Уже длительное время сфера автобизнеса испытывает острый кадровый дефицит. В среднем на одну вакансию в России сейчас приходится чуть больше двух резюме. Это один из самых низких показателей относительно всего рынка и крайне низкий относительно условий, которые считаются в HR нормой.
Как в условиях кадрового голода компаниям из сферы автобизнеса развивать бизнес? Какие новые решения применяются командами в одной из самых дефицитных отраслей?
Международная сеть автосервисов FIT SERVICE совместно с аналитическим агентством Gruzdev-Analyze проанализировали ключевые тренды в сфере кадров на автомобильном рынке в 2024 году. Компании провели опрос более тысячи работодателей из отрасли в июне 2024 года и выявили ключевые фокусы. Главные выводы — работодатели расширяют воронку найма и фокусируются на удержании сотрудников. Находки предпринимателей, которые легли в основу исследования, могут быть интересны и полезны не только коллегам по цеху, но и любой другой отрасли, которая испытывает нехватку рабочей силы.
Новые рынки для найма
На рынке труда происходят глобальные перемены. Значительно расширяется взгляд на найм. Работодатели ищут для себя новые рынки: привлекают молодых и неопытных, приглашают на работу женщин в «мужские» профессии, переобучают специалистов из других сфер, организуют переезд трудовых мигрантов.
Главное, чтобы человек был с руками и хотел работать
По данным исследования FIT SERVICE и Gruzdev-Analyze:
- 23% работодателей из сферы автосервисного бизнеса стали чаще приглашать на работу молодых сотрудников.
- Четверть собственников СТО (26%) настроены на гендерную переориентацию — они создают вакансии для женщин.
- Часть работодателей (29%) сообщили, что готовы брать мужчин без опыта из других сфер и переобучать их за свой счет.
«Главное, чтобы человек был с руками и хотел работать», — отметили многие руководители в комментариях. Кроме того, многие руководители и собственники СТО выстраивают работу с трудовыми мигрантами, организуя процесс переезда и подготовки документов для разрешения на работу.
Как еще укомплектовывают штат?
Мы отмечаем фокус многих предприятий на возврат ранее ушедших сотрудников. Такие программы сейчас разворачиваются во многих компаниях и в нашей сфере в том числе. Например, сети FIT SERVICE в этом году удалось вернуть 6% ранее уволившихся сотрудников. Мы планируем работать в этом направлении и дальше.
Сегодня все дороже становятся рекламные кампании по привлечению кадров. Работодатели расширяют не только воронку найма, но и экспериментируют с маркетинговыми подходами и каналами привлечения. Искать сотрудников в 2024 году стало дороже и дольше.
Как меняются зарплаты в отрасли?
Сегодня необходимо не только привлечь, но и удержать людей. Если ранее стандартом для HR департамента был срок 21 день на закрытие вакансии, то сегодня мы видим уже 72 дня в среднем. Поэтому особенно важной становится задача удержания кадров. Сегодня необходимо не только привлечь, но и четко понимать, что делать с теми, кто пришел в нашу сферу. Людей нужно готовить, обучать, адаптировать. Предлагать достойную заработную плату и регулярно ее пересматривать — это уже базовые правила. Но даже эти, казалось бы, всем понятные условия удержания кадров не все работодатели понимают и принимают.
В сети FIT SERVICE заработную плату индексировали в 2023 году дважды. Еще одно поднятие оплаты труда в среднем на 21% для сотрудников СТО прошло в августе 2024 года.
Как решаете проблему кадров в своем бизнесе вы? Расскажите о своих оригинальных и действенных инструментах в комментариях.