УФАС по Санкт-Петербургу выдало предписание Почта Банку из-за рекламной рассылки. Банку грозит штраф до 800 000 ₽ за нарушение закона о рекламе. Поводом для этого стало СМС, присланное бывшему клиенту без его согласия. Но отсутствие согласия — меньшая из проблем: гораздо больше УФАС возмутил текст рассылки.
Разбираемся в том, что банк сделал не так и как бизнесу не допустить подобных ошибок.
Что к этому привело
Весной 2023 года житель Санкт-Петербурга Никита стал получать рекламные СМС от Почта Банка. Банк обращался к нему по имени, обещал низкую кредитную ставку и уверял, что одобрил мужчине кредит в 2 500 000 ₽ на любые цели. Дословно сообщение выглядело так: «Никита, 2 500 000 р. Уже одобрены! Ставка от 4,5% при оформлении онлайн pchtb.ru до 07.06.2023».
В прошлом Никита был клиентом Почта Банка, но уже много лет не сотрудничал с ним. А что еще важнее — он не давал банку добровольного согласия на получение рекламной рассылки.
Непрошеная рассылка Никиту очень возмутила, и он подал жалобу
Во-первых, в рекламе нигде не упоминался Почта Банк — только адрес его сайта.
Во-вторых, СМС не содержало все финансовые условия для получения кредита.
И то и другое нарушает закон «О рекламе»: по нему в рекламе финансовых услуг должно быть указано наименование организации, а если в рекламе указано хотя бы одно условие, определяющее стоимость кредита,— нужно прописывать их все.
Указание неполной информации об условиях выдачи кредита оказалось даже более серьезным нарушением. Штраф за него — от 300 000 до 800 000 ₽.
Советы для продавцов маркетплейсов перед Новым годом
Как этого избежать
Чтобы не получить штраф за рекламную рассылку, бизнес должен получить согласие клиента и сохранить доказательства, что такое согласие было получено.
Если клиент дает согласие дистанционно, перед началом рассылки он должен пройти двойную аутентификацию. Например, согласие на email-рассылку получают так:
- клиент проставляет отметку о согласии с получением рассылки и указывает свой email-адрес для рассылки через форму на сайте;
- клиенту по указанному email-адресу отправляют письмо с просьбой подтвердить согласие путем перехода по ссылке.
Если клиент перешел по ссылке — согласие получено.
Одновременно с согласием клиента на получение рассылки нужно получить его согласие на обработку персональных данных в целях рекламных рассылок.
Чтобы позже подтвердить, что согласие на рассылку было получено, бизнесу нужно сохранить:
- форму для выражения согласий;
- подтверждение направления клиенту письма для двухфакторной аутентификации;
- лог-файлы, подтверждающие проставление клиентом отметки о согласии на получение рассылки и указание email-адреса, переход клиента по ссылке из письма, дату и время согласия, IP-адрес и идентификатор устройства, с помощью которого предоставлено согласие.
Доказательства рекомендуется хранить минимум в течение года с момента прекращения рассылки клиенту.
Если клиент отозвал свое согласие, его адреса нужно незамедлительно удалить из баз для рассылки.
Какой вид рекламы раздражает вас больше всего?