Привет! Меня зовут Максим Ефимов, я предприниматель с опытом в IT. В 2022 году решил вместе с единомышленниками запустить flip — российский аналог Miro. Однако вскоре мы поняли: нужно привлекать инвестиции.
В поисках финансирования перепробовали множество вариантов, но в итоге остановились на краудинвестинге через платформу brainbox.VC. В итоге нам удалось собрать 16,3 млн ₽ для развития flip. В этой статье поделюсь опытом сбора инвестиций через краудинвестинг и расскажу, какому стартапу подойдёт коллективное финансирование, а кому нет.
Как мы создавали flip
До запуска своего бизнеса я работал Agile Coach, то есть специалистом по внедрению и реализации в методологии Agile. В найме часто пользовался Miro и увидел, чего не хватает иностранному сервису. Например, нельзя структурировать и упорядочивать работу, и со временем на доске начинался хаос. У меня были идеи, как можно улучшить Miro, но на тот момент о создании альтернативы даже не задумывался.
Тем не менее попытки создать своё дело были. Во время работы в найме всегда чувствовал рвение к предпринимательству. Даже пробовал в 2018-2019 гг. запустить стартап в сфере RetailTech: была идея предложить альтернативу кассам в магазинах, чтобы покупатели не стояли в очередях. К сожалению, первый опыт предпринимательства ни к чему не привёл.
В 2022-м сделал новую попытку запустить своё дело. Именно тогда понял, что формируется новая реальность, и решился ещё раз попробовать. Мне пришла идея о создании альтертативы Miro. Тем более, что благодаря работе в найме понимал, как этот инструмент устроен, кто им пользуется и для каких целей.
Запускать стартап в одиночку было страшно, поэтому поделился идеей с приятелем. Обсуждение будущей альтернативы Miro происходило по всем киношным традициям: в баре аэропорта за кружкой пива. Удивительно, но приятель с энтузиазмом поддержал идею. Вспоминаю тот разговор и понимаю: если бы единомышленник отказался, то, возможно, своё дело я так и не начал.
Вскоре после обсуждения идеи встретился с приятелем, чтобы обсудить, с чего начать. Сперва определились с миссией. Сформулировали её так: сделать совместную работу в онлайне классной, эффективной и удобной. Также продумали основные «фишки», например, генерацию контента с помощью AI. Кроме того, было важно, чтобы сервис принимал оплату в рублях — так мы хотели поддержать тренд импортозамещения.
Тогда же придумывали название стартапа. Искали что-то ёмкое, короткое и запоминающееся название, которое отражало бы суть приложения: доска и совместная работа. Первое вариант — Joint, что в переводе означает «совместный», но также жаргонное «косяк», поэтому отказались от него. Потом вспомнили, что в эпоху офлайна все рисовали на флипчартах, а коротко их называли флипами. Так и появился flip.
Уже в августе 2022 собрали первую команду из 5 человек, а в сентябре запустили разработку. В августе 2023 года собрали группу пользователей для бета-тестирования. В сентябре, после всех доработок и исправления багов, flip был готов к запуску. При этом я продолжал работать в найме: надо было кормить себя, семью и параллельно заниматься проектом.
В результате у нас получилось классное рабочее пространство. Наши пользователи могут создавать, редактировать или генерировать с помощью AI контент, провести мозговой штурм с командой, поделиться ссылкой на свою доску с другими. Сегодня flip растёт от месяца к месяцу. База пользователей насчитывает более 20 тыс. человек, которые создали более 3 млн элементов. Кроме того, у нас есть первые клиенты и стратегический партнёр «Битрикс24».
Всё это время мы создавали и развивали flip на собственные деньги. Но уже ещё в самом начале пути было понятно: так долго протянуть не сможем; нужно привлекать инвестиции. Тем более, что основная стратегия развития flip — это расширение рынка за счёт создания SuperApp для совместной работы онлайн и масштабирования за пределы РФ. Что, конечно, невозможно сделать только на свои деньги. Подсчитали на основе бизнес-модели, что на первых порах нам нужно привлечь 16-17 млн ₽. Эти деньги мы планировали потратить на фонд оплаты труда, маркетинг, и инфраструктурные расходы.
Почему выбрали краудинвестинг
Рассматривали несколько вариантов финансирования. Гранты отмели сразу: наш стартап мог получить по ним до 4 млн ₽ в год — мало для наших целей. Поэтому сразу целились на венчурное финансирование. В поисках инвесторов ходили на закрытые инвест-тусовки, тематические мероприятия, даже участвовали в Российском Венчурном Форуме. В общем, рассказывали про flip где только можно.
Что интересно: про краудфинансирование не слышали. Да, про Kickstarter знали, но не рассматривали эту площадку всерьёз. Однако в 2023 году благодаря сообществу фаундеров услышали про краудинвестинг и поняли: «Да, это подходит». Идея, что мы выпускаем акции и продаём их инвесторам, нас привлекла.
Краудинвестинг — одна из разновидностей коллективного сбора денег
Предприниматель приходит на специальную площадку с идеей, а пользователи решают, вложиться ли или нет. По итогу раунда стартап получает деньги, а инвесторы становятся совладельцами бизнеса. С 1 января 2020 года деятельность краудинвестинговых площадок регулирует закон 259-ФЗ.
Для краудфинансирования рассматривали две площадки: brainbox.VC и Bizmall. Подали заявку на обе платформы сразу, чтобы посмотреть, где условия лучше и куда нас возьмут. Увы, но ни одна из площадок flip не приняла. На тот момент наш продукт был только-только готов к запуску — для раунда краудинвестинга этого недостаточно.
Мы не отчаивались. Выпустили flip и стали привлекать пользователей, появились первые результаты работы. Приняли ещё одну попытку в феврале 2024, однако на этот раз заявку подали только на brainbox.VC. На Bizmall решили не выходить: как оказалось, это площадка больше про краудлендинг, чем краудинвестинг. Да и общение с brainbox.VC нам показалось более демократичным и дружелюбным.
Вторая попытка оказалась успешной. На этот раз команда brainbox.VC сказала, что flip их заинтересовал, и готовы с нами поближе познакомиться. Назначили встречу, созвонились с руководителем отдела стартапов, обсудили проект и планы. Так началась наша история знакомства с краудинвестингом и brainbox.VC
Как готовились к запуску раунда
Ключевых этапов подготовки к краудинвестингу было много, но вот основные:
Скоринг. Экспертный совет Brainbox оценивал flip по разным критериям, начиная от проблемы, опыта и экспертизы команды до адекватности инвестиционного запроса. Также проверяли нашу бизнес-модель, оценку рынка и ключевые гипотезы.
Работа с трекером. За нами прикрепили экспертов brainbox.VC, чтобы вместе доработали презентацию flip. Также трекеры помогали готовиться к финальному питчу перед Советом директоров Brainbox.
Финальный питч. Мы выступили перед Совета директоров Brainbox. Эксперты оценивали наш стартап и вынесли вердикт: «Всё круто, мы готовы предложить вам размещение на платформе!».
Юридическое оформление. Мы начали реорганизовывать компанию из ООО и открывать акционерное общество. Кроме того, начали заниматься сразу же подготовкой карточки проекта на brainbox.VC.
АО открыли буквально за неделю-две. Но, конечно, тоже пришлось немного понервничать со сменой организации. Благо, что команда платформы помогала на каждом этапе — без их помощи было сложнее.
Параллельно с подготовкой к раунду выступили на инвестиционном форуме в Казани, где вошли в топ-15 лучших из 477. Мы рассказывали про сбор инвестиций на brainbox.VC, чтобы инвесторы оставляли предварительные заявки на покупку наших акций.
В мае 2024 начался сбор средств на brainbox.VC. Также благодаря выступлению на форуме в Казани нами заинтересовались инвесторы из венчурного фонда. Что делать — мы не знали. На brainbox.VC раунд запущен, так ещё есть оффер от фонда. Из двух мест привлечь деньги нельзя, и надо было на чём-то остановиться.
В конечном итоге всё-таки решили продолжать раунд на brainbox.VC На то есть три причины.
Результат был предсказуемым. С brainbox.VC у нас были чёткие сроки, когда закроется раунд и когда придут деньги. Да, гарантий, что мы точно соберём инвестиции, не было. Однако с фондом было непонятно, когда придут деньги и через что нужно будет пройти.
Управление сохраняется за собой. В краудинвестинге выпускаются привилегированные акции. Владельцы таких ценных бумаг не могут участвовать в управлении бизнеса. С фондом всё иначе.
Широкие возможности. В краудинвестинге можно запускать сколько угодно раундов. Кроме того, мы получаем не только деньги, но и коммьюнити инвесторов. Это актив, с которым можно грамотно работать.
Как проходил раунд
Поначалу было страшно. Мы переживали, что не соберём деньги. Сбережения, на которые по-прежнему жил flip, стали заканчиваться. И мы всё время проводили дни в раздумьях, можем ли как-то повлиять на сбор денег.
В итоге всё было спокойно. Команда brainbox.VC заказывала рекламу у блогеров, готовила про нас контент и рассылала по базе подписчиков, а ещё организовывала прямые эфиры с нами. Мы тоже участвовали в продвижении раунда: везде где только можно рассказывали, что у нас идёт раунд на brainbox.VC.
В результате раунда собрали столько, сколько нам нужно было: 16,3 млн ₽. Для того, чтобы получить деньги, flip нужно было выполнить обязательства эмитента, например, передать права на интеллектуальные права с ООО на АО. Но мы оперативно подсутились и сделали всё за неделю. Так что деньги после закрытия раунда получили быстро.
На мой взгляд, есть два фактора, которые помогли привлечь деньги.
flip постоянно менялся. Во время раунда мы расширили команду, запускали новые фичи, увеличили базу пользователей в 3-4 раза. Также инвесторы оценили, что во время сбора денег мы подключили монетизацию к flip.
Miro ушёл из РФ. Прям под конец раунда появились новости, что иностранный конкурент перестанет работать с российскими пользователями. И это ускорило раунд: всего за сутки после объявлении об уходе Miro из РФ мы собрали 1,2 млн ₽.
Сейчас собранные деньги тратим на маркетинг и команду. Также будем отчитываться перед инвесторами каждый квартал, как меняется flip и достигает ли заявленных целей. Эти обязательство могут спугнуть предпринимателей, хотя на самом деле инвесторы — это ценный актив. Мы планируем развивать с ними отношения.
Впечатления о краудинвестинге
Опыт интересный. Как оказалось, краудинвестинг ничем не хуже других способов финансирования. Однако, на мой взгляд, подойдёт не всем.
Краудинвестинг больше подходит для ранних стадий стартапов. В среднем за один раунд можно собрать до 15 млн ₽ для pre-seed проекта и до 30 млн ₽ для seed проекта. Если у вас другой инвестиционный запрос, то, скорей всего, краудинвестинг вам не подойдёт.
Надо быть готовым к публичности. Посещение мероприятий, выступления, постоянное общение с инвесторами и другими фаундерами — всё это требует краудинвестинг. Для меня это было самое сложное: боялся выступлений на публику. Но в итоге этот страх публичности удалось победить.
В 2025 году, возможно, запустим новый раунд. Какая сумма нам понадобится, будет ли это сбор денег через краудинвестинг или что-то другое — пока не определились. Будем решать в начале 2025 года.
А как вы находили инвестиции для создания и развития собственного бизнеса?