Если у бизнеса один поставщик, есть риск, что он закроется, перестанет работать с компанией или ИП, повысит цены, а замены ему нет. Тогда нужны запасные варианты.
Когда у бизнеса десятки поставщиков, не всегда понятно, с кем выгодно работать, а с кем нет. Анализ поставщиков поможет выбрать нового и проанализировать действующих контрагентов.
Что такое анализ поставщиков
Анализ поставщиков — это оценка их надежности по ряду показателей, например по качеству товара, обслуживанию, уровню цен. Проще говоря, анализ поставщиков помогает выявить наиболее подходящих партнеров, наладить тесное сотрудничество с ними и снизить расходы на закупки.
Методы анализа поставщиков
Есть три метода оценки поставщиков:
- метод взвешенных оценок;
- метод оценки затрат;
- метод доминирующих характеристик.
Метод взвешенных оценок самый распространенный. Нужно выбрать основные критерии оценки поставщика и установить их значимость. Дальше на примере покажем, как этот метод работает.
Метод оценки затрат. Суть метода в том, что для каждого поставщика рассчитывают все возможные издержки, например затраты на грузопереработку, логистику, складирование, хранение товара и доходы, которые получают от продажи товара.
Метод доминирующих характеристик. Оценивают поставщика по одному, самому важному, параметру. Например, наиболее низкой цене, наилучшему качеству, удобному графику поставок. С тем, кто подходит больше остальных, и заключают договор.
Пример анализа поставщиков
Приведем пример анализа поставщиков по методу взвешенных оценок.
В списке поставщиков компании «Орион» 10 компаний. С пятью из них компания работала постоянно, и только к двум не было претензий по работе. Нужно проанализировать контрагентов, чтобы выбрать троих для дальнейшей работы.
Менеджер действует так.
Шаг 1. Определяет параметры, которые наиболее важны для его компании при выборе поставщика. В нашем случае это цена товара и его качество, надежность поставщика. У каждого бизнеса, проводящего анализ, параметры будут свои.
Шаг 2. Ранжирует параметры от наиболее важных к наименее важным:
- качество;
- цена;
- надежность.
Шаг 3. Определяет систему оценки: качество — 50 баллов, цена — 25 баллов, надежность — 25 баллов.
Шаг 4. Выбирает систему начисления баллов:
- качество — вычитает процент бракованного сырья из 100;
- цена — делит минимальную известную цену сырья на цену поставщика и умножает на 100;
- надежность — за каждую задержанную поставку вычитает 5 баллов из 100.
Шаг 5. Суммирует полученные значения рейтинга и получает итоговый рейтинг для конкретного поставщика.
Шаг 6. Определяет наилучшего партнера, сравнивая полученные значения рейтинга поставщиков. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев.
Например, компания-поставщик «Цементснаб» за квартал задерживала поставки 5 раз, минимальная цена — 95% от цены поставщика, забраковали 12% поставленной продукции.
Менеджер оценивает поставщика так:
- качество: 50% × (100 − 12) = 44 балла;
- цена: 25% × 95 = 23,75 балла;
- обслуживание: 25% × (100 − 25) = 18,75 балла.
Всего поставщик набрал 44 + 23,75 + 18,75 = 86,5 балла. При оценке других поставщиков по этой схеме Цементснаб занял в рейтинге третье место.
Что важно запомнить
- Анализ поставщиков — оценка будущих и действующих партнеров по определенным критериям. Например, цене, надежности, стоимости доставки.
- Если у компании или ИП один поставщик, анализ поставщиков поможет найти замену, если контрагент не сможет выполнить обязательства.
- Компаниям и ИП с несколькими поставщиками анализ поможет ранжировать их и выбрать наиболее подходящих.