Сегодня бизнес по модели франшизы пользуется большой популярностью у начинающих предпринимателей. Стартовать под сильным брендом действительно немного проще, чем начинать с нуля, но при этом важно не совершить типовых ошибок. За три года работы франшизным менеджером я собеседовал более тысячи бизнесменов и готов рассказать, какие моменты мешают им принять взвешенное решение.
Ошибка 1. Попытка с помощью франшизы познакомиться с миром бизнеса
Если у вас нет предпринимательского опыта, франшиза может показаться отличной точкой входа. Отчасти это так и есть, но открытие своего филиала под вывеской крупной сети — слишком ответственное решение, чтобы просто пощупать сферу.
Почему франшиза — не лучший способ изучать бизнес-среду?
Нужен достойный стартовый капитал. Если печь торты на заказ можно с нулевыми вложениями, то стать управляющим кофейни или флористической студии можно минимум с 2 миллионами рублей.
Потребуется много вашей энергии и вовлеченности. Управляющая компания, приняв вас на борт, ждет крутых результатов.
Для знакомства с бизнес-средой как таковой я рекомендовал бы более простые способы с малыми рисками и вложениями (например, продажа на маркетплейсах без открытия офлайн-точки). Если же вами движет не только любопытство, но и страсть к направлению, в котором вы хотите развиваться, желание создавать красивый и устойчивый бизнес, тогда можно смело искать сеть для партнерства.
Ошибка 2. Магия громкого имени
Интуитивно мы тянемся к сильному бренду: если название компании у всех на слуху, а клиенты оставляют о ней восторженные отзывы, значит, это мощный партнер, который поможет быстро встать на ноги.
Многие франчайзи, мысля как клиенты, вступают в раскрученную сеть практически не глядя. Ошибка в том, что изнутри бизнес может выглядеть немного иначе.
Возможные подводные камни сетевой компании, которая у всех на слуху, следующие.
Высокая конкуренция внутри сети. Если в небольшом городе есть уже пять кофеен под известным брендом, а вы хотите открыть шестую, ваши результаты могут быть не такими убедительными, как у первых пяти партнеров.
Поправка на конкретный регион. Сеть магазинов косметики с относительно высоким средним чеком может быть очень популярна в Москве, но в каком-нибудь небольшом областном городе у аудитории может просто не быть покупательной способности, чтобы выбрать ваш магазин.
Доминирующая позиция управляющей компании. Влиятельный бренд может оказаться достаточно сложным и требовательным партнером для новичка, особенно если вы настроены занимать активную позицию и самостоятельно управлять своей точкой.
Ошибка 3. Слишком быстрое «да»
Часто потенциальный франчайзи получает от менеджера презентацию с впечатляюще высокими показателями — и сразу готовится подписывать договор. При этом есть соблазн закрыть глаза на непрозрачные условия или дискомфортные требования: так хочется стать частью франшизы, что все это кажется неважным.
Ниже — опасные установки, которые подгоняют вас скорее принять решение.
«Ничего, это будет мой бизнес, все неприятные моменты я как-нибудь сумею обойти». Не сумеете — или потратите на это очень много ресурсов.
«Я предложу свое решение, и меня послушаются». В сетевом бизнесе почти всегда процессы выстроены в соответствии с опытом и экспертизой партнеров. Гибкое руководство франшизы вас обязательно выслушает, но не факт, что ваша идея будет воплощена в жизнь.
«Наверное, так пишут во всех договорах». Совсем необязательно: условия взаимодействия, бизнес-схема и стиль управления в разных франшизах заметно отличаются.
«Главное — ввязаться, а там разберемся». Без комментариев.
Если слышите такие мысли в голове, возьмите тайм-аут и спокойно оцените предложение управляющей компании:
- изучите потенциал вашего региона для данной франшизы;
- мысленно примерьте на себя самый пессимистичный сценарий развития бизнеса;
- еще раз подсчитайте необходимые затраты и инвестиции;
- соберите обратную связь от текущих партнеров сети.
Отлично, если управляющая компания предлагает вам взаимодействие до подписания контракта и уплаты паушального взноса: например, вы начинаете вместе искать точку для вашего будущего цветочного магазина. Это классный повод лучше узнать бизнес и понять, действительно ли это ваша компания.
Ошибка 4. Поиск вертикали в партнерстве
Это свойственно начинающим предпринимателям, которые ранее работали в госсекторе или крупных корпорациях с выраженной управленческой вертикалью. Хочется по привычке понять, кто главный: вы или управляющая компания.
Если вы — значит, надо занять позицию силы, брать верх, добиваться своего, даже в мелочах. Если УК — значит, нужно во всем слушаться старшего товарища и надеяться на его экспертизу.
Обе позиции для бизнеса вредны. Хорошие отношения между партнерами — горизонтальные: равные, деловые, направленные на тесный контакт и совместное решение задач.
Не пытайтесь быть удобными!
Иногда, когда мы проходим собеседование, кажется, что нужно быть максимально лояльными и конформными — тогда работодатель выберет вас. Для бизнеса это проигрышная стратегия: вы не задаете неловких вопросов и поэтому не узнаете многих фактов о сети, а ее владельцы не видят в вас самостоятельного и проактивного предпринимателя.
Не бойтесь показаться излишне любопытными или напористыми: задавайте все вопросы! Вы выбираете себе партнера по бизнесу и имеете право интересоваться любыми мелочами.
Ошибка 5. Неточное понимание своей роли
Франшизы бывают разных моделей. Есть те, при которых франчайзи выглядит скорее как дольщик: вкладывает свой стартовый капитал и получает процент от прибыли, пока инвестиция не окупится.
Другие модели подразумевают, что франчайзи с первых дней занимает активную позицию и сам ведет дела: управляет закупками, оптимизирует процессы, находит способы увеличить доход.
Эти модели — не хорошие и не плохие, они просто разные. Перед тем как войти в сеть, полезно осознать свою роль и проверить, действительно ли взлет гарантирован, или вам для этого нужно совершить ряд действий. В последнем случае нельзя считать выбранный путь гарантией успеха в бизнесе: все будут решать ваша вовлеченность и проактивность.
Ошибка 6. Завышенные ожидания
Заряженный, позитивный партнер — это круто. Но когда мы слышим в диалоге с будущим франчайзи «не окупиться просто невозможно», это заставляет нас насторожиться.
Полезно держать в голове оптимистичный сценарий развития бизнеса: он вдохновляет и помогает принимать на себя неизбежные для бизнеса риски. Однако на старте важно иметь и план Б, который добавит вам антихрупкости.
Ниже — форс-мажоры, к которым нужно быть готовыми.
Затянувшийся подготовительный этап. Ваш магазин планировали отремонтировать за два месяца, а получилось четыре из-за сбоя в поставках. Вы дольше обычного ждали согласования вывески администрацией города.
Продажи на старте ниже, чем вы ожидали. Вот когда пригодится критический подход к цифрам из welcome-презентации. Нет гарантии, что в первые месяцы вы сразу выйдете на средние показатели, не говоря уже о самых высоких. Это не значит, что в чем-то вы совершили ошибку: возможно, бизнесу нужно больше времени, чтобы раскрутиться.
Превратности маркетинга. Узнаваемый бренд может не привлечь клиентов сразу — потребуются специальные акции.
Уточнение своей роли. Например, вам казалось, что выбранная модель бизнеса позволит работать «на автопилоте» или управляющая компания решит большую часть операционных задач. На деле может оказаться немного иначе.
Как обезопасить себя от излишне радужных надежд?
Зачастую достаточно только одного: на этапе знакомства с франшизой попросите менеджера показывать вам именно средние финансовые показатели. Не ориентируйтесь на единственную цифру, которую компания поместила на одном из первых трех слайдов презентации. Скорее всего, это их максимум, предмет гордости, но применительно к вашему личному пути более реалистично звучат усредненные данные.
Ошибка 7. Отсутствие путей к отступлению
Многие начинающие предприниматели подписывают договор с посылом «назад пути нет». Это не совсем так: выход есть всегда, в том числе и из франшизы. Однако условия этого выхода очень полезно обсудить на берегу.
Какие вопросы задать франшизному менеджеру, чтобы продумать отходной путь:
- Как происходит расставание с сетью?
- Есть ли возможность перепродать бизнес другому партнеру?
- Были ли кейсы выхода из франшизы, которые можно считать удачными для всех сторон?
Полезно держать в голове мысль, что бизнес не клетка и при необходимости вы можете закрыть свой проект. При этом самый благоприятный сценарий — выбрать франшизу, которая вас не разочарует. Поэтому не спешите подписывать контракт, слушайте себя. Если возникает любой дискомфорт в коммуникации с УК или обдумывании стратегии вашего бизнеса, фиксируйте его. Не стесняйтесь приходить за помощью к команде, делиться сомнениями и задавать вопросы: грамотная управляющая компания точно оценит ваш вдумчивый подход и правильно отнесется к обратной связи.
Друзья, как вы думаете, что лучше: стараться избегать типичных ошибок, о которых я говорю, или попытаться набить свои шишки? Правильного ответа нет, все решает только ваша личная стратегия!