Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Цифровизация


Когда бизнес выходит на маркетплейсы, начинает принимать оплату безналичными или сдает отчеты в электронном виде, все это — цифровизация.

В статье рассказали, чем цифровизация отличается от автоматизации, какие преимущества и недостатки есть у цифровизации для бизнеса.

Что такое цифровизация

Цифровизация — внедрение современных технологий в бизнес-процессы. Цифровизацию применяют в бизнесе, образовании, здравоохранении, транспорте, государственном управлении.

Примеры цифровизации: магазин переходит с оплаты наличными на безналичные платежи, или логистическая компания — с бумажного на электронный документооборот.

Цель цифровизации — решать привычные задачи быстрее, удобнее и эффективнее. Например, сократить бумажный документооборот с контрагентами или перейти с бумажной на электронную отчетность и тем самым снизить затраты на бумагу, картриджи, принтеры.

Чем цифровизация отличается от автоматизации

Цифровизация и автоматизация — два похожих процесса, но у них разные цели, масштабы, технологические уровни и степень влияния на бизнес.

Отличия цифровизации от автоматизации
ПоказателиЦифровизацияАвтоматизация
Цели и масштабы
Внедрение цифровых технологий для трансформации бизнес-процессов. Например, если компания переходит на электронный документооборот, его должны вести все сотрудники желательно со всеми контрагентами
Замена ручного труда техникой или программой для повышения скорости и точности процессов.
Автоматизировать можно один какой-то процесс или работу одного сотрудника
Технологический уровень
Используют глобальные и сетевые технологии. Например, искусственный интеллект, большие данные и интернет вещей — сеть взаимосвязанных устройств и объектов, таких как датчики, приборы
Используют простые и часто локальные технологии, например компьютеры, программное обеспечение, системы контроля уровня доступа
Влияние на бизнес
Меняет стратегию и культуру бизнеса, формирует новые процессы и пути развития, например переход из офлайн-торговли на онлайн-площадки: маркетплейсы и интернет-магазины
Затрагивает процессы и имеет ограниченный эффект на структуру бизнеса и ее развитие, например переход на кассовые терминалы вместо расчета наличными

Если обобщить, то цифровизация помогает решать стратегические задачи, а автоматизация — делает процессы более эффективными. Например, если пиццерия перевела учет с 1С на ERP-систему — это автоматизация. А если решила создать ИТ-систему для приготовления пиццы, чтобы делать ее в больших количествах, доставлять оперативнее, чем конкуренты, это уже цифровизация с перестройкой бизнес-процессов самой пиццерии.

Основные направления цифровизации

Цифровизацию применяют в таких сферах:

  • бизнес;
  • экономика;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • промышленность;
  • транспорт.

Бизнес. Внедряют CRM- или ERP-системы, развивают электронную коммерцию — выходят на маркетплейсы или открывают интернет-магазин, осуществляют цифровые платежи.

Экономика. Переходят на электронные кошельки, подают бухгалтерскую и налоговую отчетность в электронном виде, внедряют онлайн-услуги и сервисы для граждан, например Госуслуги.

Образование. Внедряют платформы для онлайн-обучения, применяют электронные учебники и конспекты, ведут учет успеваемости в электронных дневниках.

Здравоохранение. Проводят онлайн-консультации, дистанционно записывают на прием и ведут электронные карточки пациентов.

Промышленность. Используют устройства интернета вещей для контроля и автоматизации, например датчики освещенности для автоматического включения и отключения света. На рабочих местах устанавливают камеры, с их помощью ведут учет рабочего времени сотрудников.

Транспорт. Покупают электронные билеты, оплачивают проезд банковской картой, отслеживают местонахождение транспорта с помощью приложений и сервисов, внедряют беспилотные модели транспорта.

Цифровизация бизнеса

Бизнес может применять цифровизацию:

  • для управления процессами;
  • обработки данных;
  • проведения финансовых операций;
  • контроля и безопасности.

Управление процессами. Программы и сервисы помогают упростить и ускорить прием заказов, обработку заявок, общение с клиентами. Например, в CRM-системе можно собирать данные о клиентах, историю общения, заказы. Это удобно, когда любой менеджер видит все точки контакта с клиентом.

Обработка данных. Бизнес может использовать центры обработки данных — ЦОД — или искусственный интеллект. Например, в ЦОД можно обрабатывать данные и статистику, настраивать каналы IP-телефонии или VPN, резервное копирование информации.

Проведение финансовых операций. Безналичные расчеты, облачная касса, интернет-банкинг.

Контроль и безопасность. Камеры наблюдения, датчики движения, умные замки помогают контролировать процессы. Например, камеры в пунктах выдачи заказа фиксируют действия сотрудников и клиентов. Запись может пригодиться для решения спорных ситуаций при выдаче заказов.

Плюсы и минусы цифровизации

Бизнес может получить такие преимущества от цифровизации:

  • повысить эффективность — цифровые технологии ускорят внутренние процессы, снизят издержки и минимизируют человеческие ошибки;
  • улучшить клиентский опыт — CRM, чат-боты позволят лучше понимать потребности клиентов и персонализировать услуги;
  • найти новые каналы продаж — платформы электронной коммерции и диджитал-инструменты откроют доступ к новым клиентам и регионам;
  • повысить конкурентоспособность — компании, которые применяют цифровизацию, более привлекательны для клиентов и бизнес-партнеров.

Недостатки цифровизации для бизнеса:

  • дорогое внедрение — стоимость оборудования, программ и сервисов для небольшого бизнеса может быть существенной;
  • нужно обучать персонал — следует обучить всех работать по-новому, в это время некоторые бизнес-процессы могут замедлиться или остановиться;
  • зависимость от технологий — сбои в системе или санкции могут усложнить доступ бизнеса к технологиям, которые он использует;
  • дополнительные риски — если бизнес работает с сетевыми технологиями, растет риск кибератак, данные могут похитить злоумышленники или перехватить конкуренты.

Цифровизация помогает бизнесу оставаться конкурентоспособным, но несет определенные риски. Важно взвесить все преимущества и недостатки цифровизации для бизнеса перед внедрением какой-то технологии.

Тренды цифровизации

В разных сферах для цифровизации применяют такие решения:

  1. Искусственный интеллект и машинное обучение — внедряют в аналитические системы. Например, чтобы прогнозировать ключевые показатели бизнеса — объем производства, рентабельность, — создают чат-боты и таким образом автоматизируют общение с клиентами.
  2. Big data и аналитика — обрабатывают большие массивы данных, например, в маркетинге, перевозках, автомобилестроении, науке.
  3. Интернет вещей — интегрируют умные устройства в промышленность, сельское хозяйство. С их помощью можно следить за перемещением автомобилей, товаров и людей.
  4. Метавселенные и виртуальная реальность — проводят обучения, мероприятия, разрабатывают новые продукты и улучшают пользовательский опыт.
  5. Блокчейн — используют, например, чтобы сделать банковские транзакции прозрачными и безопасными.

Многие современные технологии находят применение в бизнесе, но кроме преимуществ есть и риски.

Что важно запомнить

  1. Цифровизация — процесс внедрения новых технологий в разные сферы жизни человека и бизнеса.
  2. Цифровизация, как правило, затрагивает бизнес, экономику, образование, здравоохранение, промышленность, транспорт.
  3. В бизнесе цифровизация помогает управлять процессами, обрабатывать данные, проводить финансовые операции, усиливает безопасность.
  4. У цифровизации есть недостатки: дорогое внедрение, нужно обучать персонал, возникает зависимость от технологий, появляются дополнительные риски.
Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 61 046 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации