Поставщик хочет принять участие в торгах по закупке принтеров. Он нашел техническую неточность в описании товара: заказчик покупает лазерный принтер, чтобы печатать на оптических дисках. Поставщик уверен, что в извещении техническая ошибка: лазерных принтеров для печати на оптических дисках не бывает, а значит, такой товар поставить нельзя, как и исполнить контракт.
Чтобы описание товара было верным и победитель торгов смог выполнить контракт, можно предложить заказчику исправить неточность. Рассказываем, как это сделать.
Как отправить вопрос через площадку
Чтобы заказчик получил запрос, необходимо отправить его через электронную площадку, на которой размещена закупка. Для этого нужно авторизоваться на площадке. Без авторизации кнопку «Подать запрос на разъяснение» не увидеть.
Если запрос будет отправлен другим способом, то заказчик не обязан на него отвечать.
Когда можно отправить вопрос
Подать запрос на разъяснение можно не во всех способах закупки.
Электронный конкурс и электронный аукцион. Это возможно сделать до или после подачи заявки, главное — не позднее чем за три дня до окончания приема заявок.
Заказчик должен ответить в течение двух календарных дней со дня размещения запроса. Документ с разъяснениями публикуется на официальном портале госзакупок — в ЕИС. Автору запроса приходит уведомление на почту, которую он указал в личном кабинете.
Если вы отправите запрос позже, заказчик может ответить по желанию, но уже не будет обязан это делать.
Запрос котировок. Подать запрос нельзя. Если условия закупки не устраивают, то лучше не отправлять заявку.
Что можно уточнить в запросе
Поставщики могут задавать любые вопросы и предлагать изменения в извещении. Можно написать об ошибках в описании закупаемых товаров: например, заказчик закупает краску, но указал объем упаковки, которого в принципе не бывает.
Если поставщик не согласен с ценой товара, об этом тоже можно написать в запросе: например, цена явно занижена по сравнению со среднерыночной. Это может говорить о том, что у заказчика есть договоренность с каким-то поставщиком, а это уже нарушение закона.
Заказчик не обязан соглашаться с каждым предложением, но должен аргументированно объяснить свою позицию.
Если заказчик что-то меняет в извещении, он обязан продлить срок подачи заявок.
Что делать, если заказчик не ответил на вопрос
В одной закупке можно подать до трех запросов. Если заказчик не ответил на первый запрос, попробуйте переформулировать вопрос, приложить ссылки на статьи в законе и нормативные акты, которые подтверждают вашу позицию.
Чтобы заказчик ответил на вопрос или выполнил требуемое действие, запрос на разъяснение должен быть максимально точно сформулирован.
Заказчик в извещении установил запрет на постановку иностранной промышленной продукции, хотя не имел на это права. Промышленная продукция не содержится в перечне запрещенных для импорта товаров по постановлению Правительства РФ № 616. В запросе на разъяснение нужно потребовать внести изменения в извещение и убрать запрет.
Если вы уже подали заявку, а заказчик не отвечает на запрос и не вносит изменения в закупочную документацию, заявку лучше отозвать. Так вы избежите риска заключить невыполнимый контракт и не попадете в Реестр недобросовестных поставщиков.
Если хотите побороться за контракт, жалуйтесь в ФАС на содержание документации. Жалобу можно подать в ЕИС — для этого в личном кабинете поставщика есть специальная форма.
Что ждет заказчика, который не отвечает на запросы
Если заказчик игнорирует запрос поставщика или отвечает дольше, чем два дня, он заплатит штраф:
- должностное лицо — 15 000 ₽;
- юридическое лицо — 30 000 ₽.
Если заказчик не соблюдает правила ответа на запросы разъяснений, это может послужить поводом признать электронный аукцион недействительным по жалобе участников.
А вам приходилось задавать дополнительные вопросы заказчику госзакупки? Какой информации не хватало?