Личный бренд — это инструмент для формирования доверия. Если потенциальные партнеры и инвесторы вас знают, то коммуникация складывается эффективнее. Не надо объяснять с нуля, кто вы и чем занимаетесь, завоевывать уважение, доказывать профессионализм. Правильное впечатление уже создано. Это особенно помогает при работе в B2B-сегментах.
Как добиться такого эффекта — обсуждаем в статье. Говорим про целевые аудитории, позиционирование, выбор площадок и ведение коммуникаций, которые не дадут партнерству разрушиться.
Первый шаг — разобраться, кто вам нужен
Через личный бренд нельзя привлекать весь мир. Логика такая: вот задача, а вот люди, на которых надо повлиять, чтобы ее решить. Именно их вы исследуете как целевую аудиторию.
Подробнее — на примере. Допустим, вы ищете инвесторов, чтобы профинансировать новое бизнес-направление, выйти на международный рынок или провести ребрендинг. Подставьте любую цель.
Что это за инвесторы? Можно ориентироваться на обеспеченных людей, которые хотят вкладывать деньги, получать прибыль и диверсифицировать риски в портфеле. Можно идти в сторону фондов, где больше бюджетов, но больше и коммуникаций, ответственности, контроля. Можно взять бизнес-ангелов, ценных не столько деньгами, сколько опытом и визионерством. А еще можно углубиться в специализации, размеры инвестиций, дистанции и другие критерии. Чем конкретнее, тем лучше.
Что вы о них знаете? Имена и список реализованных проектов — хорошо, но недостаточно. Чем эти люди занимаются в последние годы? На какие мероприятия ходят? Что пишут, читают и смотрят в медиа? Каким проектам чаще отказывают, а к кому сами приходят с предложениями?
Чем вы на них похожи? Больше сходств на уровне ценностей, увлечений, достижений, карьерного пути, семьи и не только — больше доверия. Подумайте, что роднит вас с целевой аудиторией и как это грамотно транслировать.
Анализ можно как взять на себя, так и делегировать профессионалам. Главное — поставить его на первое место. Нет смысла переходить к другим шагам, пока целевая аудитория не проработана.
Строим позиционирование
Позиционирование — это простое, однозначное, выгодное отличие. Не общее «предприниматель» или «топ-менеджер», а определение, кто вы, чем занимаетесь и за что получаете деньги. Оно собирает коммуникации воедино, помогает отстроиться от конкурентов и стимулирует поток управляемых рекомендаций. И демонстрирует, в чем вы и ваш бизнес — номер один.
Чем легче позиционирование воспроизводится, тем лучше. Если потенциальные партнеры и инвесторы не понимают смысл или путают вас с кем-то, то концепцию стоит доработать.
Пример позиционирования
Анастасия Гусенцова — фаундер и СЕО агентства экспертных медиа LiFT. Эксперт в развитии личного бренда топ-менеджеров и предпринимателей.
Со временем к позиционированию нужно подключить другие элементы, чтобы создать полноценный образ. Имею в виду внешность, стиль в одежде, речь и не только. Все зависит от целей в развитии личного бренда.
Соцсети, мероприятия, подкасты: выбираем площадки для коммуникации
Удобно, когда потенциальный партнер набирает ваше имя в поисковике — и видит статьи в СМИ. Или заходит в Telegram — и обнаруживает интересный канал. Многие площадки выполняют роль визитки. Так происходит узнавание. И можно примелькаться в инфополе целевой аудитории, добиться этого узнавания.
Выбор площадки всегда основан на информации о целевой аудитории. Вы должны быть там, где есть нужные вам люди. Например, в случае с инвесторами это зачастую Telegram, YouTube, а также Medium и Substack на международном рынке. Если говорить про офлайн — инвестиционные клубы и профильные мероприятия. Но, повторюсь, все зависит от целевой аудитории.
Дальше можно очень по-разному развивать выбранные площадки и налаживать контакты. Принципы — проактивность, регулярность и уместность, чтобы не переходить грань между открытостью и навязчивостью. Иногда лучше подписываться на людей в соцсетях, иногда — задавать вопросы спикерам на конференции, иногда — ходить на мероприятия в закрытых клубах и знакомиться вживую.
Информация, которая интересует потенциальных партнеров и инвесторов
Вы определились, с кем и где ведете коммуникацию. Следующий шаг — о чем будет коммуникация. Назову это универсальным словом «контент».
Вот какую информацию он должен содержать, чтобы вы могли регулярно, но органично напоминать о себе и выстраивать доверие:
Личность. Партнерам важно понимать перспективы, нюансы, сильные и слабые стороны сотрудничества с конкретным человеком. Как вы добиваетесь целей? Умеете ли выстраивать совместную работу? Каких жизненных ценностей придерживаетесь? Рассказывайте про свой опыт в разных областях, подсвечивайте характер, делитесь победами и выводами после неудач.
Продукт. То, ради чего вы привлекаете партнеров. Продукт важно демонстрировать с разных сторон: из чего он состоит, какие задачи решает и чем уникален, кто его делает, кто им пользуется.
Востребованность. Продукт уже покупают? Есть ли отзывы, кейсы, истории клиентов? Каковы пропорции между спросом и предложением? Докажите, что продукт нужен, полезен и интересен не только вам.
Инвестиционная привлекательность. Сколько денег вы зарабатываете сейчас и планируете заработать в будущем? Критически важный блок, если цель — привлечь финансирование для бизнеса. Инвесторам нужны внятные цифры и факты. Если какую-то информацию нельзя выдавать публично — все равно подготовьте ее, чтобы использовать в личных коммуникациях.
Экспертиза в области. Ваше понимание продукта и рынка. Тренды, активность конкурентов, развитие технологий, сервис, запросы и потребности клиентов, громкие события, кейсы. Идеально, если экспертиза видна не только в вас, но и в команде, потому что партнерство опирается в том числе и на нее.
Три принципа, чтобы партнерство не превратилось в катастрофу
Если на предыдущих этапах вы все сделали верно, то видите вокруг потенциальных партнеров, которые заинтересованы в сотрудничестве. Но его надо правильно организовать. Иначе это прямой путь к сорванным сделкам, косым взглядам и не очень крепкой репутации в комьюнити.
Регулярно держать партнеров в курсе того, что происходит в бизнесе. Особенно если они проинвестировали, но к операционному управлению договорились не подключаться. Отдавать деньги в пустоту — неприятная конструкция. Хочется понимать, что и куда ушло, каковы промежуточные результаты, что с планами, прогнозами, есть ли трудности. Обсудите с партнерами, какую отчетность и как часто вы будете приносить, и делайте это.
Не искажать реальность. Что-то сломалось — скажите об этом сразу, а не через год, попросите совета, помощи. Нужно больше инвестиций от партнера — инициируйте разговор. Не получается завершить проект к дедлайну — обсудите заранее, как его продлить, а не в последнюю секунду перед презентацией. Многие проблемы проще решать совместно.
Оставаться искренним несмотря ни на что. Это важно на каждом этапе партнерства и даже до того, как оно начинается. Совместная работа часто занимает не один год. Вы должны поставить цели, распределить роли, позаботиться о рисках — очень похоже на создание семьи. Но если кто-то пошел на контакт с недомолвками, не рассказал о своих принципах, не поделился амбициями — фундамент рано или поздно пошатнется.
Искреннее «кто я, что делаю и чего хочу» выполняет роль предохранителя. Благодаря ему все понимают ценность друг друга, видят границы и синхронизируются по целям, желаниям, приоритетам. Такое партнерство будет в разы крепче и продуктивнее.
По каким принципам вы строите отношения с партнерами?