Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Пройдите опрос о продвижении бизнеса. В ответ делимся гайдом

Участвовать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Как организовать ИТ-конференцию


Полный гайд для тех, кто хочет построить бизнес на профильных конференциях


Светлана Петровичева

Светлана Петровичева

Организатор конференций TechRec, основатель рекрутингового агентства GetIT и площадки Headz.io

Чтобы организовать ИТ-конференцию, недостаточно быть опытным веб-разработчиком. В статье раскрываем кухню, как создаются ИТ-конференции: своим опытом делится Светлана Петровичева, организатор конференций TechRec.

Как устроена организация конференций

Организация конференций подразумевает общение с широким кругом людей. Предприниматель собирает команду, ищет партнеров, отбирает спикеров, волонтеров, а в конце запрашивает у участников обратную связь. Схематично весь процесс можно изобразить так.

Опытные организаторы могут заложить на всю подготовку примерно три месяца, но к первой конференции лучше готовиться минимум за полгода

Очередность этих шагов условна, некоторые процессы часто идут параллельно, чтобы сэкономить время. Например, можно одновременно договариваться с площадкой, подбивать смету и искать партнеров.

С чего начать подготовку

Для начала нужно проанализировать рынок и найти целевую аудиторию. Это позволит проверить актуальность идеи еще до старта. Если целевой аудитории нет или она небольшая, лучше вообще отказаться от организации.

Например, на конференции для разработчиков обычно приходит много людей и еще легко подобрать темы, интересные широкой аудитории. А вот для тестировщиков отдельные большие мероприятия не проводят: их гораздо меньше, и вряд ли проданные билеты окупят организацию. Так что обычно тематику расширяют, чтобы охватить больше ИТ-специальностей.

«Нужно понимать, что конференции сами по себе — не масштабируемый бизнес. То есть он будет включать в себя ровно ту целевую аудиторию, которую вы определили изначально.

Расширить бизнес можно за счет информационных продуктов вокруг конференции. Например, мы организуем TechRec уже шесть лет, и еще до ивента мы определились с целевой аудиторией и создали различные комьюнити и чаты. Сейчас у нас самый большой русскоязычный чат про ИТ-рекрутмент, и мы постоянно создаем обучающий контент в этой сфере».

Светлана Петровичева

Светлана Петровичева

Организатор конференций TechRec, основатель рекрутингового агентства GetIT и площадки Headz.io

Далее нужно понять, есть ли у вас предметная экспертиза, широкий круг знакомств и опыт организации мероприятий. Без этого организовать конференцию с нуля будет сложнее. Если чего-то не хватает, стоит привлечь более опытного партнера.

Предметная экспертиза означает, что предпринимателю нужно разбираться в темах, интересных аудитории. Например, продакт-менеджеры придут узнать, как увеличить метрики продукта, а дизайнеры — нет. Если у предпринимателя не будет представления о сфере, он вряд ли сможет отобрать спикеров и темы докладов.

Широкий круг знакомств. Подготовить конференцию проще, когда у предпринимателя много знакомых организаторов, маркетологов, профильных специалистов. Их можно нанять в команду или пригласить в качестве спикеров.

Опыт организации мероприятий. Придется решать типичные проблемы: например, смещение тайминга или выход техники из строя. Если уже есть опыт их решения, это поможет на старте.

ИТ-бизнесу: стартапы, венчур, идеи и личный опыт

Телеграм-канал: 3895 читателей

ИТ-бизнесу: стартапы, венчур, идеи и личный опыт

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Как составить смету

Чтобы оценить расходы на конференцию, нужно составить смету. В нее надо включить все будущие расходы. Конференцию можно организовать как за 5, так и за 20 миллионов рублей в зависимости от выбора площадки, наличия питания и длительности мероприятия.

В смете для удобства стоит разделить все расходы на постоянные и переменные:

  1. Постоянные включают в себя фиксированные затраты вроде зарплат, аренды площадки, фотосъемки и комиссии за продажу билетов.
  2. Переменные — затраты, которые можно отменить или уменьшить. Например, это плата сотрудникам и спикерам, организация питания, вечеринка.

Важно, чтобы постоянные расходы точно покрылись продажей билетов. Переменная часть будет масштабироваться с продажей билетов, как с обедами или вечеринкой. Выгоднее всего устраивать конференцию в середине сезона, то есть в октябре и апреле. Это сразу повысит шансы на продажу билетов.

Для проведения конференции обычно нанимают организатора мероприятий, PR-менеджера, дизайнера, SMM-специалиста, менеджера по продажам, программного менеджера. Лучше, если предприниматель сам берет на себя большой пул задач в начале. Это поможет сэкономить деньги, даст опыт и дополнительный контроль. Еще стоит найти волонтеров, которые будут следить за площадкой во время мероприятия.

«На всех конференциях по-разному. Где-то только в маркетинге может работать 10—20 человек. А мы свою первую конференцию на 200 человек создавали командой из трех человек почти за три месяца. Повторять это я не рекомендую, потому что конференция — это не сложно, но только если знаешь, как ее делать.

Лучше собрать команду минимум из восьмерых человек, и хорошо, если они будут совмещать функции друг друга. Например, дизайнер сможет сам сверстать сайт, а рекламой будет заниматься маркетолог».

Светлана Петровичева

Светлана Петровичева

Организатор конференций TechRec, основатель рекрутингового агентства GetIT и площадки Headz.io

Даже в сезон не стоит организовывать первую конференцию дороже, чем за 7 миллионов, чтобы с большей вероятностью ее окупить. Чтобы поместиться в такую узкую смету, можно попробовать сократить даже постоянные расходы. Например, взять лофт вместо конференц-зала в гостинице будет дешевле. Или можно попробовать договориться с площадкой на скидку, потому что обычно в бизнес-модель заложены скидки в 10%.

После подсчета расходов в смету нужно заложить потенциальную прибыль, ее определяет сам предприниматель. Обычно потенциальная прибыль почти равна расходам, потому что в нее включают не только чистый заработок предпринимателя, но и основной бюджет для организации следующей конференции.

Как найти и заинтересовать партнеров

На конференции лучше привлекать партнеров: людей или компании, которые частично или полностью берут на себя расходы.

«Задача предпринимателя и PR-специалиста — понять, кому может быть интересно поучаствовать в конференции. Но момент, о котором задумываются реже, — нужен ли участникам продукт партнера.

Иногда лучше найти информационных партнеров, которые на своих площадках расскажут о конференции, чем просто брать у них деньги и давать читать неинтересный доклад о продажах. Поэтому у нас нет партнеров-спонсоров, чтобы не оттягивать все внимание на них».

Светлана Петровичева

Светлана Петровичева

Организатор конференций TechRec, основатель рекрутингового агентства GetIT и площадки Headz.io

Чтобы найти партнеров, нужно понять, чего они хотят. Например:

  • продать свой продукт;
  • прорекламировать бренд;
  • нанять специалистов в свои компании.

Для этого партнерам можно предложить рекламу на ролл-апах или даже на бутылках воды, а еще организовать стенды для их компаний. Иногда партнеры берут на себя организацию вечеринки — все зависит их целей. Например, если компания заинтересована в найме ИТ-специалистов, ей нужен собственный стенд. Там представитель бизнеса сможет обменяться контактами с соискателями и собрать резюме.

Как только есть конкретное предложение, можно делать презентацию для потенциальных партнеров. В нее нужно включить:

  • описание конференции;
  • портрет целевой аудитории;
  • данные по зарплате аудитории;
  • форматы партнерства и их стоимость;
  • контакты для связи.

Поиск партнеров — это чаще всего общение вхолодную. Поэтому чтобы заинтересовать партнеров, предложение стоит описать как можно более подробно и конкретно.

Как заработать на конференции

Как и в любом бизнесе, прибыль в конференциях — это разница между доходами и расходами. Основной доход — продажа билетов. Чтобы организация ИТ-конференции была выгодной, продавать надо минимум 200—300 билетов. Иначе даже самые дешевые билеты будут дороже, чем у конкурентов, и тогда на конференции вряд ли получится заработать.

При этом важно не просто продать как можно больше билетов, но и правильно установить на них цену. Для этого нужно вычислить минимальную цену билета, которая принесет прибыль при планируемом количестве участников. Формула такая:

Когда у вас есть минимальная цена за билет, можно формировать пакеты участия в конференции. Более дорогие билеты покроют затраты, если продаж будет меньше, чем ожидалось.

Параллельно оцените, может ли аудитория заплатить такую сумму. Для этого сравните, сколько стоят билеты у конкурентов. Если расчетная цена окажется слишком высокой, стоит сокращать смету или привлекать партнеров, которые оплатят часть расходов. Три самых частых варианта, как распределяют денежные потоки при организации:

  1. Расходы оплачивают партнеры, организатор получает зарплату или часть денег от продажи билетов.
  2. Расходы и доходы в руках организатора, партнеры не вкладываются.
  3. Расходы делятся между партнерами и организатором.

Партнеры полностью берут на себя расходы. В этой ситуации предприниматель может заработать двумя способами:

  • договориться с партнерами о фиксированной зарплате;
  • оставить себе всю прибыль с билетов или ее часть.

В каждом случае доходы распределяют индивидуально, это зависит от масштаба конференции и личных договоренностей. Главный плюс такого варианта — предприниматель не вкладывает свои деньги в организацию, его финансовые риски ниже.

Из минусов — бюджет в такой ситуации ограничивается первым вариантом сметы, партнеры могут не согласовать дополнительные траты. Например, если площадку заняли, а запасная стоит дороже, партнеры могут отказаться вкладывать деньги.

Также этот вариант не подойдет начинающим, так как с организатором без опыта вряд ли захотят сотрудничать.

Нужно тщательно обговорить все риски с партнером и зафиксировать их в договоре. Так даже в случае форс-мажоров у обеих сторон будет план действий

Расходы и доходы — в руках организатора. Предприниматель организовывает конференцию за свой счет. Тут самый высокий риск уйти в минус и потерять собственные деньги.

Зато из плюсов — предприниматель может сокращать или расширять смету в процессе подготовки. Например, если билетов продано меньше, он может сэкономить на декорациях и заказать более дешевые ролл-апы. А еще он сам решает, какую цену установить на билеты, и забирает себе всю прибыль.

Для первых конференций лучше не использовать этот вариант организации. Наверняка что-то неожиданно пойдет не так, и без подстраховки предприниматель может не справиться

Расходы делятся между партнерами и организатором. Это компромиссный и самый распространенный вариант. Предприниматель продумывает, какой процент затрат он хочет закрыть за счет партнеров и сколько пакетов участия для этого нужно продать. Алгоритм здесь тот же, что и с продажей билетов.

Такой вариант организации позволяет не зависеть полностью от денег партнеров и быть более гибким, если расходы увеличиваются по сравнению с первоначальной сметой.

По сути, партнер покупает рекламу своего бизнеса и не заботится об окупаемости конференции. Задача предпринимателя — продать разные пакеты участия и закрыть плановую часть расходов

Как найти спикеров с интересными докладами

Есть два способа сформировать программу:

  1. Самостоятельно искать контакты экспертов и рассылать им приглашения.
  2. Оставить форму для желающих выступить с докладом.

В обоих случаях предприниматель должен как минимум утверждать докладчиков, ведь от этого напрямую зависит качество конференции и интерес потенциальной аудитории.

Чтобы найти спикеров, достаточно посмотреть программу на сайте конкурентов. Приглашать тех же людей — самый быстрый путь.

«У нас это работает так: я составляю программу, чтобы сразу понимать тематику конференции, а потом программный комитет отбирает участников с докладами. Программный комитет сформировался с годами, и он полностью берет на себя прослушивание и репетицию докладов.

Мы публикуем статьи о том, что открыт набор, прописываем список тем и ждем. А потом программный комитет отбирает доклады по тезисам, корректирует содержание и делает так, чтобы выступление отвечало нашим ценностям. Отбор докладчиков — это один из самых долгих процессов, поэтому хорошо, если его можно будет делегировать».

Светлана Петровичева

Светлана Петровичева

Организатор конференций TechRec, основатель рекрутингового агентства GetIT и площадки Headz.io

Чтобы на конференцию обратили внимание, стоит пригласить известных спикеров или экспертов из крупных компаний. Скорее всего, на новую конференцию они придут только за деньги, поэтому стоит заложить эту статью в бюджет.

Часть из этих денег можно заложить в маркетинговый бюджет конференции. Если спикер известный, часть людей купит билет ради его выступления.

Как продвигать конференцию

Чтобы маркетинг сработал, нужно хорошо изучить аудиторию. Например, часто клиенты конференции корпоративные, то есть компании закупают билеты для своих сотрудников. Поэтому продвигать конференции можно через рассылку по компаниям.

Еще один инструмент — поэтапное повышение цен. Обычно пики продаж наступают накануне повышения цены. Поэтому нужно сразу внести этапы увеличения цен в бизнес-модель конференции, запланировать конкретные даты и запустить таргетированную рекламу.

«Мы всегда повышаем цены каждую неделю, и у нас есть разные тарифы. Участники просто уже знают, что чем дольше они думают, тем выше будет цена. Это учит людей дисциплине и планированию, а перед повышением цен даже увеличивает продажи. Так что я считаю, что в повышении цены нет ничего плохого, даже наоборот».

Светлана Петровичева

Светлана Петровичева

Организатор конференций TechRec, основатель рекрутингового агентства GetIT и площадки Headz.io

График повышения цен предприниматель составляет самостоятельно, но советуем ориентироваться на график оплат площадки, работ подрядчиков и других расходов. Это поможет стабильно распоряжаться деньгами и оплачивать все вовремя.

Продвигать конференцию можно в соцсетях. Контент в них будет работать на репутацию экспертов и организаторов. Еще один плюс такого продвижения — формирование сообщества. Участники конференции смогут подписаться на соцсети проекта, а значит, с большей вероятностью не забудут про конференцию и придут на нее еще раз.

Как избежать частых проблем на площадке

Чтобы снизить количество проблем, стоит нанять волонтеров. Во время конференции у организатора не будет возможности следить за каждым выступлением эксперта и за площадкой одновременно.

Волонтеров ищут в профильных чатах или в студенческих группах. Обычно они соглашаются помогать на площадке за бесплатный проход на конференцию. Стоит предварительно опросить волонтеров, что им интересно на конференции. Тогда их можно расставить в те залы, где будут проходить важные для них выступления. Так получится отобрать вовлеченных людей.

Еще один важный момент — организация питания. Нужно закупить еду примерно на 70% гостей, чтобы никто не остался голодным, а остатки не пришлось выбрасывать. На самой площадке нужно расставить фуршетные столы в очевидных местах, чтобы избежать больших очередей.

Во время конференции важно помнить, что что-то может пойти не так. Каждое мероприятие индивидуально, но при этом есть список наиболее частых проблем.

Какие проблемы могут возникнуть во время конференции
Частая проблемаВозможное решение
Не приехал спикерРассказать участникам, что спикер не смог приехать.

Посоветовать доклады по смежной теме.

Организовать круглый стол по теме.

Заменить спикеров
Спикер не соблюдает таймингРепетировать со спикерами выступления заранее.

Поставить волонтеров, которые покажут, сколько времени осталось.

Поставить модератора, который остановит спикеров
Регистрация задерживаетсяПередвинуть открытие и выступления дальше от окончания регистрации.

Отрепетировать выдачу бейджей и сумок.

Отсортировать бейджи по фамилиям

Как собрать обратную связь о конференции

Обратная связь подсвечивает слабые места и преимущества конференции. Это поможет лучше подготовиться к следующему мероприятию.

Как вариант, обратную связь можно собрать с помощью гугл-форм. Чтобы мотивировать участников заполнять подробные опросы, можно дать им ранний доступ к записям выступлений или даже скидку на будущие мероприятия.

Сбор обратной связи — регулярный процесс. Результаты за разные годы нужно собирать и сравнивать. Так можно увидеть собственный прогресс. Например, можно спросить:

  • как участник узнал о конференции;
  • что было самым важным;
  • что не понравилось;
  • как можно улучшить конференцию;
  • как участник оценивает доклады по шкале от 1 до 10.

Лучше не сводить сбор обратной связи к метрикам вроде NPS. Метрики могут сделать информацию наглядной, но сами по себе они не несут инсайтов, которые помогут улучшить конференцию.

Главное

  1. Для успеха конференции нужно, чтобы у нее была достаточно большая целевая аудитория, а организатор и его команда могли закрыть своей экспертностью самые важные задачи.
  2. Первые конференции лучше организовывать частично или полностью за счет партнеров. Чтобы договориться с ними, стоит создать презентацию о проекте и знакомиться с потенциальными партнерами лично.
  3. Чтобы оптимизировать затраты, стоит сокращать в первую очередь переменные расходы. Например, включить обеды не во все пакеты участия.
  4. Программа — главная часть конференции, поэтому стоит заранее проверить выступления докладчиков. Хорошо, если с каждым выступающим удастся порепетировать и исправить недочеты.
  5. На большинство задач во время мероприятия можно привлечь волонтеров. Их можно найти в профильных чатах или студенческих группах. Чтобы координировать их работу, уже нанять человека за деньги.
  6. Чаще всего проблемы конференций касаются спикеров, тайминга и питания. Лучше заранее продумать запасные варианты, чтобы подстраховать себя во время мероприятия.
  7. После конференции нужно собрать обратную связь с участников. Это поможет подсветить слабые места и сохранять преимущества конференции.
Ирина Ликутова
Ирина Ликутова

Вы ходили на профильные конференции? Расскажите, что вам понравилось и не понравилось в организации мероприятия!


Больше по теме

Новости