9 сентября 2024 года сервис Notion начал блокировать аккаунты российских пользователей. Многие предприниматели использовали платформу в своих проектах: вели базу знаний, следили за дедлайнами задач и планировали календарь встреч. После ухода сервиса пришлось искать замену.
Пообщались с предпринимателями и экспертами в разных областях и разузнали, какие альтернативные платформы они используют вместо Notion.
Craft
Платформа для работы с документами и пространствами, которая визуально и функционально похожа на Notion. Здесь есть шаблоны с готовой структурой для разных типов документов, например плана рабочей встречи, протокола совещания, маршрута путешествия и страницы личного сайта. В Craft можно добавлять медиафайлы, таблицы, подстраницы, создавать шаблоны, папки и доски.
Что доступно пользователям Craft:
- слеш-команды для быстрого доступа, например, к вставке файлов;
- экспорт в Markdown, PDF, MS Word;
- режим презентации для заметок — они преобразуются в слайды;
- интегрированный ChatGPT;
- веб-версия, приложения для Windows, macOS, iOS, iPadOS — на Android установить не получится.
Стоимость. На бесплатном тарифе можно создавать до 10 документов. Объем хранилища ограничен 1 ГБ, а файлы можно загружать весом не больше 25 МБ. Платные тарифы начинаются от 8 $ в месяц. Российской картой оплатить не получится.
«Неделю назад оценила Craft — создала там первый документ. Но столкнулась с тем, что сложно переносить данные из Notion — в Craft нет импорта, приходится все переносить вручную. Это неудобно: я сдалась и сделала перенос с интеграцией в WEEEK, потому что у меня 300+ страниц в Notion, и чтобы переверстать, нужно слишком много времени и сил.
В итоге ситуация такая: все страницы из Notion я вручную поочередно сохранила в PDF, сделала интеграцию с WEEEK по API. Из плюсов — неплохо перенеслось, но в мобильной версии тормозит. Видимо, только десктопную версию буду использовать и оставлю как некий склад. А Craft внедряю для новых страничек — возможно, перенесу только несколько самых важных документов.
Но в целом очень приятный интерфейс, возможности редактирования и шеринга. Самое важное, что он быстро открывается что в мобильной версии, что в десктопной, и в мобильной версии удобно редактировать. Но Gamma и Craft не подойдут для работы с задачами: там нет стандартных списков дел, это сервисы, в которых можно создавать красивые документы для публикаций».
Shtab
Сервис для управления проектами и организации рабочих процессов. Например, в Shtab можно создавать справочники, базы знаний, текстовые заметки и таблицы, планировать проекты, ставить задачи исполнителям и контролировать их выполнение.
Что доступно пользователям Shtab:
- разные виды отображения рабочего пространства: канбан-доска, календарь, список, таймлайн, диаграмма Ганта, матрица Эйзенхауэра;
- раздел для ведения финансового учета бизнеса;
- интеграции с почтой, банками;
- трекер времени;
- веб-версия и приложение на смартфон.
Стоимость. Бесплатный тариф подходит командам до пяти человек или для личного пользования. На нем можно вести до пяти активных проектов — которые не лежат в архиве, а объем хранилища ограничен 1 ГБ.
Платные тарифы стоимостью от 100 ₽ в месяц за человека расширяют объем хранилища до 200 ГБ, позволяют подключать любое число пользователей, не ограничивают вес файлов.
«Notion — прекрасный сервис, возможно, лучший в своем сегменте. Но обстоятельства такие, что дальше мы сами. И часть его функционала тоже берем на себя: у нас схожий с Notion текстовый редактор, также можно делать страницы внутри страниц, похожие принципы работы с другими видами контента, которые можно легко встраивать по ссылке.
Что интереснее — это можно делать в том числе с другими видами отображения рабочего пространства в Shtab: канбан-доской, таймлайном, списком. Таким образом, у вас будет прочная связка из базы знаний и таск-менеджера, а само рабочее пространство и процессы взаимодействия в нем можете выстроить как вам угодно».
Александр Стихарев
СЕО сервиса для управления проектами Shtab
Yonote
Приложение для планирования, которое позволяет формировать базу знаний, ставить задачи команде, следить за их статусами. Есть интеграции с различными сервисами — Google Docs, Airtable, Телеграм. Yonote можно использовать в облачной версии или установить на серверы компании.
Что доступно пользователям Yonote:
- ИИ-функции — можно генерировать тексты, идеи, вести умный поиск по базе знаний;
- авторизация пользователей с определенным email-доменом, чтобы ограничить доступ к документам, — только на платных тарифах;
- корпоративная авторизация SSO, SAML;
- доступ по API;
- совместное редактирование в реальном времени;
- история изменения документов за последние 60 дней.
Стоимость. На бесплатном тарифе объем хранилища файлов ограничен 5 ГБ, но количество документов может быть любым. А команда для совместной работы — не больше пяти человек.
На платных тарифах стоимостью от 149 ₽ в месяц добавляется поддержка ИИ-функций, увеличиваются объемы хранилища и количество пользователей в команде.
«Функционал Yonote похож на Notion. Можно создавать доски, таблицы, календари. Функций автоматизации пока нет, но создатели обещают вскоре их добавить. Сервис также позволяет быстро импортировать свои рабочие пространства из Notion.
Интерфейс сильно похож Notion, поэтому долго привыкать к новому рабочему пространству не придется. У приложения есть интеграция с Figma — можно просматривать документы по ссылкам в реальном времени, не выходя из Yonote».
Елизавета Присяжнюк
Сооснователь и арт-директор дизайн-бюро The Spot, автор телеграм-канала «Дизайн солянка»
WEEEK
Российский сервис для командной работы, в котором также можно создавать базу знаний с регламентами, инструкциями и отчетами. В WEEEK есть все основные функции из Notion: многоуровневая структура документов, совместное редактирование, таблицы и шаблоны. Помимо этого, в сервисе можно делать CRM-воронки или аналитику по выполненным задачам.
Что доступно пользователям WEEEK:
- интеграции с календарями, Google Docs, Google Forms, Figma, Airtable, amoCRM;
- отчеты по сотрудникам и проектам;
- обложки, иконки, фото, видео и файлы в документах;
- импорт готовых документов из Notion;
- веб-версия и приложение для смартфона.
Стоимость. На бесплатном тарифе доступно безлимитное хранилище, шаблоны проектов и документов в базе знаний. Над проектом могут работать до пяти человек. Безлимитные доски и документы доступны на платных тарифах стоимостью от 199 ₽ в месяц за человека.
«У меня довольно узкая направленность использования Notion: я не пытаюсь делать из него электронную таблицу, канбан-доску и ИИ-агент. Все, что я делал в Notion, — создавал открытые в интернете документы для себя, своего агентства и своих микро-SaaS-сервисов. Поэтому и выбор между платформами совершал именно через призму одной этой задачи. В итоге я эмигрировал и в TEAMLY, и в WEEEK, и в AFFiNE. Идеалов нет.
У WEEEK все красиво, мобильная версия есть, но документы по какой-то причине могут перезагружаться прямо при просмотре. И прямо во время переноса пришлось взаимодействовать с поддержкой WEEEK, чтобы контент отображался».
Александр Поляков
Предприниматель, руководитель рекламного агентства aaarrr.agency
TEAMLY
Российская платформа, на которой можно вести задачи, планировать проекты, формировать базы данных. Для комфортной работы есть умные таблицы с фильтрами и канбан-доски.
Разработчики сервиса планируют добавить ключевые функции, которые нравились пользователям Notion, например формулы и ролл-апы для агрегации данных.
Что доступно пользователям TEAMLY:
- канбан, диаграмма Ганта;
- совместное редактирование с чатом;
- личные пространства и хранилища;
- модуль командной работы;
- дополнительная покупка места на диске без смены тарифа;
- ИИ-поиск, ИИ-ассистент для работы в редакторе — только на платных тарифах;
- веб-версия и приложение для Android.
Стоимость. На бесплатном тарифе объем хранилища ограничен 2 ГБ на весь аккаунт, а в команде могут работать не больше семи человек. Также лимитировано количество страниц, хранилищ и пространств. На платных тарифах стоимостью от 199 ₽ в месяц за человека снимаются лимиты, а также становятся доступны ИИ-функции.
«У TEAMLY нет мобильной версии, то есть когда твои клиенты будут читать справку — придется мириться с горизонтальным скроллом, кому-то это может быть неудобным. Планов делать мобильную версию у сервиса нет. Но будет мобильное приложение. Также отмечу неудобный импорт данных из Notion — случаются потери, файлы и изображения переносятся некорректно.
Плюс TEAMLY — в плане отображения он стабилен: то, чем ты поделился, гарантированно откроется, и это будет удобно использовать. Видео поддерживаются любые, хоть даже MKV».
Александр Поляков
Предприниматель, руководитель рекламного агентства aaarrr.agency
AFFiNE
Платформа, которая объединяет возможности Notion и Miro. AFFiNE предлагает рабочее пространство, в котором можно создавать и редактировать заметки, рисовать, планировать задачи с командой. Есть канбан-доски для визуализации идей, многостраничные структуры, гибкая настройка интерфейса.
Что доступно пользователям AFFiNE:
- совместная работа в команде;
- рукописные заметки — преобразуются в текст;
- подзадачи;
- работа в автономном режиме;
- открытый исходный код — можно развернуть продукт локально, подстроить под себя;
- веб-версия и приложение для компьютера.
Стоимость. Бесплатный тариф позволяет работать в безлимитном количестве пространств и как угодно настраивать под себя сервис. Ограничения только на объем хранилища — 10 ГБ, размер файлов — 10 МБ, число человек в рабочем пространстве, устройств для входа и дней хранения версий файлов в облаке.
Платные тарифы начинаются от 6,75 $ в месяц, но российской картой не оплатить.
«AFFiNE — это мой фаворит, я уже развернул его на своем домене. В нем легко делиться заметками, есть элементарная интеграция с ИИ. Конечно, придется становиться немного системным администратором, делать резервные копии и настраивать Nginx. Одним неловким движением можно уничтожить всю базу знаний. Версию на своем домене можно развернуть только в браузере и исключительно в Chrome. Но зато никто никогда не скажет тебе: „Русский, уходи“.
Пока есть ряд проблем: например, некорректно работает линковка связанных документов или нельзя подключить свой OpenAI-ключ. Я слежу за этими жалобами на GitHub. Как только устранят — перееду в AFFiNE».
Александр Поляков
Предприниматель, руководитель рекламного агентства aaarrr.agency
Gamma
Сервис для создания презентаций, веб-сайтов и других документов, который работает на базе ИИ и делает все за пользователя. Можно вбить запрос, например, «сделай презентацию про корпоративную культуру на 15 слайдов» — Gamma автоматом собирает не только шаблон, но и сам текст.
В личном кабинете у пользователя есть рабочее пространство, где можно хранить свои проекты и файлы коллег. В слайды, которые больше похожи на веб-страницы, встраиваются интерактивные элементы — например, файлы из Google Docs, Office 365, видео.
Что доступно пользователям Gamma:
- шаблоны презентаций;
- совместная работа над проектом;
- экспорт документов в PDF и PPT;
- ИИ-помощник для поиска, работы с текстом, генерации изображений по одной из нескольких моделей;
- веб-версия.
Стоимость. На бесплатном тарифе не ограничено количество пользователей и документов, есть ИИ-генерация изображений, экспорт и импорт PDF и PPT.
Платные тарифы стоимостью от 10 $ в месяц за человека снимают ограничения с ИИ, в том числе дают новые функции по редактированию документов с ИИ.
«Gamma — это сервис, который помогает делать презентации. Изначально я его пробовала именно с этой целью. Но также он заинтересовал меня как замена Notion, потому что в Notion я оформляю отдельные странички по открытой или закрытой ссылке. По сути, каждый слайд — это отдельная страница, на которой удобно собрать какой-то материал, подготовить оффер для клиента, сделать какие-то записки, выдержки из своих заметок и из книжек и так далее. Плюс в Gamma отдельно можно создавать документы — они называются gammas.
Еще одна важная опция — можно загрузить свои слайды, на которых будет только белый фон и заголовок или текст, а ИИ их красиво оформит. Поэтому я попробую использовать сервис не для презентаций, а именно для отдельных страничек и лендингов. Если зайдет, то буду делать выбор между Craft и Gamma».
Каким сервисом вы заменили Notion? Поделитесь опытом в комментариях.
Kristina, спасибо за дополнение. Используете его только в качестве инструмента для работы над проектами или еще в финансовом учете?
Я уже заменила на O!task, крутой таск в плане быстроты внедрения, стильный интерфейс и классный функционал