Бизнес-ангелы — частные инвесторы, которые готовы вложить личные деньги в стартап. Они поддерживают сразу несколько проектов в надежде, что один из них выстрелит. Они идут на риск, поэтому берут большой процент. Их доля в компании составляет 10—20%.
Евгений придумал мобильное приложение, с помощью которого можно точно определить рост и вес человека по фотографии. Он уверен, что его разработка понравится людям и будет полезной. Но он не может вывести приложение на рынок — не хватает денег и знаний, как вести бизнес.
Инвесторы и венчурные фонды отказываются помогать Евгению. У него нет показателей, которые он мог бы им продемонстрировать. В итоге он застрял на стадии хорошей идеи, которую не может реализовать.
На помощь приходит бизнес-ангел. Он поверил в успех проекта и захотел в него вложиться. Он дает необходимую сумму для старта, подсказывает и направляет подопечного. Взамен Евгений включает бизнес-ангела в долю в компании. В случае успеха все получают прибыль.
Рассказываем, кто такие бизнес-ангелы и чем они отличаются от обычных инвесторов.
В чем разница между бизнес-ангелами и другими инвесторами
Инвестиции нужны для того, чтобы закрыть финансовые потребности. Они приносят выгоду обеим сторонам сделки: бизнесу — финансовую поддержку, а инвестору — прибыль. На каждом этапе развития компании предприниматели обращаются к разным видам инвестиций. Чтобы понимать, кто такие бизнес-ангелы, нужно разобраться, чем они отличаются от других инвесторов.
Помимо бизнес-ангелов, существуют венчурные фонды и традиционные инвестиции. Разбираемся, чем они отличаются.
К бизнес-ангелам обращаются на самых ранних этапах. Когда предприниматель еще на стадии анонсирования проекта родственникам и друзьям. Ангелы стараются найти самые перспективные идеи. Они видят ценность в минимальных успехах, которых недостаточно инвесторам и венчурным фондам.
К фондам обращаются на следующем этапе развития стартапа, когда уже заметен рост. На той же стадии компании вступают в стратегические альянсы. В основном бизнес-ангелы и венчурные капиталисты осуществляют миноритарные инвестиции. Они владеют небольшим количеством акций компании.
Традиционные инвесторы появляются после IPO — первого публичного предложения акций, на стадии расширения. Они предоставляют мажоритарные инвестиции, то есть в большей степени влияют на принятие решений в обществе. Показали жизненный цикл стартапа на графике.
Ангелы выбирают проекты интуитивно, они не должны придерживаться строгих правил, как, например, венчурные инвесторы. Последние привлекают средства из фондов, поэтому отношения между сторонами строго регламентированы.
Собрали главные различия между бизнес-ангелом, венчурным и традиционным инвестором в одной таблице.
У бизнес-ангелов самая высокая степень риска. Они вкладывают сравнительно небольшие суммы — от 25 000 до 100 000 $. В обмен они получают весомую долю в капитале — до 20%.
Цель бизнес-ангела — увеличить стоимость компании и продать свою долю. Риски таких инвестиций оправдываются тем, что доход на конечной стадии составляет от 70 до 100% годовых. Обычно это происходит через 1—5 лет, а покупателями являются традиционные инвесторы или основатели компании.
Минусы привлечения бизнес-ангела
Как мы уже сказали, ценность бизнес-ангелов не только в денежной поддержке. Они делятся опытом, знаниями, деловыми связями. Часто между сторонами возникают дружеские отношения — в этом случае у стартапа больший шанс на успех.
Случается, что бизнес-ангелы чрезмерно вовлекаются в проект. В этом случае может возникнуть конфликт между сторонами. Так как ангел владеет долей в компании, он имеет влияние на бизнес-процессы компании. Если грамотно не договориться на старте сотрудничества, полезные советы могут превратиться в давление. Урегулировать отношения поможет учредительный договор. Этот документ кодифицирует ваши права как учредителя. Он гарантирует, что вы пришли к соглашению по основным вопросам, которые касаются капитала и временных обязательств.
Где искать бизнес-ангела
Существует несколько способов найти бизнес-ангела.
Обратиться к знакомым бизнесменам. Попробуйте опросить знакомых бизнесменов. Возможно, кого-то заинтересует ваш проект, и он захочет стать ангелом. Этот способ удобен тем, что выстроить дружественные отношения с уже знакомым человеком проще. Но есть риск, что он не будет достаточно опытен.
Изучить инвестиционные платформы. Например: EBAN, Seedsummit. Опытные инвесторы советуют при выборе платформы ориентироваться на самих бизнес-ангелов. Не нужно искать только денежную выгоду. Оцените экспертность будущего наставника, его опыт, предыдущие и действующие проекты.
Зарегистрироваться в клубах бизнес-ангелов. Еще одно место, куда стоит заглянуть в поиске бизнес-ангела. Это специальные сайты с простым интерфейсом, где легко подать заявку на инвестирование и консультирование. Например: СОБА, AngelsDeck. В последнем подбор инвестора происходит с помощью русскоязычного телеграм-бота.
Посетить форумы, конференции, конкурсы, демодни. Это очные мероприятия, на которых собираются сотни инвесторов. Подойдет тем, для кого важно личное знакомство.
Не советуем обращаться к первому встречному инвестору: можно наткнуться на неопытного бизнесмена. Вот несколько советов, как расположить к себе бизнес-ангела:
- Изучите сферу деятельности инвестора. В какие проекты он обычно вкладывается? Такую информацию легко найти в интернете. Если ангел чаще всего вкладывается в туристические сферы, вряд ли он захочет инвестировать в запуск онлайн-школы. Вдобавок вы получите больше полезных рекомендаций, если инвестор специализируется в сфере вашего проекта.
- Не нужно ориентироваться на узнаваемость бизнес-ангела. Медийность часто не является показателем экспертности. Некоторые опытные ангелы, наоборот, стараются оставаться в тени.
- Убедите инвестора в том, что проект имеет ценность для него. Когда вы подобрали подходящего бизнес-ангела, его нужно заинтересовать. Опытные инвесторы отмечают, что для них важны горящие глаза. Вы должны быть сильно увлечены собственным проектом — в этом случае, если ангел не готов инвестировать, он может рассказать о вас другим бизнесменам.
Не нужно рассчитывать, что если инвестор кажется вам подходящим, он сразу согласится взять под опеку проект. Будьте готовы обращаться к разным людям и получать отказы. Создатель Facebook*, Марк Цукерберг, просил поддержки у многих инвесторов, прежде чем встретил Питера Тиля. Бизнесмен поверил в стартап, что принесло ему 1 млрд долларов.
Как оформить отношения
Оформить отношения между сторонами можно двумя способами.
Включить бизнес-ангела в капитал компании. Как полноправный соучредитель частный инвестор сильнее вовлечен в процессы компании. Это может как помочь начинающему предпринимателю, так и навредить.
Договориться о займе с последующим переводом в акции или доли компании. Здесь наоборот, ангел не может сильно контролировать внутренние процессы, пока деньги не переведены в акции или доли компании.
По данным европейского инкубатора стартапов Seedcamp, на начальных этапах построения компании учредители совершают самые дорогостоящие ошибки.
Внешний капитал — это способ ускорить рост компании. Когда бизнес-ангелы и венчурные фонды решают принять участие в вашем проекте, вы передаете им часть своей собственности. Это важный и пугающий шаг для основателя. Даже при гибких условиях сотрудничества документы служат руководством для общения с инвесторами на ваших условиях.
Что важно запомнить
- Бизнес-ангелы — это частные инвесторы, которые помогают стартапам на ранних этапах за долю в капитале.
- Главная ценность бизнес-ангелов в том, что, помимо инвестирования, они делятся опытом, знаниями, деловыми связями.
- При выборе бизнес-ангела важно обращать внимание на то, какие сферы его интересуют.
- Дружественные отношения между сторонами — ключ к успеху в сделке с бизнес-ангелом.
* Facebook принадлежит компании Meta, суд признал компанию Meta экстремистской организацией и запретил ее деятельность в России.