Публикация статей в интернет-СМИ и блогах уже давно является частью PR-стратегии бизнесов и экспертов. Начинающему предпринимателю может казаться, что без больших вложений на крупные и именитые площадки не выйти. Опровергаем этот миф и рассказываем, где и как разместить экспертную статью бесплатно.
Зачем писать статьи?
Прежде чем перейти к конкретным ресурсам, давайте определимся с целями, для которых мы хотим публиковать статьи.
Первая и самая распространенная — лидогенерация и прирост клиентов. Такой запрос можно закрыть не только рекламными размещениями у блогеров, но и структурно-прописанными кейсами. В них потенциальный клиент увидит точку А (его нынешнюю позицию) и точку Б (результат, который может принести ему продукт). Из-за положительного имиджа и разобранной ценности клиент чувствует большую нужду в покупке.
Привлечение новых клиентов напрямую связано с увеличением узнаваемости бренда. Это делает компанию/эксперта конкурентоспособными. Медийность помогает повышать уровень престижности, а как следствие — наращивать средний чек и выходить на более крупных партнеров и клиентов.
Играет роль и повышение SEO-позиций. Если при поиске вас или вашего бизнеса в браузере вся первая страница заполнена экспертными материалами в качественных СМИ и блогами компании, повысится клиентская лояльность.
Цели, преследуемые при написании статей в интернете, связаны друг с другом, вытекают одна из другой. В этом состоит огромный плюс работы со СМИ: одним материалом можно убить нескольких зайцев.
Частные блоги и аккаунты компаний
Личные блоги интернет знает и любит со времен Живого Журнала. Потребителю легче воспринимать контент, когда за ним он видит другого человека. Поэтому читателям так нравятся истории роста, необычные кейсы — они человечные, в них есть понятный нарратив и чувства. Мы можем сопереживать, сравнивать, ассоциировать себя с героем.
Личные блоги экспертов и CEO компаний — рабочий PR-инструмент, который помогает создавать статьи не только о бизнесе, но и о пути человека в индустрии. Огромный плюс ведения личного блога — возможность писать о своем мнении, добавлять субъективности и рекомендаций. На острые вопросы сбегутся как и согласившиеся с вами, так и хейтеры. Последние нам только на руку: чем больше комментариев, споров и мнений, тем лучше для алгоритмов и трафика материала.
Личные блоги требуют большей отдачи от автора, даже если за его спиной стоит целая команда креаторов. Однако получают лояльность со стороны аудитории, больше органического притока подписчиков и лучше отражаются на имидже продукта.
Однако и про аккаунт компании забывать не стоит! В таком блоге можно отразить айдентику бизнеса, общаться с аудиторией и устраивать коллаборационные посты с партнерами-интеграторами.
Блог компании больше сконцентрирован на нативной продаже среди аудитории и хорошо справляется с HR-задачами. Рассказывать можно об успехах команды, обновлениях в продукте и бизнес-стратегии.
Собрали для вас пять площадок, на которых автор — «сам себе хозяин». На них можно вести как личные блоги экспертов или генеральных директоров, так и полноценные аккаунты компаний. Общая рекомендация для всех площадок: не уходите в прямые продажи. Такое пользователи читать не любят, а алгоритмы — не пропускают.
VC. Портал о бизнесе с экспертными статьями из самых разных сфер. Все материалы распределяются по рубрикам. На главной странице и в разделе «Свежее» отображаются статьи из личных аккаунтов и блогов компаний, купивших премиум-подписку. На платформе уже есть крупные игроки, завоевавшие подписчиков и признание. Однако побороться за свою аудиторию еще можно. Читателям нравятся кейсы из раздела «Личный опыт» и разборы маркетинговых инструментов в «Маркетинге». Осторожнее с инфографикой: на устройствах с операционной системой Windows она сильно теряет в качестве.
Хабр. Площадка для IT-специалистов и смежных диджитал-профессий. Корпоративные блоги способствуют HR-бренду и повышают престижность компании. Ценник высокий, но оправдывает себя живой аудиторией, которая читает статьи от корки до корки и устраивает дебаты в комментариях. Личные аккаунты бесплатны и набирают не меньше активности. Будьте готовы, что сообществу интересны кейсы, связанные с техническими хард-скиллами и гайды. «Хабролюди», пользователи площадки, не любят UTM-метки в статьях и даже нативную продажу. Хабр подойдет IT-компаниям и бизнесам, чья целевая аудитория — представители диджитал-профессий.
TProger. Аналог Хабра с более гуманным ценником для блогов компаний. Менее популярная площадка, однако аудитории — похожи. Легко столкнуться с негативом в комментариях. Если в компании есть IT-специалист, готовый работать над статьями от четырех раз в месяц, попробуйте вести корпоративный блог. Публикации для частных аккаунтов — бесплатны, хорошо читаются и подтягиваются на главную страницу в момент выкладки. Поэтому если материал хороший, аудиторию принесет туда органикой и живым интересом.
Дзен. Самый широкий по аудитории плацдарм для написания статей с хорошими SEO-позициями. В нашем случае на Дзене ведем только блог компании. Из этого канала ежемесячно приходят лиды, есть возможность запустить рекламу на статьи в Яндекс Директе, аудитория разноплановая в своей географии и возрасте. Минус площадки — большое количество информационного мусора и пустых статей. Советуем публиковать здесь кейсы компании и аналитические простые статьи, полезные вашим клиентам.
TenChat. Полноценная социальная сеть для тех, кто занимается бизнесом или имеет экспертизу в какой-либо сфере. Здесь хантят сотрудников, ищут инвесторов и партнеров, показывают свои кейсы и ведут экспертные блоги с полезными статьями. TenChat рекомендуем вести как личный аккаунт CEO. Хоть компании и начали создавать на площадке свои блоги, ИИ, которому поручено отбирать топовые публикации, отдает предпочтение постам от реальных людей.
Выходим в СМИ
Собрали четыре СМИ, с которыми успели поработать сами. Площадки размещают материалы бесплатно, если статья качественна и собрана согласно редакционной политике.
Бизнес-Секреты Т-Банка. Крупное СМИ для всех, кто причастен к бизнесу. Статьи из самых разных областей: от эффективного ведения стартапа до рекомендаций по SEO-оптимизации. Удачных тем для написания можно сгенерировать множество, и многие из них подойдут. У СМИ есть удобный ТГ-бот, через который можно подать материал на рассмотрение, получить обратку и даты выхода публикации. Достаточно строгие правила в форматировании, но масштаб площадки и ежедневное количество пользователей того стоят. Так же через бота можно запрашивать статистику по материалам, чтобы понять, какая тема «залетела», а к какой лучше не возвращаться.
Медиа МТС Маркетолога. Пишут о маркетинге, продажах и смежных с этими областями темах. На сайте есть полноценный гайд о том, как правильно собрать и предложить материал. Там же можно найти рекомендации по темам, которые любит площадка. Особенно большой популярностью пользуются материалы с практическими советами, удачными кейсами и обзором на маркетинговые инструменты. К примеру, наша компания писала про внедрение ИИ в работу отдела маркетинга. Описывали плюсы и минусы, делились эффективными промтами. Площадка подойдет B2B-компаниям, которые хотят повысить лояльность своей аудитории и экспертам, продвигающим личный бренд среди коллег.
Зарплата Журнал. Площадка с широкой аудиторией за счет новостной ленты с большими инфоповодами. От владельцев бизнеса приветствуются материалы на HR-тему и советы по найму сотрудников для раздела «Работодателям». Расскажите о фишках своей корпоративной культуры, поделитесь кейсами о том, как работали с конфликтными работниками. Подойдут материалы как от лица руководства, так и с точки зрения сотрудника.Размещение на площадке поможет продвинуть HR-бренд компании или вашу экспертность в сфере найма.
вАЙТИ. Отраслевой портал для IT-специалистов. Работать предстоит с креативной редакцией «Рыба». Среди тем, которые нравятся площадке: опыт IT-бизнесменов, кейсы компаний и стартапов. Приветствуются материалы про хард-скиллы с профессиональной лексикой и вставками кода. Доступна статистика по просмотрам. Площадка набирает обороты, с каждым днем появляется все больше специалистов, готовых делиться опытом. Подойдет тем, кто занимается IT или диджитал, хочет прокачивать свой личный бренд и нетворкинг с коллегами.
Топ-5 советов для удачной работы со статьями
Вместо подведения итогов собрали пять полезных советов при работе со статьями, которые помогут начинающим быстрее получить первые бесплатные публикации.
Используем платформу Pressfeed. Полезный инструмент для поиска СМИ, которым нужна статья на определенную тему. В настройках можно выбрать интересующие вас топики или площадки. Переписываться с журналистами на Pressfeed удобно: не нужно тратить время на поиски контакта и отвечают здесь они чаще, чем на почте. Сервис платный, но есть и free-тариф с возможностью отвечать на 3 запроса от СМИ в месяц. Для старта — то, что нужно!
Пишем в блоги партнеров. Даже у небольших компаний могут быть крупные партнеры-интеграторы. У вас есть общая аудитория, которая посещает их сайт. Поэтому публикация в их блоге вероятнее всего даст приток лидов и повышение узнаваемости вашего бренда. Это простой способ расширить ваше инфополе: контакты у вас уже есть, о релевантных темах можно узнать напрямую. Хороший формат для материала в блоге крупного партнера — кейс вашего совместного клиента. Вы показываете синергию и ценность ваших решений, результат, который получил ваш довольный клиент.
Если сложно, начинаем с комментариев. Статьи — большой формат, который требует времени и сил. Если вам как эксперту сложно втянуться в работу с медиа и составлением больших текстов, начните с коротких комментариев для СМИ. Обычно требуется мнение до 1500-2000 знаков. К тому же, шанс бесплатно поработать с крупными площадками сильно повышается. Они сами ищут комментарии и охотно поделятся вашим экспертным мнением в дайджесте, обширной колонке или обзоре. Вам работы меньше, а выхлоп от публикации — больше.
Создаем удобный форматируемый шаблон. На многих площадках с бесплатным размещением вы либо верстаете текст в редакторе сами, либо собираете его в Google-документе. Во втором случае у части СМИ есть свои редакционные правила форматирования. У многих они схожи, поэтому советуем сразу создать шаблон с общими правилами: применение стилей, таблица с необходимой организационной информацией, пробелы между пунктами в списках. Составляйте статью сразу в этом документе, чтобы не тратить время на оформление.
Даем бюджет, когда видим результат. Если по UTM-ссылкам, которые вы включили в материал, к вам пришли лиды или через статью о вас узнали и пригласили спикером на отраслевую конференцию, вы нашли подходящее в вашем кейсе СМИ. Продолжайте работать с ним, выделяя бюджет на продвижение. Возможно, вы решите запустить таргетированную рекламу на статью, купить премиум-статус для блога или оформить подписку на ежемесячное размещение колонок. Помните, что бюджет должен себя отработать. Убедитесь, что у вас или вашей команды хватит сил и времени на создание качественных материалов.
На каких площадках вы размещаете статьи? Делитесь полезными ресурсами!