О чем речь. Федеральная антимонопольная служба установила, что Wildberries и Ozon занимают доминирующее положение на рынке маркетплейсов. Их суммарная доля достигает около 80%. При этом надзорные органы получают много жалоб на площадки от покупателей и продавцов.
Что случилось. Совет Федерации предложил ограничить маркетплейсы, чья доля в онлайн-продажах превышает 25%. Таким компаниям могут запретить открывать новые пункты выдачи заказов. Соответствующий законопроект уже готов, сообщил глава комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов.
Аналогичное ограничение уже действует для офлайновых продуктовых сетей: им нельзя покупать или арендовать новые площади, если на компанию приходится от 25% товарооборота в регионе. Но пока требование заморозили, чтобы ретейлеры могли занимать площади ушедших иностранных компаний.
Что это значит для бизнеса. Если предложенный законопроект примут, то, по мнению президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, это негативно отразится на малом и среднем бизнесе. Развитая инфраструктура маркетплейсов упрощает торговлю для продавцов в России.
За усиление регулирования электронной торговли с учетом роли маркетплейсов выступает Минпромторг, но в рамках других инициатив. Например, один из рассматриваемых в Госдуме законопроектов предполагает запрет для маркетплейсов менять условия договоров с партнерами чаще раза в год.