Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Зачем бизнесу мобильное приложение в 2024-м и с чего начать разработку


Все говорят о важности цифровизации в бизнесе, но разработка для большинства предпринимателей не из ИТ — это чёрный ящик. Как понять, в какой момент потратить деньги на цифровой продукт, каким он должен быть и как организовать разработку?

В статье разберём, какие сигналы подскажут, что бизнесу необходим ИТ-продукт, и как построить процесс разработки с подрядчиком или внутри компании.

Как понять, что компании нужен цифровой продукт

Перечислим несколько важных сигналов, на которые стоит обратить внимание.

У лидеров на вашем или смежном рынке уже есть ИТ-продукты. Например, если ведущие компании уже обзавелись приложениями, клиенты быстро привыкнут к новому опыту. Чтобы не проигрывать борьбу за их внимание, важно обеспечить похожий сервис.

Смотрите не только на прямых конкурентов, но и на смежные рынки — это позволит вовремя заметить тренды, потому что они быстро переходят в соседние сферы. Например, когда у банков стали появляться приложения, над ними задумались и в страховых компаниях. Те, кто создал приложения первыми, получили преимущество.

Чем конкурентнее рынок, тем больше можно выиграть

Например, если 90% клиентов поделены между двумя лидерами, более мелкие игроки вряд ли сильно выиграют от создания цифрового продукта. Они сохранят позиции, но не смогут существенно увеличить свои доли рынка: лидеры уже слишком сильные.

Но если клиенты равномерно делятся между десятками или сотнями похожих по размеру компаний, польза от цифрового продукта выше. Предприниматели, которые первыми предложат клиентам новый опыт, получат достаточное преимущество, чтобы увеличить долю рынка.

Бизнес теряет клиентскую базу. Важно исследовать причины оттока — среди них могут быть проблемы, которые решаются цифровым продуктом.

Гость нашего подкаста «Код за деньги» Сергей Щербинин, который раньше работал в Уральском банке реконструкции и развития (УБРИР), поделился примером. УБРИР — это крепкий региональный банк, у которого долгое время всё было хорошо. Но затем банк два года подряд терял клиентскую базу. Стали разбираться в причинах и осознали, что сильно отстали от конкурентов с точки зрения пользовательского опыта.

В тот момент к команде банка и присоединился Сергей — УБРИР быстро научился нанимать разработчиков, отстроил доставку банковских продуктов и продажу через телефонию. В итоге через два года удалось остановить падение клиентской базы и даже попасть в топ-5 в Markswebb по digital-офису.

Чтобы не проигрывать борьбу за клиентов, важно обеспечить сервис, похожий на конкурентов

В бизнесе есть проект, для которого плохо подходят рыночные ИТ-решения. В 2024-м большинство бизнес-процессов с самого начала строятся в цифровом виде: от финансового учёта до маркетинга. Для этого есть популярные сервисы, поэтому обычно разрабатывать новый продукт не нужно.

Но с ростом компании в процессах могут появиться особенности, которые нельзя реализовать во внешних продуктах. Например, к нам недавно обращались из сети общественного питания, в которой решили создать собственное приложение для программы лояльности. Они перепробовали несколько популярных решений, но те не подошли, поэтому пришлось заниматься разработкой самостоятельно.

Как понять, что бизнесу нужен цифровой продукт

  1. Он уже есть у лидеров в вашей отрасли или на смежных рынках.
  2. Бизнес теряет клиентскую базу — если среди причин оттока есть проблемы с сервисом, их можно решить цифровым продуктом.
  3. В бизнесе есть проект, который не получается реализовать рыночными ИТ-решениями.

Какие задачи в бизнесе может решать приложение

По нашему опыту, приложение может закрыть сразу несколько важных потребностей компании — ниже обсудим ключевые.

Привлекать больше клиентов. Приложение — дополнительный цифровой канал продаж. В большинстве случаев покупать в нём с телефона удобнее, чем в мобильной версии сайта. Например, можете зайти на Lamoda или Ozon сначала в мобильном браузере, а потом в приложении. Во втором случае и искать, и оплачивать быстрее и комфортнее, а интерфейс более отзывчивый.

В большинстве случаев покупать в приложении с телефона удобнее, чем в мобильной версии сайта

Лучше узнать аудиторию. Приложение позволяет в буквальном смысле быть ближе к клиенту. Например, люди могут сменить браузер или запретить доступ к своим cookies — и тогда бизнес потеряет или недособерёт существенную часть данных о посетителях сайта. В приложении можно собирать больше информации — это позволит лучше разобраться в мотивах и поведении целевой аудитории.

Что такое cookies?

Это текстовые файлы, куда браузер записывает информацию о ваших действиях — например, о добавлениях товаров в корзину или вводе логина и пароля.

Растить лояльность клиентов. Внутри приложения можно помочь с выбором, стимулировать совершать повторные покупки и отправлять адресные маркетинговые сообщения в уведомлениях на телефон. Это открывает возможности для дополнительных продаж и даёт клиентам стимул дольше оставаться с вами.

Автоматизировать процессы. Первым цифровым продуктом может быть и приложение для сотрудников — например, в крупном бизнесе можно оцифровать регламенты, приёмку товаров, передачу смен и другую рутину в бизнесе.

Какие задачи в бизнесе может решать приложение

  1. Привлечь клиентов
  2. Лучше узнать аудиторию
  3. Повысить лояльность клиентов, стимулировать повторные покупки
  4. Автоматизировать внутренние процессы

Что важно учесть при выборе исполнителя для работы над приложением

Когда у бизнеса появляется потребность в ИТ-продукте, собственник или руководитель оказывается на развилке — нанять людей в компанию или передать проект подрядчику. Вот что важно иметь в виду при выборе:

Цифровой продукт — это не разовая история, а бесконечный процесс. Рынок, технологии, клиенты и законодательство постоянно меняются, поэтому ИТ-продукт тоже должен развиваться, чтобы оставаться актуальным.

Будьте готовы, со временем придётся менять или увеличивать команду, находить новых исполнителей, работать одновременно и внутри компании, и с подрядчиком. Выбор, который вы сделаете сейчас, может быть не финальным.

Не руководствуйтесь только ценой. Мы много общаемся с предпринимателями и встречаем такую логику принятия решений: «чтобы понять, нанимать людей в штат или нанять подрядчика, достаточно оценить стоимость обоих вариантов и выбрать самый дешёвый».

Такой подход действительно поможет сэкономить. Но затраты на цифровой продукт не определяют его качество и успех у пользователей. Их определяет экспертиза исполнителей.

Разработка — это многоступенчатый процесс, и важно иметь экспертизу в нескольких сферах

Ищите команду с экспертизой на всех этапах. Под экспертизой мы понимаем опыт и насмотренность. Исполнитель, который создал много цифровых продуктов, уже успел столкнуться с большим количеством проблем и поможет вам их избежать. Разработка — это многоступенчатый процесс, поэтому исполнителю важно иметь экспертизу сразу в нескольких сферах.

В случае с мобильными приложениями это:

  • организация ИТ-команд;
  • создание продуктов;
  • проектирование интерфейсов;
  • разработка;
  • тестирование;
  • релиз в магазинах приложений;
  • поддержка и развитие продукта.

Если решили работать с агентством, ищите подрядчика с хорошими кейсами, в идеале — в вашей сфере. В агентствах часто копится уникальная отраслевая экспертиза. Например, если все конкуренты работали с одним подрядчиком, вам тоже будет выгодно заказать там проект, потому что они хорошо знают рынок. И наоборот: если работаете в узкой нише, в агентство, возможно, нет смысла обращаться.

Екатерина Дмитрук, гендиректор S7 TechLab и S7 TravelRetail, в нашем подкасте поделилась, что аутсорс в авиации пока не очень работает из-за нехватки подходящей экспертизы у подрядчиков.

Например, банков больше, чем авиакомпаний. Поэтому аутсорсер, который работал с пятью банками, может помочь и шестому. В авиации такого пока нет.

Но агентство, в котором просто сделали много хороших мобильных приложений, — не обязательно именно в вашей сфере — тоже подойдёт. Такая команда сможет быстро сориентироваться в любой индустрии.

Один человек не закроет все вопросы, но поможет проконтролировать процесс

Если решили растить экспертизу внутри компании, важнее всего найти или выбрать организатора процесса. Им может выступить и уже существующий сотрудник, и новый человек, и сторонний эксперт, например:

  • технический директор, которого наняли в штат;
  • внешний технический директор-консультант;
  • продакт-менеджер;
  • CMО или другой ваш руководитель, которому ИТ-продукт нужнее всего

Один человек не закроет весь процесс в одиночку. Но такой человек необходим, чтобы проконтролировать работу, нанять команду или помочь вам выбрать агентство.

Как подойти к выбору команды?

  1. Руководствуйтесь экспертизой, а не ценой. Дешёвая команда может не справиться с вашими задачами.
  2. Ищите команду с экспертизой на всех этапах: от найма и организации разработчиков до поддержки и развития продукта.
  3. Если решили работать с подрядчиком, выбирайте по кейсам: в идеале у агентства должен быть опыт в вашей сфере.
  4. Если решили нанимать команду в штат, важнее всего найти или выбрать организатора. Им может быть, например, продакт-менеджер или другой ваш руководитель, которому ИТ-продукт нужнее всего.

Как организовать работу над приложением

Опишу главные этапы создания приложения — или любого другого цифрового продукта:

Расставить приоритеты. Сначала определите, какие функции нужны вашему приложению в первую очередь. Это поможет команде понять, на чём фокусироваться, и быстрее прийти к первым результатам, не растратив по пути слишком много ресурсов.

Способов расставить приоритеты очень много. Попробуйте метод MoSCoW — его суть в том, чтобы назначить каждой функции уровень Must (Необходимо), Should (Важно), Could (Желательно) и Won’t (Не важно).

Метод MoSCoW поможет расставить приоритеты
Метод MoSCoW поможет расставить приоритеты

Метод MoSCow поможет расставить приоритеты: от не очень важных задач до обязательных

Метод MoSCow поможет расставить приоритеты: от не очень важных задач до обязательных

Создать и выпустить MVP. Когда вы определили, какие функции нужны в продукте в первую очередь, их нужно реализовать. То, что должно получиться, называют Minimal Viable Product (MVP) — то есть минимально жизнеспособный продукт.

Суть подхода в том, чтобы быстро и дёшево получить продукт, который уже решает свои главные задачи и позволяет собирать обратную связь от пользователей. В процессе работы над MVP фокусируются только на главном и отбрасывают детали: пренебрегают красотой интерфейса или его удобством, если это не критично для пользовательского опыта.

Появление приложения — это только первый шаг

Создать список функций, которые вы добавите дальше. Как я писал выше, появление приложения — это только первый шаг. Когда у вас есть MVP, его нужно развивать: дорабатывать детали интерфейса, добавлять следующие по приоритетности функции.

Чтобы понять, куда двигаться дальше, соберите обратную связь от пользователей. Смотрите на отзывы в магазинах приложений, обращения в поддержку, запускайте опросы прямо в приложении, учитывайте, сколько люди проводят времени на разных экранах. Это поможет оценить, какие функции нужны пользователям.

В гибких методологиях разработки такой список функций называют бэклог. Как только у вас появляется MVP, ваша задача — наполнить бэклог и повторить весь процесс сначала: расставить приоритеты, выпустить новую версию, собрать обратную связь.

Как создавать цифровые продукты:

  1. Выбрать функции, которые нужны в первую очередь.
  2. Реализовать продукт, который обладает этими функциями, не тратить время на красоту, детали и второстепенные по приоритетности задачи.
  3. Проверить продукт в работе: например, выпустить приложение и попросить обратную связь пользователей.
  4. Собрать список из функций, которые просят пользователи.
  5. Повторить цикл заново: снова расставить приоритеты, выбрать главные функции, добавить их в приложение.

Главное коротко

Чтобы оценить потребность бизнеса в ИТ-продукте:

  1. Изучите лидеров рынка и конкурентов в смежных индустриях: проверьте, есть ли у них цифровые продукты, какие они, пользуются ли они успехом у людей. Если да, вам тоже нужен аналогичный продукт, иначе есть риск проиграть конкурентную борьбу.
  2. Если вы теряете клиентов, изучите причины оттока: проверьте, нет ли среди них проблем с сервисом, которые можно решить ИТ-продуктом.
  3. Если в бизнесе есть задача развивать онлайн-продажи, лучше узнать свою аудиторию, повысить лояльность клиентов, стимулировать повторные покупки, оцените, можно ли решить их с помощью ИТ-продукта.

Чтобы выбрать команду для ИТ-продукта:

  1. Руководствуйтесь экспертизой, а не ценой: дешёвый исполнитель может не справиться.
  2. Ищите команду с экспертизой на всех этапах: наём и организация разработчиков, создание продуктов, проектирование интерфейсов, разработка, тестирование, релиз в магазинах приложений, поддержка и развитие продукта.
  3. Если решили работать с подрядчиком, выбирайте по кейсам: в идеале у агентства должен быть опыт в вашей сфере.
  4. Если решили нанимать команду в штат, важнее всего найти или выбрать организатора. Им может быть, например, технический директор, продакт-менеджер, директор по маркетингу или другой ваш руководитель, которому ИТ-продукт нужнее всего.

Чтобы создать цифровой продукт:

  1. Выберите функции, которые нужны в первую очередь и создайте продукт, который ими обладает — его называют MVP. Не тратьте время на второстепенные по приоритетности задачи.
  2. Соберите обратную связь от пользователей: запускайте опросы, учитывайте отзывы в магазинах приложений и обращения в поддержку.
  3. Повторяйте цикл: выберите функции, которые теперь нужны пользователям, наполните бэклог новыми задачами и двигайтесь итерациями, чтобы добавить нужные возможности в продукт.
Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Андрей Лебедев
Андрей Лебедев

Как вы считаете, какие задачи вашего бизнеса может решить мобильное приложение?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации