Когда заканчивается срок действия подписи, владельцу нужно его продлить. Рассказываем, как это сделать.
Срок действия электронной подписи
Электронная цифровая подпись — ЭЦП — аналог собственноручной подписи на бумаге. Юридически верно ее называть «КЭП» — «квалифицированная электронная подпись». В статье мы будем использовать термин «КЭП».
Компании и ИП используют электронную подпись, чтобы обмениваться документами с партнерами, сдавать отчетность через интернет, участвовать в электронных торгах, подать иск в суд.
Максимальный срок действия электронной подписи — 15 месяцев. Такой срок у КЭП, выданных налоговой инспекцией или ее доверенным лицом руководителю ООО или ИП.
В остальных случаях КЭП действуют обычно год. На такой максимальный срок выдают подписи сотрудникам компаний, ИП с доверенностью и обычным гражданам в аккредитованных удостоверяющих центрах — АУЦ.
Если срок действия КЭП еще не истек, подпись можно перевыпустить и сэкономить время. Если же срок действия подписи уже закончился, придется оформлять новую КЭП.
Что делать, если истек срок действия КЭП
Когда закончится срок действия электронной подписи, она перестанет работать. Ею больше нельзя будет подписывать документы. Перевыпустить удаленно подпись не получится, придется оформлять новую. Например, если подпись нужна руководителю или ИП, придется лично приехать в точку выпуска КЭП минимум один раз.
Есть и небольшой плюс: новый токен покупать не придется, если он исправен. Новую подпись можно будет записать на старый.
Как подготовиться к продлению подписи
Чтобы успеть продлить КЭП, за пару недель до истечения ее срока проверьте:
- Работает ли токен, на который записана электронная подпись. Для этого нужно вставить его в компьютер и убедиться, что на нем горит индикатор. Если токен с действующей подписью сломан, продлить ее не получится. Нужно покупать новый и оформлять КЭП заново.
- Корректно ли работает программное обеспечение для КЭП, нет ли ошибок. Если есть проблемы, возможно, нужно переустановить программу для работы с подписью.
- Верно ли указаны ваши данные в сертификате подписи: ФИО, адрес, название компании. Если за время владения подписью данные изменились, придется выпускать новый сертификат КЭП, продлить старый не получится.
Важно проверить эти моменты заранее, чтобы точно успеть продлить КЭП или получить новую подпись. Иначе есть риск, что может приостановиться документооборот компании.
Куда обращаться за продлением электронной подписи
Продлевают подпись на тот же срок, на который она была выпущена, — на 15 месяцев или 1 год. По факту продлить — значит записать новый сертификат на старый или новый токен.
Продлить подпись можно несколькими способами:
- в налоговой;
- в доверенном лице налоговой, например АО «Тинькофф Банк»;
- в аккредитованном удостоверяющем центре.
Расскажем дальше подробно про каждый вариант.
Как продлить ЭЦП через налоговую
За две недели до истечения срока действия подписи придет уведомление в личный кабинет компании или ИП. Продлить электронную подпись в налоговой можно бесплатно. Главное — успеть это сделать до истечения срока действия КЭП.
Продлить ЭЦП дистанционно через личный кабинет налогоплательщика. Обычно это занимает несколько минут. Вот что нужно сделать:
- Вставить в компьютер токен с электронной подписью, которую нужно продлить.
- Войти в личный кабинет компании или ИП по действующей электронной подписи.
- Выбрать сервис «Перевыпустить сертификат электронной подписи», сформировать заявление, проверить в нем данные.
- Подписать заявление действующим сертификатом и направить запрос на изготовление нового сертификата.
Новый сертификат электронной подписи будет записан на тот же носитель. Подпись будет действовать полный срок — 15 месяцев.
Подпись действует до 15 июня 2023 года, ИП продлевает ее 9 июня 2023 года. Старая подпись перестанет действовать сразу же, а новая будет действовать 15 месяцев начиная с 9 июня — до 9 сентября 2024 года.
Продлить лично в налоговой. Для этого директору компании или ИП нужно прийти в налоговую и заполнить заявление на перевыпуск ЭЦП. С собой взять паспорт, СНИЛС и токен. Специалист в налоговой оформит документы и запишет сертификат КЭП на токен. Обычно это занимает несколько минут.
Как продлить электронную подпись через Т-Банк
Продлить КЭП можно в личном кабинете Т-Бизнеса. Сделать это может любой человек, у которого уже есть подпись. Где она была изначально выпущена, не важно. Процесс занимает в среднем один день.
Если вы клиент Т-Бизнеса, обновить КЭП можно в разделе «Электронные подписи» — «Выпуск подписи».
Если вы не клиент Т-Бизнеса, обновить КЭП можно по ссылке.
В обоих случаях процесс продления КЭП происходит одинаково: нужно оставить заявку, следуя пошаговой инструкции в личном кабинете. Понадобятся паспортные данные, СНИЛС и ИНН.
Как продлить подпись через аккредитованный удостоверяющий центр
По закону «Об электронной подписи» срок действия подписи, выданной АУЦ, должен быть указан в самом сертификате КЭП.
Аккредитованный удостоверяющий центр, в котором вы получали первичную подпись, должен прислать уведомление. Обычно его присылают за месяц до окончания срока действия КЭП. В разных УЦ порядок продления может различаться, поэтому опишем только общий алгоритм.
Чтобы продлить через удостоверяющий центр, нужно подойти туда с токеном и документами. Обычно достаточно одного паспорта, но список документов лучше заранее уточнить в АУЦ.
Главное
- Руководитель компании и ИП получают подпись в налоговой службе или у ее доверенного лица, а сотрудники с доверенностью или просто люди могут обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр.
- Налоговая инспекция или ее партнер выдаст подпись на 15 месяцев, а АУЦ — обычно на год.
- Важно отслеживать срок действия электронной подписи: если она перестанет действовать, продлить ее будет нельзя. Придется идти в точку выдачи и получать подпись заново: подавать заявление и пакет документов.
Были ли у вас сложности с продлением КЭП? Если да, то какие?
Здравствуйте! Не получается продлить КЭП
Где найти в личном кабинете сервис «Перевыпустить сертификат электронной подписи»???
Источник: https://secrets.tinkoff.ru/biznes-s-nulya/perevypusk-ecp/?internal_source=copypaste
© Бизнес-секреты
Мария, в разделе «Услуги. Сервисы» — «Перевыпуск сертификата ЭП». Если не получается найти, нужно обратиться с вопросом в налоговую.
Добрый день, Руководитель находится в отпуске, ЭП закончилась. Не можем сдать отчет, ИФНС не принимает в бумажном виде.Что можно сделать?
Людмила, добрый день! Дождаться руководителя, он должен будет оформить новую подпись. Старую продлить не получится, она уже закончилась.
Да. Недостаточно действующей КЭП для продления. Требует еще и криптопро! Почему ни слова про это??
Жанна, добрый день! В статье есть ссылка на статью «Электронная подпись: как получить и где используется», в ней рассказывали о том, что нужна программа КриптоПро.
Приветствую!
АУЦ у нашей организации СКБ «КОНТУР» . Сейчас КЭП действует до 10.04.2024.
Не можем продлить КЭП, хотя работаем с ними не первый год. Отклоняют нашу заявку на сертификат ЭП. Контур ссылается на то, что нет паспорта директора в СМЭФ или в нем ошибка. паспорт выдан в 2009 году. В 16 налоговой были, проверяли данные по месту регистрации организации — все нормально, в МФЦ, где расположен отдел МВД по выдаче паспортов были, там тоже норма. Так помогают малому бизнесу, что не найти даже какая организация допустила ошибку и к кому обратиться за защитой интересов микроорганизации, которой мы яваляемся. Сейчас не сможем сдать баланс, участвовать в конкурсах. Это уничтожение малого бизнеса неизвестной структурой.