Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Расскажите о себе и получите чек-лист «Откуда бизнесу брать деньги». Опрос займет всего 1 минуту

Рассказать
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник
Идеи для бизнесаБизнес с нуляМаркетплейсыВопросы–ответыЖизнь вне работыСправочник

Гипермаркет «ВсеИнструменты.ру» планирует IPO: как развивалась компания


Онлайн-гипермаркет товаров для строительства и ремонта «ВсеИнструменты.ру» планирует провести IPO на Московской бирже в июле 2024 года.

По оценкам источников Ведомостей, компания в ходе торгов собирается привлечь 15—20 млрд рублей.

Рассказываем, какой путь прошел магазин за 18 лет своего развития.

Бизнес-план на салфетке и звонок из-под парты

В 2006 году студенты Московского физико-технического института — МФТИ — Виктор Кузнецов и Николай Гудовских решили открыть свой бизнес по торговле инструментами. Кузнецов рассказывал, что замысел обсуждали в McDonald’s недалеко от института, а постулаты будущей компании записывали на салфетке.

Отец Николая Гудовских, владевший строительной фирмой, помог ребятам найти первых поставщиков и запустить бизнес. Первоначальный капитал составил около 100 000 ₽.

Сам Николай рассказывал, что в середине 2000-х годов многие его однокурсники мечтали открыть интернет-магазины, так как тогда выйти на этот рынок было довольно просто и дешево.

Кузнецов и Гудовских запустили бизнес, когда учились на четвертом курсе. На первом этапе все приходилось делать самим: отвечать на звонки, закупать товар на рынке и развозить по адресам заказчиков. Первый заказ на шуруповерт предприниматели приняли из-под парты — отвечать на звонок пришлось прямо во время лекции по квантовой физике в институте.

Через год работы ассортимент онлайн-магазина насчитывал уже более 4 000 видов различного электроинструмента и станочного оборудования, а еще через два года вырос в три раза.

ВсеИнструменты.ру в цифрах*
Количество магазинов и ПВЗБолее 1 000
Число наименований товаровБолее 1,5 млн
Число складов23
Города присутствия319
Ежедневное число заказовДо 100 000
Выручка за 2023 год132,8 млрд рублей

* Данные с сайта компании.

Первый розничный магазин и первые инвестиции

С ростом бизнеса его владельцы задумались об открытии офлайн-точек — чтобы не только расширить каналы продаж, но и упростить выдачу интернет-заказов. В 2009 году в Москве открылся первый розничный магазин «ВсеИнструменты.ру», который работал и как пункт выдачи. Еще через год компания открыла собственный сервисный центр по техобслуживанию и ремонту инструментов.

К 2011 году у компании уже была собственная сеть магазинов и ПВЗ в более чем двадцати российских городах. Ассортимент ВсеИнструменты.ру превысил 25 000 товаров, компания стала называть себя одним из лидеров рынка.

Растущий успех площадки привлек внимание крупных инвесторов — проект заинтересовал основателей инвестиционного фонда Zoom Capital и бывших совладельцев провайдера NetbyNet Вадима Курина и Грегори Беренштейна. В 2012 году фонд Zoom Capital приобрел 40% ВсеИнструменты.ру за 27 млн долларов. Эти деньги владельцы магазина вложили в расширение бизнеса в регионах.

Выручка ООО «ВсеИнструменты.ру» за последние годы*
ГодВыручка, млрд рублей
202036,8
202156,2
202286,5
2023132,8

* Данные из финансовой отчетности компании.

Еще через год интернет-магазин «ВсеИнструменты.ру» впервые вошел в тридцатку крупнейших компаний Рунета по версии журнала Forbes и занял 12‑е место в рейтинге.

Французская сеть хозяйственных магазинов «Леруа Мерлен» в 2014 году предлагала купить 100% ВсеИнструменты.ру, однако сделка не состоялась из-за начала санкционного давления на иностранные компании, вспоминал Беренштейн.

С расширением бизнеса компания задумалась о запуске собственных брендов: в 2015 году на российский рынок вышла продукция двух торговых марок ВсеИнструменты.ру — Inforce и Gigant. Сейчас под этими брендами продаются самые разные инструменты: от компрессоров и гаечных ключей до генераторов и сварочных аппаратов.

Сегодня у компании «ВсеИнструменты.ру» около тысячи магазинов по всей России. Фото с сайта компании

Свой маркетплейс и крупнейшая складская сделка в истории

Пандемийный 2020 год выдался для ВсеИнструменты.ру особенно удачным: компания нарастила выручку на 58%, до 43 млрд рублей. Виктор Кузнецов объяснял это тем, что строительная отрасль в пандемию не остановилась, стартовало много крупных строек, а B2C-клиенты начали приводить в порядок свои дома.

В апреле 2020 года компания запустила собственный маркетплейс. Руководство рассчитывало на то, что работа по модели маркетплейса позволит значительно увеличить ассортимент и привлечь новых поставщиков — многие из них в пандемию остались без привычных каналов продаж. Решение себя оправдало: по итогам первого года работы площадка собрала более 8 000 поставщиков, хотя планировала привлечь лишь 3 000.

Летом 2020 года ВсеИнструменты.ру подписала соглашение с девелопером PNK Group о строительстве склада площадью 182 000 м² на территории логистического комплекса «PNK Парк Домодедово». Компания — консультант проекта JLL называла эту сделку крупнейшей на рынке складской недвижимости за всю его историю в России.

Новый складской комплекс компании открылся в 2021 году и стал самым большим в Москве и Московской области. Проект привел к удорожанию стоимости земли в районе Домодедова примерно вдвое, а его стоимость, по оценке JLL, составила 8 млрд рублей.

ВсеИнструменты.ру принадлежит самый большой складской комплекс в Москве. Фото с сайта компании

Секреты успеха компании и перспективы IPO

Одна из причин успеха ВсеИнструменты.ру — активное развитие собственных ПВЗ, отмечает независимый эксперт по инновациям в ретейле Борис Агатов. Физическое присутствие в офлайне помогает сделать покупательский опыт более полноценным. Особенно это важно для сложных с технической точки зрения товаров, к которым относятся инструменты.

Еще один важный фактор: товары категории DIY люди предпочитают покупать на специализированных маркетплейсах. Это во многом связано с более информативными карточками товаров, лучшим поиском по сравнению с универсальными маркетплейсами.

«Развитию категории DIY в последнее время сопутствует успех. Все дело в том, что люди стали меньше тратить на путешествия и отпуск и чаще задумываться о ремонте своего жилища — этот тренд зародился в период пандемии, но и по сей день в силу внешних обстоятельств он продолжается. Льготная ипотека — тоже весьма важный фактор роста сегмента DIY».

Борис Агатов

Борис Агатов

Независимый эксперт по инновациям в ретейле

В ходе июльского IPO на Мосбирже предложение бумаг компании будет доступно для российских квалифицированных и неквалифицированных инвесторов-физлиц, а также для российских институциональных инвесторов. Среди целей выхода на биржу — повышение привлекательности бренда и привлечение капитала для развития бизнеса.

Аналитики и участники рынка сходятся во мнении, что компанию может ждать успех на IPO как на фоне бурного развития DIY-сегмента, так и на общем экономическом фоне.

«Дело в том, что мы находимся в иранском сценарии развития нашего фондового рынка, когда деньги в стране есть, а вложить их особо некуда и на бирже не так много предложений как для институциональных игроков, так и для частных инвесторов. Поэтому сейчас в целом благоприятное время для IPO».

Борис Агатов

Борис Агатов

Независимый эксперт по инновациям в ретейле

Новости, которые влияют на бизнес

Телеграм-канал: 2486 читателей

Новости, которые влияют на бизнес

Подписаться

АО «Тинькофф Банк», лицензия №2673

Алексей Ильин
Алексей Ильин

Продаете товары для строительства и ремонта? Расскажите о вашем бизнесе.


Больше по теме

Новости