По данным исследования, количество груминг-салонов в крупных городах России за последний год увеличилось на 15%, однако темпы роста выручки замедляются из-за растущей конкуренции. Все потому что предприниматели ловят волну тренда на pet-friendly, не зная специфики этого бизнеса. Чаще всего владельцы салонов совершают следующие ошибки.
Не понимают специфику рынка
Груминг — относительно новый сегмент рынка зоо-услуг. Потребность в нем у владельцев питомцев, особенно в регионах, только формируется. Чтобы грамотно сформировать линейку услуг, ассортимент сопутствующих товаров и самое важное — подбирать квалифицированных мастеров — важно учитывать особенности целевой аудитории и их мотивацию к покупке.
Многие владельцы декоративных пород выбирают их прежде всего из эстетических предпочтений: собака становится частью лайфстайла. Блогеры, инфлюенсеры заводят питомцев и активно вовлекают в съемки контента, для чего регулярно посещают груминг-салоны. Эстетика важна и для выставочных животных. Их владельцы более компетентны в вопросах ухода за животными, знают особенности своей породы, более требовательны к салону, но процент таких клиентов очень мал, что логично: далеко не все владельцы стремятся к участию в выставках.
Основная часть клиентов салонов — ответственные владельцы, желающие делегировать гигиенический уход за собакой и имеющие такую возможность. Здоровая шерсть, кожа и когти — это в первую очередь физиологическая необходимость для животного. К примеру, у длинношерстных пород шерсть требует регулярного расчесывания, иначе образуются колтуны, что приводит к болезненным ощущениям для питомца и может вызвать воспаление кожи, а нерегулярное мытье чревато дерматитами, кожными инфекциями. По этой причине важно работать в связке с ветеринарами — проводить совместные обучения, разрабатывать партнерские программы. Это позволяет и клиентам дать большую ценность, и создать друг для друга дополнительный канал привлечения аудитории.
Потенциальная аудитория груминг-салонов в городах огромна. Но большая часть предпринимателей предпочитают работать на очень конкурентный сегмент: владельцев йорков, шпицев и пуделей. Сегодня же тренд на осознанное заведение питомцев позволяет нам расширить аудиторию. В мытье и вычесывание нуждаются и длинношерстные кошки, и линяющие гладкошерстные бульдоги.
Нанимают низкоквалифицированный персонал
В сфере груминга наблюдается дефицит специалистов, так как отрасль только формируется. Централизованной подготовки грумеров в системе государственного образования нет. Как нет и обязательной сертификации, аттестации для допуска к работе. Многие специалисты приходят в эту сферу с образованием по общей ветеринарии. Но такой специалист имеет базовые представления о физиологии, поведенческих особенностях… копытных животных. “Учатся на кошках”, как говорится в известном фильме, и собаках на курсах повышения квалификации и практическом опыте в клиниках.
То есть даже выпускник с “корочкой” ветеринара может навредить здоровью животного, испортить качество шерсти. К примеру, если побрить жесткошерстную собаку триммером, вместо жесткой шерсти будет расти мягкая кудрявая, которая сложнее в уходе. Тогда и негатив клиентов не заставит себя ждать. Бизнес понесет финансовые и репутационные потери, ведь решение о выборе услуг для животных чаще всего принимаются по рекомендациям. Люди смотрят отзывы люди идут по рекомендациям к специалистам.
Не встраиваются в коммьюнити
Мы называем эффектом “пришлого человека”, когда предприниматель, не знакомый с индустрией, вкладывается в рекламу, маркетинг и, взлетев на старте, вскоре закрывает бизнес, так как не может отследить качество выполнения услуги. Невозможно знать все, и у предпринимателя может не быть квалификации грумера. Но тогда в команду нужно найти специалиста, которому можно делегировать работу с мастерами — грумера с экспертным опытом.
Самому же предпринимателю все равно важно быть в курсе происходящего в индустрии: меняются тренды, технологии, законодательство. К примеру, в коммьюнити “Азбука груминга” мастера и предприниматели сообща решают профессиональные вопросы.
Недавно у резидента клуба возникла спорная ситуация с жильцами дома, в котором располагается салон: при сушке собака сильно выла, мешала соседям и те вышли на официальные органы с требованием закрыть салон. Вместе с юристами изучили правовые нормы, обменялись опытом с коллегами из других регионов, уже сталкивавшихся с подобной ситуацией, в результате чего пришли с жильцами к обоюдному согласию.
Еще одна причина участвовать в профессиональных сообществах — быть в курсе новинок рынка товаров для животных — косметики, аксессуаров. Рынок развивается, появляется много устройств и инструментов. В этом году популярными стали сушильные камеры, в которых животное сушится в комфортных условиях. Выбор на них огромный, как и разброс цен. Коммьюнити позволяет выбирать среди новинок достойные по соотношению цена-качество.
Положительные примеры, когда бизнес растет вне отрасли, есть, но это скорее единицы, и ориентироваться на них не стоит из-за так называемого эффекта выжившего: все знают успешный пример, но забывают, сколько бизнесов прогорело из-за этой ошибки.
Неправильное финансовое планирование
Ошибки в расчете точки окупаемости допускают многие предприниматели. Важно знать, в чем расходы можно и нельзя урезать. Столы для груминга, ванны, сушильные аппараты, инструменты и стерилизаторы — это база, которая приобретается ни на один год, поэтому вложиться в это важно. Но можно сэкономить, приобретая б/у или взяв в аренду. Серьезные затраты стоит заложить на монтаж приточно-вытяжной вентиляции, водоснабжения и водоотведения, шумоизоляцию в случае с соседством с жилыми помещениями.
Точно не стоит экономить на косметике. Профессиональные средства хорошо очищают, не вызывая аллергических реакций, позволяют дольше сохранить эффект от процедур. Выбирая расходники, отдавать предпочтение многоразовым материалам — полотенцам, защитной одежде для сотрудников.
Можно сократить расходы на ремонт помещения, отдавая предпочтение недорогим, устойчивым к воде, косметике и бытовой химии. Если предусмотреть защитные борта из металла или пластика на стену в уровень со столами, можно в последующем сэкономить на ежегодном косметическом ремонте этой зоны.
Если рабочая зона отделена от зоны ожидания клиентов, не обязательно создавать идеальную эстетическую картинку. Однако стоит предусмотреть зону для съемки контента — чистую и с хорошим светом. А также вложиться в клиентскую зону: ресепшн и санузел у входа.
Неправильная мотивация для сотрудников
В сфере груминга популярна модель 50 на 50, когда мастер в небольшом салоне получает 50% выручки, а порой и больше. Так собственники, во-первых, решают проблему дефицита кадров (см. пункт 2). Во-вторых, таким образом делегируют выполнение услуги и берут на себя административно-хозяйственную часть, продажи, поскольку у самих нет желания или времени погружаться в темы физиологии и гигиены животных. Чаще всего на таких условиях бизнес нерентабелен и вскоре закрывается. Так как расходы на аренду, рекламу, налоги выплачиваются из части собственника.
Еще один минус системы работы только за процент — это отсутствие постоянного сотрудника на рабочем месте. Клиент с питомцем, просто проходящий мимо, не может зайти в салон без записи. Таким образом часть аудитории просто отпадает, а деньги, вложенные в рекламу салона, не столь эффективно себя отрабатывают.
Приемлемыми для наемных сотрудников условия — фиксированный оклад плюс процент. К примеру, это 20 процентов от выручки мастера, есть премии за выполнение плана и за стаж работы.
Если нет компетенций в груминге и нет желания их обретать, стоит рассмотреть партнерскую форму сотрудничества с мастерами. Когда напополам делится прибыль после вычета всех расходных обязательств. Стоит помнить: партнер — не наемный сотрудник. Все решения нужно будет принимать совместно, поэтому подобная форма подходит тем, кто готов договариваться и идти на уступки.
Решив открыть салон в качестве инвестиции, предприниматели сами становятся клиентами, оценивают бизнес со стороны и видят плотную запись на месяц вперед, высокий ценник. Звучит как заманчивая бизнес-идея. Важно понимать, что на узнаваемость и формирование записи салон работает 3-5 лет, постепенно увеличивая число сотрудников и наращивая компетенции команды.
В качестве вывода хотелось бы напомнить, что груминг — это не только красивые фото питомцев в соцсетях, это в первую очередь — забота об их здоровье. Без базового понимания физиологии животных или найма специалистов с релевантным опытом велики риски “прогореть” в этой нише.
Какие ошибки вы бы добавили к топу из статьи?