Что случилось. 35% россиян раз в месяц совершают незапланированные покупки, чтобы побаловать себя или близких. Чуть больше четверти — 26% — делают спонтанные покупки раз в несколько месяцев. Каждую неделю покупают что-то спонтанно 18% респондентов, и только 9% россиян в принципе не готовы к спонтанным тратам. Это показал опрос BNPL-сервиса Долями.
Спонтанные покупки респонденты чаще совершают в интернете, чем в офлайне. Более 30% опрошенных готовы потратить на спонтанную покупку 2—5 тысяч рублей в месяц.
Чаще всего спонтанно россияне приобретают одежду и обувь, товары для дома, косметику и парфюмерию. Особенно эти товары популярны у женщин. Мужчины чаще делают незапланированные покупки в категориях бытовой техники, товаров для авто, строительных материалов.
Категория спонтанных покупок зависит и от возраста: люди до 25 лет чаще спонтанно покупают канцтовары и книги, в 25—44 года ― одежду и обувь, а также бытовую технику. После 45 люди чаще покупают спонтанно товары для дома и строительные материалы.
В основном от покупки понравившегося товара россиян удерживает стоимость — так ответили 58% респондентов. На втором месте в списке барьеров — сомнения в необходимости товара. 9% опрошенных останавливает от спонтанных покупок некорректная работа сайта магазина, 7% — мнение о покупке со стороны, а 6% — очереди в офлайн-магазинах.
Что это значит для бизнеса. Данные исследования можно использовать при создании рекламы и акций. Также авторы исследования отмечают, что с апреля 2021 года число покупок с Долями превысило 50 млн: BNPL-решения сформировали новый паттерн платежного поведения россиян и позволили им не откладывать желаемые покупки.