Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 ₽

Подробнее
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Использование доменного имени в товарном знаке


Гражданское законодательство не признает доменные имена средствами индивидуализации. При этом адрес сайта нередко приобретает большую ценность. Потребители воспринимают его как элемент бренда. Успех в мировой сети привлекает внимание недобросовестных конкурентов. Защитить домен от посягательств помогает регистрация товарного знака. О применении механизма на практике, мы рассказали в нашей статье.

Отличие бренда от сетевого адреса

Торговые марки — интеллектуальная собственность, защищаемая законом с момента государственной регистрации. Охрана предоставляется коммерческому обозначению в пределах России либо на международном уровне, а подтверждением исключительных прав служит свидетельство. Нематериальный актив можно продавать, закладывать, передавать во временное использование. Товарный знак — это имущество со стоимостной оценкой и четко очерченным правовым статусом (ст. ст. 1477 — 1515 ГК РФ).

Сетевой адрес запатентовать нельзя. Гражданский кодекс РФ не раскрывает правил совершения сделок с таким объектом. Определения даются ст. 2 закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 г. и Правилами № 2011-18/81, утв. Координационным центром национального домена «Интернет».

Под термином понимают символьное обозначение, применяемое в целях сетевой адресации. Отношения владельца (администратора) и регистратора регулируются договором об оказании услуг. Результатом таких соглашений является нематериальное благо.

Сравнительная характеристика
Товарный знакДоменное имя
Правовая природа
Объект интеллектуальной собственности
Имущественное право
Основание приобретения
Охранное свидетельство Роспатента и/или международной организации
Договор с регистратором
Порядок возникновения
Процесс разбит на этапы, включает формальную и фактическую экспертизу, облагается пошлиной, занимает 18 месяцев и 2 недели
Заключение соглашения занимает 1 день, оплата взимается за весь период пользования по рыночным ценам
Срок прав
С момента регистрации 10 лет с возможностью неограниченного продления
Период действия соглашения зависит от выбранной зоны — от 1 до 10 лет, пролонгация допускается после новой оплаты
Ценность
Является нематериальным активом, может стоять на балансе, увеличивает стоимость бизнеса
Не рассматривается в качестве самостоятельного актива, но со временем приобретает ценность
Юридическая защита
Охраняется авторским правом, может включать самостоятельные произведения — например, картинки, логотипы, музыку). Произвольное использование запрещено
Символьное обозначение не охраняется, защита ограничена договором, пресечь копирование нельзя
Прекращение прав
Допускается по инициативе владельца (отказ) либо на основании решения суда
Автоматически по окончании соглашения с регистратором

Трансформация доменного имени в бренд

Если онлайн-продажи набирают оборот, сетевой адрес превращается в элемент коммерческого обозначения. Потребители связывают имя интернет-ресурса с продуктом, производителем или магазином. Удостоверение прав на домен лишь договором порождает многочисленные риски:

  • копирование и недобросовестную конкуренцию;
  • претензии правообладателей товарных знаков, в том числе иски о взыскании компенсаций до 5 000 000 ₽;
  • изъятие сайта в пользу владельца сходной торговой марки;
  • аннулирование регистрации.

Потеря доменного имени — настоящая катастрофа для действующего бизнеса. На продвижение компании тратят сотни и миллионы рублей. Изъятие или запрет на использование сетевого адреса равнозначен блокировке. Работу по продвижению, привлечению аудитории, формированию репутации приходится начинать заново.

Чтобы защитить бизнес от убытков, рекомендуем встраивать в символьное обозначение торговую марку. Охранное свидетельство позволит пресекать попытки нелегального копирования, требовать удаления рекламы недобросовестных конкурентов, блокировать сайты-дубли, незаконные страницы социальных сетей. Обозначение станет дополнительным активом компании, откроет путь к продажам на маркетплейсах.

Преимущества регистрации ТЗ на адрес сайта

Регистрируем домен в качестве товарного знака

Порядок получения охранного свидетельства Роспатента определен ст.ст.1492 — 1507 ГК РФ. Процедура детализируется Административным регламентом, утв. приказом Минэкономразвития РФ № 483, а также рядом ведомственных распоряжений.

Схема регистрации ТЗ на доменное имя
ЭтапСтоимостьСрок
Оплата государственной пошлины и подача документов в Роспатент
3500,00 + 1000,00 за каждый дополнительный класс МКТУ

свыше 5 — за формальную экспертизу

11500.00 + 2500,00 за каждый дополнительный класс свыше 1 — за экспертизу обозначения.
2 недели
Публикация в бюллетене
15 дней
Проверка уплаты пошлины
2 недели + 2 месяца на устранение недостатков
Оценка комплектности документов
1 месяц + 3 месяца на направление дополнительных материалов
Экспертиза обозначения
Пошлина оплачивается сразу после подачи заявки
12 месяцев
Исполнение заявителем запросов, подготовка ответов
6 месяцев
Рассмотрение дополнительных материалов
2 месяца
Регистрация и выдача свидетельства
16000,00 + 1000,00 за каждый класс МКТУ более 5
5 дней

При этом цена и срок предварительной проверки устанавливаются договором. Этап не является обязательным, но существенно снижает риск отклонения заявки

На продолжительность рассмотрения заявки влияет количество заявленных классов МКТУ, оперативность реагирования заявителя на уведомления, качество заполнения документов, правильность расчета государственной пошлины.

Ранее регистрировать коммерческие обозначения могли только предприниматели и организации. Теперь эти ограничения сняты

Правом обращения в Роспатент обладают физические и юридические лица, имеющие реальный интерес использования торговой марки. Ранее регистрировать коммерческие обозначения могли только предприниматели и организации. С 29 июня 2023 года ограничения сняты, статья 1478 ГК РФ утратила силу.

Подбираем домен для товарного знака

Если адрес сайта обладает различительной способностью, он может служить словесным коммерческим обозначением. Буквы, цифры, символы потенциала идентификации не имеют. Средством индивидуализации становятся их комбинации — фантазийные выражения или специфические аббревиатуры.

Мы рекомендуем регистрировать комбинированные варианты и сочетания слов, неиспользуемые в обычной речи. Если адрес сайта включает только слова широкого употребления, есть риск отклонения заявки. Неудачными решениями, станут, например, «золото.com», «игрушки.ru». Добиться правовой охраны таких товарных знаков без стилизации или дополнительных элементов будет сложно. Шансы растут при обращении к латинице, комбинированию строчных и прописных букв — ZoLoTo.com.

Отдельного внимания заслуживают товарные знаки, создаваемые на основе цифровых доменных имен. Правовая охрана предоставляется только при подтверждении узнаваемости потребителем — опросы, аналитические исследования, справки о посещаемости сайта.

Приведем несколько примеров.

Правовой защите подлежит цветовая гамма, сочетание букв «BEZDTP». Элемент «RU» не охраняется, может свободно копироваться другими участниками оборота. ТЗ № 505254, Правообладатель: Общество с ограниченной ответственностью Движение без опасности. Источник: Роспатент платформа
Исключительное право распространяется на цветовое решение, фразу CarPrice, изображение автомобиля и форму ярлыка. ТЗ № 558410, правообладатель: Общество с ограниченной ответственностью СЕЛАНИКАР. Источник фото: Роспатент платформа
Выполнить условия смог, например, владелец ювелирного бизнеса. Число 585 ассоциируется у населения с золотой пробой. Дополнительно создатели эскиза ТЗ № 686831 использовали стилизацию. Правообладатель: Общество с ограниченной ответственностью ГлавКапСтрой. Источник фото: Роспатент платформа
А вот правообладателям ТЗ № 944175 подтвердить различительную способность цифры 47 не удалось. Доменное имя признано неохраняемым элементом. Защиту получило цветовое решение и комбинация.ТЗ № 944175, правообладатель: Общество с ограниченной ответственностью «ФОРС Продакшн. Скриншот с сайта fips.ru

Перед регистрацией домена рекомендуем проверить выполнение требований ст. 1483 ГК РФ. Адрес сайта не должен:

  • полностью или преимущественно состоять из общеупотребительных слов, цифр, знаков;
  • противоречить морали, нравственности, закону;
  • повторять официальную символику, географические названия;
  • указывать на свойства товаров, форму, место происхождения.

Если требования не будут выполнены, Роспатент откажет в регистрации без возврата государственной пошлины.

При разработке эскиза обозначение проверяют на техническую и фактическую уникальность. Имя сайта не может дублировать адреса других порталов, не должно совпадать или быть схожим с действующими брендами. В первом случае достаточно запросить историю домена через whois-сервисы, во втором — придется воспользоваться онлайн-платформой Роспатента.

Техническая уникальность наименования не гарантирует отсутствия схожести с торговыми марками. Глубокий анализ лучше поручить патентоведу или практикующему IP-юристу. Исследование проводится вручную по каждому классу МКТУ с учетом графики, семантики, фонетики. Помощь предоставляется патентным бюро «Первоисток» по запросу клиента.

Что делать, если обозначение компании отличается от доменного имени? Если речь идет о фирменном названии, то проблем с регистрацией товарного знака не возникнет. Наименование компании признается отдельным средством индивидуализации и охраняется по правилам ст. ст. 1473 — 1476 ГК РФ. Его разрешено встраивать в коммерческие обозначения, эмблемы и доменные имена.

Если же адрес сайта не совпадает с действующей торговой маркой, придется регистрировать еще один бренд. Количество товарных знаков, принадлежащих одному правообладателю, не ограничено.

Коротко о доменных спорах

Конфликты между владельцами ТЗ и администраторами сайтов разгораются регулярно. Для разрешения доменных споров на международном уровне применяются многочисленные алгоритмы.

В национальном сегменте «Интернет» востребованы стандартные методы медиации:

  • заключение лицензионных договоров;
  • выкуп товарного знака или наименования сайта.

Отечественная судебная практика по разрешению конфликтов неоднозначна.

Внесудебные процедуры ВОИС
Основные виды доменных споров
Недобросовестная конкуренцияКиберсквоттингОбратный захват
Правила регистрации доменных имен не запрещают копирования. Любое лицо вправе создать аналогичный сайт в другой зоне. Нередко адрес встраивают в наименование сообществ социальных сетей, рекламу
Организация или физическое лицо приобретает права на доменные имена аналогичные или созвучные известным брендам. Коммерческий интерес заключается в продаже правообладателям адресов по завышенным ценам
Рейдеры отыскивают посещаемые и прибыльные сайты, а затем регистрируют на них товарный знак. Далее к владельцу предъявляется иск об изъятии доменного имени.
Примеры из судебной практики
Недобросовестная конкуренция
Владелец сайта kaliningrad.priem-metallolom.com столкнулся с недобросовестной конкуренцией. Ответчик зарегистрировал доменное имя kaliningrad.metallolom-priem.com и занялся аналогичным бизнесом. Поскольку товарный знак отсутствовал, истец попытался защитить авторское право на дизайн сайта. Судебное разбирательство длилось более 2 лет, дело возвращалось ВС РФ на повторное рассмотрение (определение № 5-КГ21-14-К2 от 27.04.2021 г.). Итогом стал отказ истца от требований (дело Мосгорсуда № 3-0890/2021)
Киберсквоттинг

Спор разгорелся между иностранной корпорацией и физлицом по факту регистрации доменного имени wondershare.ru. Истец владел аналогичным товарным знаком, требовал взыскать с нарушителя компенсацию и безвозмездно изъять адрес. Ответчика обвинили в киберсквоттинге. Арбитражный суд Москвы с истцом согласился, требования удовлетворил (спор № А40-217725/2022)
Обратный захват

Владелец товарного знака «Pay-Me» предъявил иск к администратору доменного имени payme.ru. Правообладатель настаивал на запрете использования адреса сайта. Коллегия 9 ААС выяснила, что торговая марка была зарегистрирована на 5 лет позже домена. Действия истца посчитали обратным захватом. Однако ответчику все равно запретили использовать адрес (определение 9 ААС по спору № А40-25652/16).

Иногда решения принимаются судами с учетом регистрационного приоритета. Право признают за лицом, впервые легально использовавшим обозначение. Получение охранного свидетельства Роспатента не принимается во внимание, если ответчик регистрирует доменное имя на несколько лет раньше. Такой позиции придерживался Верховный суд России при разрешении дела № А41-11219/2015.

Истец «Кроно24 ГмбХ» требовал запретить ответчику администрировать домен chrono24.ru. Обоснованием служили исключительные права на фирменное название и международное охранное свидетельство на торговую марку. Компания также ссылалась на наличие коммерческого сайта chrono24.com. Верховный суд РФ иск отклонил со ссылкой на приоритет ответчика, зарегистрировавшего домен раньше.

По данным Координационного центра доменов, совпадение сетевого адреса с товарным знаком, либо сходство с таковым с высокой вероятностью повлечет запрет использования. Иски правообладателей удовлетворяются в 80% случаев даже при подтверждении добросовестности владельца сайта.

О приоритете владельца торговой марки, например, заявлял Суд по интеллектуальным правам при рассмотрении спора № А40-70060/2020.

Справкой, утв. постановлением СИП № СП-21/4 от 28.03.2014 г. установлены критерии аннулирования сетевой адресации:

  • идентичность или высокая схожесть с товарным знаком;
  • отсутствие у администратора сайта законного коммерческого интереса;
  • недобросовестность владельца доменного имени.

Фактически судебный спор выигрывает сторона, занявшая активную позицию. Профессионализм защитников, качество доказательственной базы, наличие экспертных заключений, патентов и документальных свидетельств играют ключевую роль в противостоянии.

Что делать, если ваш товарный знак используют в сети без разрешения

Действовать следует комплексно. Помимо предъявления иска о запрете незаконных действий и взыскании компенсации, можно направить требование об ограничении операций со спорным сайтом. Заявление подается регистратору домена по установленной форме. При обмане потребителей рекомендуем направить в Роспотребнадзор ходатайство о привлечении нарушителя к административной ответственности по ст. ст. 14.7 и 14.8 КоАП РФ. Если действия ответчика противоречат закону, имеет смысл обратиться в Роскомнадзор. Доступ к порталу ограничат по правилам ст. 15.3 закона № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.

Так выглядит форма заявления регистратору

Подведем итоги

Есть пять важных моментов, которые стоит запомнить:

  1. Доменные имена не имеют четкого правового статуса и специального механизма юридической охраны.
  2. Включение сетевого адреса в товарный знак — наиболее эффективный способ защиты от недобросовестной конкуренции, киберрейдерства и иных злоупотреблений.
  3. Регистрационный приоритет применяется в доменных спорах избирательно. Преимущество остается за владельцем торговой марки.
  4. Собственник бренда вправе применять к нарушителю специальные меры, в том числе ограничивать работу сайта.
  5. Судебные разбирательства по делам длятся несколько лет. Победа в споре далеко не всегда компенсирует фактические убытки.

Получить дополнительную консультацию по вопросам правовой охраны доменных имен можно у патентоведов бюро «Первоисток». Специалисты изучат обстоятельства дела и предложат способ защиты.

Расчетный счет для бизнеса

Предложение от Т-Банка

Расчетный счет для бизнеса

  • Бесплатное открытие, онлайн. Реквизиты — в день заявки
  • Первые два месяца — бесплатное обслуживание
  • Любые платежи ИП и юрлицам внутри банка — 0 ₽
Узнать больше

АО «ТБанк», лицензия №2673

Александр Дубок
Александр Дубок

А как вы защищаете свой домен?


Больше по теме

Новости