Зарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РЗарегистрируйте бизнес в Т-Банке и получите бонусы до 500 000 РПодготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подготовим за вас все документы и откроем счет с бесплатным обслуживанием сразу после регистрации.Подробнее

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

«Работаем как в казино: сегодня деньги есть, завтра — нет»


Wildberries обновил тарифы для владельцев пунктов выдачи заказов. Теперь они зависят от проходимости точки, оборота и в среднем стали ниже. Если раньше партнеры маркетплейса открывали ПВЗ, рассчитывая на ежемесячную выплату примерно 5—6% от товарооборота точки, теперь компания ввела дифференциацию по регионам и снизила тариф примерно до 2%. Причем чем больше оборот точки, тем тариф меньше.

Мы узнали у владельцев пунктов выдачи заказов Wildberries, как они относятся к смене тарифов и что планируют делать.

Михаил Алумян, владелец девяти ПВЗ Wildberries в Подмосковье

Михаил работает с WB с 2021 года. Из-за новых тарифных планов и штрафов две из девяти точек Михаила стали убыточными, и он будет вынужден их закрыть

Михаил работает с WB с 2021 года. Из-за новых тарифных планов и штрафов две из девяти точек Михаила стали убыточными, и он будет вынужден их закрыть

Работать с WB становится нерентабельно. Раньше с каждой точки получалось выводить 5% от выручки, последний год — 3,75%, а с сентября 2023 процент дохода стал плавающим, причем на каждом объекте свой тариф. Одна точка приносит 3,75%, другая — 3,54%. Я думаю, чем больше объем продаж, тем ниже процент, который можно заработать.

Это — тарифы двух точек Михаила на WB. Раньше цифры менялись раз в месяц, а теперь могут ежедневно, причем для точек с разным оборотом доход отличается

Это — тарифы двух точек Михаила на WB. Раньше цифры менялись раз в месяц, а теперь могут ежедневно, причем для точек с разным оборотом доход отличается

WB привязал доходность к рейтингу, и он меняется каждый день. Сегодня у меня на точке рейтинг 5, и я вижу один процент, завтра рейтинг снизится до 4,97 — будет другой процент. Как в казино — сегодня есть деньги, завтра — нет.

Если рейтинг 5,0, WB дает премию 200 рублей в день. Упал до 4,97 — премии уже не будет.

За каждый день с рейтингом 4,8 я должен платить 1500 рублей штрафа.

В рейтинге считаются последние 150 оценок. Если три человека поставят одну звезду, рейтинг упадет до 4,8, восстанавливать его до 5,0 придется около 4—5 дней — и то если будут одни положительные оценки.

Оспорить рейтинг почти невозможно. У нас как-то клиент пришел забрать заказ в момент, когда продавцы заканчивали приемку — раскладывали товар по полкам. Они попросили его подойти чуть попозже. Когда клиент забрал товар через полчаса, он поставил одну звезду и написал комментарий: «Потеряли оплаченный заказ». Рейтинг мгновенно упал, мы потеряли деньги.

Оспорить штраф за низкую оценку в рейтинге в Wildberries невозможно — деньги списываются и все.

Штрафуют за все: рейтинг ниже 4,8, опоздал с приемкой товара, не списал брак. Штрафы могут доходить до 200 000 рублей, что иногда обесценивает месячную прибыль.

Оспорить штрафы можно, но сложно. Для этого нужно присылать в чат доказательства своей правоты — видеоролики. Например, покупатель заявил, что ему пришел бракованный товар, — нужно прислать ролик, что в таком виде товар пришел на ПВЗ. Тогда деньги вернут.

Иногда в системе для оспаривания штрафов отвечают не люди, а боты, или она вовсе не работает. Приходится тратить часы, чтобы что-то доказать. Бывает, что ответа я так и не получаю, а деньги при этом удерживают.

Сотрудники уходят к конкурентам. Смена на пунктах выдачи WB редко длится меньше 12 часов, потому что приходить нужно к 8 утра, чтобы принять товар. На ПВЗ других маркетплейсов смена короче из-за менее строгих правил, поэтому персонал уходит к конкурентам. Чтобы работать было проще, нам приходится нанимать вдвое больше персонала и делить одну смену между двумя людьми.

Две из девяти точек работают в убыток, планирую их закрыть. Эти точки — в не самом удачном месте, но раньше они приносили доход, а из-за новых тарифов перестали.

Марина Гуськова, управляющая трех ПВЗ Wildberries в Подмосковье

По словам Марины, условия работы меняются каждый месяц — выйти в плюс все сложнее

По словам Марины, условия работы меняются каждый месяц — выйти в плюс все сложнее

WB снизил процентные ставки: раньше можно было получать 4—5% от выручки точки, а за сентябрь мы получили только 1,8%.

Чем больше оборот точки — тем меньше чистая прибыль. Если точка зарабатывает 2 млн рублей, теоретически она может получить 4—5%, но если оборот станет 14 млн рублей — ставка будет только 1,5%.

WB может менять условия работы в одностороннем порядке. В договоре с площадкой может быть указана одна ставка, которая позволяет бизнесу зарабатывать, но при этом там есть условие, что маркетплейс вправе изменять ставки в одностороннем порядке.

На конечный заработок влияют штрафы. Их у WB много: например, за отсутствие на точке пакетов — 50 000 рублей, за нерабочее видеонаблюдение — 10 000 рублей, за брак товара — 20% от его стоимости.

Курьеры WB привозят товары по 5—6 раз за день. Три поставки обычно ночные, мы обязаны принять все коробки до 10 утра. Если не успеем принять — будет штраф.

Принять поставки непросто. Сотрудники внимательно осматривают каждый товар в коробке, фиксируют отсутствие или наличие брака, раскладывают товары на складе. На это нужно время — час или два, в зависимости от объема посылок. Нужно просить людей выходить пораньше — из-за этого зарплатный фонд увеличивается, ведь работать бесплатно никто не будет.

Если водитель отметил в приложении WB, что привез посылку, есть 1,5 часа на приемку. Иначе будет штраф. При этом водитель может отметить, что привез товар, когда еще стоит в пробке по пути к пункту выдачи, — и времени на приемку будет еще меньше.

Если рейтинг ПВЗ упадет до 4,7 и ниже — точку отключат от системы получения заказов. При рейтинге 4,8 — штраф 36% от выручки, при 4,9 — 12%, при 4,95 — 0%. Получать премию от WB можно только при рейтинге 4,98 — +7,2%, при рейтинге 5,0 — +12%.

Если рейтинг был 5 и прилетела одна звезда, он упадет на 0,1—0,2 пункта. Чтобы его восстановить, нужно много оценок в 5 звездочек — падает он быстро, а поднимается очень медленно. Не могу объяснить эту систему.

Даже если клиент поставил плохую оценку товару, а не ПВЗ, может пострадать точка. Бывает, что клиенты недовольны товаром, но низкую оценку ставят не продавцу на WB, а ПВЗ на картах. Не всегда понимают, что это разные рейтинги. Как держать рейтинг на уровне 5,0 в таких условиях — непонятно.

Ольга Иванова, владелица двух ПВЗ Wildberries в Ставропольском крае

За первые две недели октября мы заработали на четверть меньше, чем обычно зарабатывали при тарифе в 3,25%. При этом точки обрабатывают товара больше, чем раньше.

Сейчас доход равен тому, что был при открытии. Но с тех пор объем товарооборота вырос минимум в три раза, а это значит, что увеличились и операционные расходы на оплату труда сотрудникам, содержание и обслуживание пунктов. В итоге мы получаем меньше прибыли, чем на старте работы.

Люди не хотят работать в ПВЗ, потому что работы много, а увеличить зарплату за тяжелый труд менеджеров собственнику попросту не на что.

Есть проблема с оспариванием штрафов за бракованный товар. Например, в изделии есть неровная строчка или дырка — это производственный брак. А если пришла мятая или порванная коробка и товар в ней поврежден — это брак при доставке. Менеджеры фиксируют каждый такой случай и отмечают его в системе. Но вместо того чтобы разбираться, зачастую платформа просто штрафует пункт выдачи заказов.

Механизма оспаривания штрафов по браку у WB нет. Мы видим блокировку денег в системе, но сделать с этим ничего не можем. Пишем в поддержку, нам не отвечают.

Из-за ухудшения условий в WB я начала работать с Ozon. В последний месяц открыла три пункта выдачи. Если условия в WB станут еще хуже, его пункты придется закрыть.

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 313 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Алена Федорова
Алена Федорова

Как вы считаете, что нужно предпринимателю, чтобы при существующих комиссиях маркетплейсов получать хороший доход?


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации