятный и согласованный для участников процесса.
Празднование расставаний. Мы видим, что разводы и вообще брейкапы воспринимаются как новая ступень развития, новый виток роста и интересной жизни.
Развиваем продажи в Европе и сами создаем тренды
Альберт Загиров, сооснователь производителя глюкофонов FaduDrum
У меня бренд стальных барабанов для медитаций. Нас в России всего 4—5 игроков, так что в целом мы сами создаем тренды.
Сейчас пытаемся развивать продажи в Европе и выйти на Amazon.
Рассылка: как вести бизнес в России
Каждую неделю присылаем самые важные новости бизнеса, разборы законов и инструкции, которые помогут вести свое дело
Развитие кофейной культуры и замена вендинговых машин кофе-корнерами
Елена Наговицина, совладелица CUPSBURG COFFEE
Кофейный бизнес — очень многослойное и сложное понятие. Расскажу лишь о тенденциях в нашем узком сегменте рынка.
Набирают популярность кофе-корнеры, где стоит настольная кофемашина, стаканчики, сиропы, сахар. Больших автоматизированных вендинговых аппаратов становится меньше — они сильно подорожали, их сложнее обслуживать и непонятно, как завозить к ним запчасти.
Поэтому предприниматели покупают компактные варианты, упаковывают их в фанерный короб, ставят сиропчики, увеличивают объем стакана — и создают иллюзию, будто человек покупает более дорогой напиток. Итог — более дешевый продукт продают дороже.
Развивается кофейная культура. Люди чаще отдают предпочтение свежеобжаренному зерну, начинают разбираться во вкусовых тонкостях, в сортах кофе. Соответственно, они уже не готовы покупать напиток из вендингового автомата — они хотят кофе из кофейни, приготовленный на профессиональном оборудовании из определенного зерна.
Стало нормой покупать кофе через интернет. Люди все чаще предпочитают покупать домой зерновой кофе. При этом кофе на полках магазинов «проигрывает» кофе от локальных обжарщиков в цене и в свежести. Мы по себе видим, что покупатели готовы ждать 2—3 дня, пока им доставят свежеобжаренное зерно.
Чистые составы и осознанное потребление в общепите
Евгений Васюков, владелец WillFood
Здоровый образ жизни — я рад, что нынешнее поколение уделяет этому большое внимание. Меня безумно драйвит, что мы причастны к этому и дарим пользу многим людям.
Цифровизация — мы с самого начала занимались развитием нашей ИТ-составляющей, и это позволяет нам более глубоко систематизировать процессы, а также развивать бизнес.
Молодость — круто, что в наше время есть столько молодых предпринимателей. Мы тоже молодые — у нас еще столько всего впереди, столько возможностей принести людям пользу!
Полина Миронова, соосновательница и руководительница маркетинга рыбной фермы «Сом Сомыч»
Если рассматривать рынок фермерства для HoReCa, я вижу, что наши партнеры заинтересованы в качественных и экологически чистых локальных продуктах.
Виктория Дудковская, основательница пекарни «Другой Хлеб»
Чистые составы, высокобелковые продукты, позитивный клиентский опыт.
Дмитрий Никитин, основатель пекарни «Между нами булочками»
Ферментация, шоковая заморозка, забота о здоровье — то есть осмысленное потребление.
Расскажите, в какой сфере у вас бизнес и какие тренды вы наблюдаете?