Подключим овердрафт бесплатноПодключим овердрафт бесплатноОткройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Откройте счет с возможностью потратить больше, когда бизнесу срочно нужны деньги.Узнать больше

РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов
РассылкиИдеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыБухгалтерияЛайфстайлСправочникШаблоны документов

Лотерее не дают охрану


Суд по интеллектуальным правам — СИП — потребовал от Роспатента повторно рассмотреть возражение Спортивных лотерей на отказ в регистрации товарного знака «Национальная лотерея». Компания несколько лет проводит лотерею под этим брендом. Роспатент же считает, что слова в названии лотереи не подлежат правовой охране — они носят описательный характер, то есть использовать их могут и другие операторы лотерей. А еще этот товарный знак на некоторых товарах может ввести потребителей в заблуждение.

В статье вместе с юристами разбирались, почему суд предложил Роспатенту еще раз рассмотреть дело, какие аргументы приводили стороны и можно ли регистрировать товарные знаки со словом «национальный».

Что случилось

ООО «Спортивные лотереи» — оператор государственной лотереи «Национальная лотерея». Ее организатор — Минфин РФ.

17 декабря 2021 года компания подала в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Национальная лотерея» в отношении широкого перечня товаров и услуг 16-го, 28-го, 35-го и 41-го классов МКТУ.

21 сентября 2022 года Роспатент отказал в госрегистрации товарного знака. В ведомстве посчитали, что товарный знак не обладает различительной способностью и может ввести потребителей в заблуждение.

Спортивные лотереи попытались оспорить это решение, но Роспатент снова отказал. Тогда компания обратилась в суд.

Один из розыгрышей «Национальной лотереи»
Один из розыгрышей «Национальной лотереи»

Один из розыгрышей «Национальной лотереи». Скриншот — из группы лотереи ВКонтакте

Один из розыгрышей «Национальной лотереи». Скриншот — из группы лотереи ВКонтакте

Какие аргументы приводили стороны

Аргументы Роспатента. По мнению ведомства, для части товаров и услуг, заявленных на регистрацию, словосочетание «национальная лотерея» является описательным, а для остальной части — вводящим в заблуждение.

Описательные элементы — такие, которые просто характеризуют товары: их вид, качество, количество. Эти обозначения никак не связывают товар с производителем. Таким элементам не дают правовую охрану, поскольку у других людей и компаний может возникнуть необходимость их использовать в хозяйственном обороте.

В кейсе с Национальной лотереей Роспатент назвал описательными оба слова:

  • «лотерея» в отношении рекламной и печатной продукции. Например, лотерейных билетов и сувенирной продукции;
  • «национальный» — в отношении услуг по организации и проведению лотерей, так как все лотереи в России являются государственными.

Кроме того, в ведомстве посчитали, что словосочетание «национальная лотерея» может ввести в заблуждение потребителей в отношении таких товаров, как «игровые автоматы», «автоматы для видеоигр» — потребитель может решить, что они предназначены для проведения лотерейных игр.

Аргументы Спортивных лотерей. В компании утверждали, что словосочетание «национальная лотерея» — это уникальная, оригинальная, обладающая различительной способностью комбинация из двух слов. А потребитель с легкостью отличит товары и услуги под брендом «Национальная лотерея» от аналогичных товаров и услуг на рынке.

В подтверждение своих слов компания привела опрос Левада-Центра. Он показал, что для 62% опрошенных название «Национальная лотерея» связано с конкретным производителем. Для 76% — с сайтом национальной лотереи, который принадлежит компании.

Компания отмечала: по всему миру регистрируют товарные знаки в отношении тех же товаров и услуг, что оказывают Спортивные лотереи. За рубежом это товарные знаки «Lottery» и «Wyoming Lottery», «Mississippi Lottery», а в России — «Лотерея на удачу!» и «Гослото — главная лотерея страны!». По мнению Спортивных лотерей, национальные патентные ведомства должны придерживаться сложившейся международной практики и единообразных подходов к регистрации товарных знаков внутри страны.

Что решил суд

Суду по интеллектуальным правам не хватило доказательств того, что у товарного знака есть различительная способность. Одного соцопроса для этого недостаточно, да и результаты опроса суд не смог признать релевантными и надежными. Например, тот факт, что для 76% респондентов сочетание слов «национальная лотерея» ассоциируется с сайтом компании, еще не говорит о связи фразы с конкретной компанией в представлении потребителей. Такой ответ опрошенных может быть обусловлен тем, что «national lottery» — точный перевод словосочетания «национальная лотерея» на английский язык.

СИП посчитал обоснованным указание Роспатента на то, что в случае маркировки игровых автоматов названием «Национальная лотерея» у потребителя сложится ложное мнение о том, что игровые автоматы — это и есть лотерея. На деле же оператором лотереи является ООО «Спортивные лотереи», и розыгрыши должны проводиться в телешоу.

В то же время суд отметил, что Роспатент недостаточно обосновал свои выводы. Ведомство разделило товары и услуги, для индивидуализации которых испрашивалась правовая охрана товарного знака, на две большие группы: для одной группы признал обозначение описательным, а для другой — ложным указанием на вид и назначение товаров и услуг. По мнению же суда, в данной ситуации товары и услуги нужно делить на три группы:

  1. Товары и услуги, в отношении которых обозначение является описательным.
  2. Товары и услуги, в отношении которых обозначение является ложным или вводящим потребителей в заблуждение.
  3. Товары и услуги, в отношении которых обозначение является фантазийным — не описывает товары и не вызывает правдоподобные ассоциации.

По этой причине суд частично отменил решение Роспатента и потребовал от ведомства рассмотреть возражение ООО «Спортивные лотереи» повторно.

«Коллегия судей полагает, что разделение Роспатентом товаров и услуг только на две группы без анализа правдоподобности вызываемых у потребителей ассоциаций является нарушением административным органом собственных методологических подходов к исследованию заявленного обозначения.

Данное обстоятельство, в свою очередь, свидетельствует о неправильном применении Роспатентом норм материального права — пункта 3 статьи 1483 ГК РФ. При этом такое нарушение не может быть устранено на стадии последующего судебного контроля. Суд не вправе подменять собой административный орган».

Из решения суда по интеллектуальным правам

Что думают адвокаты

Юрист Анастасия Снопкова отметила, что решение суда соответствует сложившейся судебной практике.

«У заявителя может быть шанс оспорить отказ в регистрации, если он докажет, что спорный товарный знак, несмотря на описательный характер, имеет приобретенную различительную способность, то есть что в результате активного использования потребители начали ассоциировать его с заявителем.

Истец привел в качестве доказательств данные о количестве реализованных лотерейных билетов и о проведенных рекламных кампаниях. Суд посчитал эти сведения не доказывающими приобретенную различительную способность, так как из них невозможно установить количество реализованных рекламных материалов и количество ознакомленных с ними лиц. Поэтому в случае оспаривания решения заявителю нужно более тщательно подойти к сбору доказательств и учесть недостатки, на которые суд обратил внимание».

Анастасия Снопкова

Анастасия Снопкова

Юрист практики «Интеллектуальная собственность и технологии» BGP Litigation

Любопытно, что у ООО «Спортивные лотереи» уже есть товарные знаки со словосочетанием «национальные лотереи», но все они содержат изображения, фантазийные элементы.

Сайт «Национальной лотереи»
Сайт «Национальной лотереи»

Так выглядит сайт «Национальной лотереи». В левом верхнем углу — товарный знак, который уже зарегистрирован

Так выглядит сайт «Национальной лотереи». В левом верхнем углу — товарный знак, который уже зарегистрирован

В отношении этих элементов отдельно указано, что словосочетание «национальные лотереи» не имеет правовой охраны.

«Такая позиция касается не только лотерей, но и любых других обозначений, в которых будут использоваться названия видов товаров или услуг, а также слова, являющиеся общепринятыми терминами или символами.

Само по себе слово „лотерея“ не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака, а в случае регистрации товарного знака словосочетания „национальная лотерея“, на мой взгляд, могут появиться юридические вопросы со стороны иных операторов лотереи, которые внесены в перечень организаторов лотерей на основании государственных контрактов».

Ольга Ардушевская

Ольга Ардушевская

Адвокат бюро «Бельянский и партнеры»

Адвокат отметила, что регистрировать товарные знаки со словом «национальный» можно, но с оговорками.

«В настоящее время зарегистрировано большое количество товарных знаков с использованием слова „национальный“: „национальный лидер“, „национальный интерес“ и иные. Есть, например, товарный знак „Национальный десерт“, но в этом случае слово „десерт“ не обладает правовой охраной, поскольку „десерт“ является распространенным, общепризнанным названием завершающего блюда стола».

Ольга Ардушевская

Ольга Ардушевская

Адвокат бюро «Бельянский и партнеры»

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Телеграм-канал: 60 406 читателей

Бизнес-секреты: новости, анонсы событий, советы предпринимателей

Подписаться

АО «ТБанк», лицензия №2673

Настя Гейн
Настя Гейн

Возникали ли у вас сложности с регистрацией товарного знака? Как вы их решали? Расскажите в комментариях.


Больше по теме

Новости

Добавьте почту

Мы отправим вам приглашение на мероприятие

Продолжая, вы принимаете политику конфиденциальности и условия передачи информации